БРАТВА НАША МЕНЬШАЯ
Я уже делился с читателями , что работал в свое время на зоне, завучем вечерней школы в ИТУ (исправительно-трудовом учреждении) строгого режима, а проще - в колонии. Среди лагерных авторитетов был сиделец с таким количеством ходок, что для наколки нужных куполов церквей на его татуировке уже не было места. Понятно в школу он не ходил, но пару разговоров с ним у нас было...
Прошло время, несколько лет назад побывав в России, я встретил его в маленьком скверике, поздоровались, немного поговорили. Я обратил внимание, что он кусочками довольно приличной колбасы кормит пару уличных кошек, крутившихся у него под ногами. При этом обращался он к ним подчеркнуто:
“Отощали, урки? Давай, братва, пользуйся”...
Старый авторитет снисходительно пояснил мне, что правильных блатных в зонах считай не осталось, а большинство теперешних зеков - шерстяные да бакланы косячные, на высокое звание “братва” - не тянут. Вот потому он и зовет так теперь только всякую живность.
А я собираюсь рассказать кое-что именно об этой “живности”.
ТЕЛЕПАТ ДЫМОК
Было это давным-давно, с тех пор много лет прошло. Учился я тогда в 5-м классе школы и подружился, как оказалось на всю жизнь, с Володей.
Жил он в квартире старого типа с высокими потолками, широкими окнами, старинными паркетными полами, которые даже периодически натирались. Я часто бывал у него и никогда не упускал случай погладить-потискать здоровенного пушистого котищу, которого в семье именовали скромно - “Дымок”.
Мой друг Вовка эту кличку не признавал, а звал кота довольно пренебрежительно - “Окурок”, или даже “Чинарик”.
Отличался котофей потрясающей ленью и стойкой привычкой располагаться на самом проходе. Сгонять его с места было бесполезно, через несколько минут он упрямо возвращался.
Однажды захожу я к однокашнику и вижу привычную картину: прямо посреди комнаты, чуть не под ногами, лежит большущий толстобрюхий котище, который чуть-чуть приоткрыл один глаз при моем приходе.
Мы чем-то занялись, как вдруг я вижу, что этот усатый хвостатый лентяй срывается с места и одним прыжком заскакивает на высоченный, еще старинного типа, шифоньер в углу комнаты.
Понятно, я удивился, спрашиваю:
- Вовк, чего это с ним? А привыкший к такому поведению котяры хозяин спокойно отвечает:
- А это Славка идет...
Действительно, примерно через пару минут заявляется один дружок по дому. Он заходил к Володьке довольно часто и очень уж не любил ленивого дармоеда, который и мышей-то ловить не сможет, если бы они были. Зайдет Славка в квартиру, радостно заорет: “Ага, Кошак!”, - первым делом ухватит усатого за шкирку и пустит его волчком по натертому паркету. Крутится пушистый бедолага по скользкому полу, пытается зацепиться когтями, орет-мявкает, но в результате обязательно шмякнется о стенку.
Понятно, что такое обращение коту не нравится, вот он и пытается спастись.
Я даже подскочил:
- Вы что, не понимаете, кот этот особенный. Он - сверхчувствительный (слово “телепат” мы тогда не знали)!
Понятно, боится он тебя, Славка, но ведь ты был еще далеко! Да мы же на втором этаже, до тебя две закрытых двери, не видно, не слышно... Даже собака на таком расстоянии не унюхает... Как же тогда этот зверюга мог заранее почуять твой приход?
Ответа на эти вопросы у меня и сейчас нет...
Но мы после этого случая кота зауважали, а Володя даже перестал звать его “окурком” и обращался более почтительно - “Дым, жирняга, марш с дороги!”
ПОЕДИНОК
Крупная, светло-пятнистой масти, похожая на лабрадора, но беспородная, Дона считалась сторожевой собакой и скрашивала одиночество ночных дежурных шомеров.
Выросла она на стройке, и хотя содержалась на цепи, но целый день вокруг люди и повышать на них голос запрещено! По какой причине таких же людей надо облаивать ночами Дона не очень понимала.
Но голосище и комплекция у псины будь здоров, авось возможные нарушители поопасаются... Да и живая душа рядом, вот шомеры и заботились, приносили вкусненькое, выгуливали. Каблан даже периодически покупал мешками собачий корм - на сторожей, мол, надежды мало, только спят.
А еще на стройке прижились несколько кошачьих семейств... Вот этих классовых врагов Дона постоянно пыталась достать, догнать, разорвать, растерзать. Но цепь!..
К тому же один из сторожей иногда кошек подкармливает... Каково порядочной собаке, кроме природной вражды, еще и переносить, как этим невыносимым созданиям дают еду? Поэтому любое ночное появление кошки сопровождалось оглушительным собачьим протестом, и этот шум вызывал законные жалобы соседних жителей.
Особую злобу Доны вызывала одна пятнистая, крупная, гладкошерстная кошка. Эта злодейка очень четко знала дистанцию и бессовестно этим пользовалась. Усядется в сантиметрах от пасти, даже не шипит и не надувается, наслаждается хриплым лаем, чуть не мурлычет от удовольствия, и только что рожи не корчит, как в мультиках.
Однажды вечером, в свое дежурство, отстегнул я Дону от цепи, отпустил размяться. Обрадованная помощница набегалась и улеглась на свое место. И здесь появилась та самая злодейка. Понятно, что Дона метнулась свести счеты. Кошка, удивившись, что пес не на цепи, задрала хвост и метнулась в сторону ближайшего забора. Обычное бетонное основание с полметра высотой, на нем типовая металлическая рамка-обвязка и проволочная сетка. Кошка запрыгнула на бетон, и - развернулась к собаке. Даже не напыжилась, не взъерошила шерсть, не зашипела, а просто смотрела.
Дона притормозила в полуметре, прекратила лай, тоже уставилась в глаза нахалке, и минуты две происходила напряженная зрительная дуэль. Потом как-то бесшумно схватились, кто начал первый - не ясно; ни рычания, ни фырканья, ни грызни, ни хриплого визга - только клубок катался около минуты. Так же неожиданно драчуны разъединились, кошка запрыгнула повыше, на сетку, собака уселась напротив. Очень неуверенно и тихо ненадолго гавкнула, не бесновалась - смотрела.
Кошка сидит наверху, на узком металлическом уголке, балансирует, не делает попытки спрыгнуть на другую безопасную сторону, и - опять не шипит, а только смотрит. Снова противники как будто гипнотизируют недруга взглядами. Никто не уступает...
А дальше, как-то одновременно, киса двинулась по забору чуть в сторону, Дона немного отошла, враги разбежались.
Я был уверен, что собака в схватке наверняка покарябана, подозвал, осмотрел - ничего. Кошка меня близко не подпускала, но на вид у неё тоже никаких травм не было. Похоже, что столкновение без особого применения силы закончилось боевой ничьёй...
Но в результате, нейтральная полоса всё же значительно увеличилась... На радость соседям ночного шума стало намного меньше.
БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
Согласно учению И.П.Павлова о рефлексах, новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.
Попробую на примерах из детства моих сыновей, не очень серьезно, но поспорить с академиком - “некоторое время” необходимо не всегда.
Моему младшему было около пяти лет, когда мы пару недель отдыхали в Кисловодске. Типичный курортный дом на окраине, сад, огородик, куры, собаки... Пожилой хозяин первым делом предупредил нас: “Смотрите за детьми! У меня петух такая зараза, собак не выпустишь, глаза выклюнуть норовит! Даже на людей кидается, стервец! Зарезать жалко, хорошо бандит кур топчет...”
Это предупреждение мы благополучно выслушали, занялись распаковкой вещей, и не заметили, как наш сынуля вышел во двор. Опомнились, только услышав громкий голос хозяина.
Вот его рассказ: “Выхожу, смотрю сидит ваш малец и что-то приговаривает. А перед ним валяется мой петух. Башка завернута под крыло так, что бедный Петька закатил глаза, слабо дрыгает шпорами и уже сквозь перья синевой просвечивает, бедняга. Встряхнул я его, вроде очухался султан наш, в подвал побежал женам жаловаться!”
Понятия не имею, откуда взялось знание этого приёма у моего сугубо городского сына, который с живым-то петухом и не встречался раньше.
Понятно, что свою порцию нравоучений ребенок получил, но до конца отпуска мы “страшного Петьку” не видели. Едва заслышав с утра голосок нашего младшенького, прятался боевой петух в подвале.
* * *
Второй случай произошел через несколько лет с моим старшим сыном, которому было лет двенадцать-тринадцать.
Увлекались мы с ним тогда рыбалкой, был у меня и свой катер “Прогресс”. Усядемся рано утром на мотороллер, с собой канистру бензина - и гоним на лодочную станцию.
А дорожка проходила мимо поселка, где в каждом дворе обитали собаки. Конечно, ещё издалека услышав трескотню мотора, выскакивали они из подворотен, и провожали наш экипаж радостным лаем.
Собаки поднимали шум больше для порядка, беззлобно, бежали весело и никакой агрессии не проявляли.
Но вот один крупный косматый кобель, явный предводитель этой свары, так просто упускать случай проявить себя ни за что не хотел. Этот зверюга не лаял, он с рычанием догонял мотороллер и зловредно хотел куснуть голые мальчишечьи ноги. Попытки отпихнуть сандалетой его не впечатляли, а только увеличивали азарт. Бедный сын был вынужден поднимать ноги чуть не до груди.
Нам это надоело, и в очередную поездку захватили мы с собой металлический гибкий прутик. Когда пес опять пристроился близко к ногам, сын изловчился и хорошо перетянул налетчика вдоль спины.
Лохматый хулиган завизжал и поспешил в свой двор делиться впечатлениями. С тех пор, проезжая мимо его территории, мы слышали только хриплый лай и призывы к “войску” растерзать обидчиков, но сам он даже носа не казал.
Как видим, ни петуху, ни барбосу долгих повторений не потребовалось. Для выработки стойкого рефлекса животным хватило и одного урока.
ИНСТИНКТ ИЛИ...
Многое в поведении животных невольно заставляет менять свои старые школьные представления о наличии разума только у человека.
Совсем недавно, на Мертвом Море, подсмотрел я такую ситуацию: простейший мусоросборник на пляже из металлического кольца на стойках-ножках и закрепленного на нем пластикового мешка, в который отдыхающие сбрасывают пакеты с отходами.
Я обратил внимание, что вокруг большого прозрачного пластика мусорки упорно ходит кошка и внимательно рассматривает. Очевидно, было там что-то уж очень притягательное, поэтому запрыгнула киса на верхний обруч, перегнулась вниз и попыталась достать интересующий пакет.
Не получилось. Прыгать вниз, во внутрь мешка кошка по каким-то своим соображениям не захотела, и еще несколько раз повторяла неудачные попытки достать сверху.
А затем увидел я, как кошка устроилась поудобнее на узкой опоре, уцепила передними лапами весь большой мешок, подтянула его к себе повыше - и тогда спокойно достала из него интересующий ее пакет!
Вкусненькое содержимое надежно перехватила зубами, можно теперь убежать и нормально покушать.
Такой способ добычи инстинктивно не передается, это надо было сообразить!
НАМ ЕЩЁ ДОВЕРЯЮТ
Недавней весной сижу я как-то ранним утром, жду автобус, который не торопится.
Типовая остановка, почти не сломанные сиденья, между крышей и боковой стенкой из стеклоблоков пространство для вентиляции. Сижу, поглядываю по сторонам, и вижу, что на эту стенку садится маленький воробей. Держит в клювике какую-то добычу, но завтракать не спешит, долго сидит, вертит головкой, чего-то дожидается...
Я чуть отвернулся, и краем глаза увидел, что пичуга залетает вовнутрь остановки и неожиданно исчезает. Я поначалу даже не понял, куда она девалась, начинаю осматриваться...
Замечаю над головой щель не шире мизинчика, где чуть отвисла пластиковая подшивка потолка, и вдруг именно оттуда выпархивает воробышек - и улетает.
Проходит несколько секунд, и я вижу, что точно на это же место прилетает еще воробей, более крупный на вид. В клюве удалось разглядеть какую-то букашку. Этот воробей изучал обстановку значительно меньше, быстро решил, что я безопасен - и протиснулся в ту же щель.
До меня дошло, что эта семейная пара соорудила там гнездо, вывели птенцов и теперь выкармливают. Первой прилетала осторожная и терпеливая мама, а затем легкомысленный, и как полагается мужчине, большой и храбрый папа.
Ждал я автобуса довольно долго, воробьишки привыкли, убедились, что намерения у меня мирные, и залетали в свое гнездышко уже без промежуточной посадки...
Меня очень впечатлил умненький подход к выбору места для временного жилища!
Ведь здесь ни кот не доберется, ни разбойница ворона, ни малолетний озорник - все-таки высоко... А взрослый человек, возможно, и не обидит.
comments (Total: 1)
Спасибо большое!
Получил огромное удовольствие от ваших зарисовок!