ЭРДОГАДОСТИ. Почему у турецкого премьера вдруг зачесалось его османское самолюбие?
“Широко шагает мальчик, пора бы его унять!” - эх, не по тому поводу сказал это Суворов! Просто с Эрдоганом не был знаком, а то бы сказал пренепременно. Посудите сами: для начала Эрдоган резко рассорился с Израилем, с которым были давние взаимовыгодные военные и торговые связи, и пообещал усилить группировку ВМС в Восточном Средиземноморье. Да что там взаимовыгодные связи, когда критикой Израиля и позицией новоявленного защитника Газы он заслужил звание героя на арабской улице!
Затем пришла очередь Кипра. Ну, тут все логично, не упускать же шанс приобщиться к газовым месторождениям, хоть и не своим. Потом до Греции добрался. Прислушался - все вроде тихо. Тогда пошли в ход угрозы Евросоюзу. Агентство “Рейтер” привело слова вице-премьера Турции Бешира Аталая:
“Если ЕС предоставит переходящий пост председателя Южному Кипру, между Турцией и ЕС начнётся настоящий кризис”.
Осмелев, Эрдоган потребовал от Берлина открытия в Германии турецких школ, назвав ассимиляцию турок в Германии “преступлением против человечности”. Опять молчат. Тогда пришла очередь НАТО. Турция, будучи членом НАТО, объявила о допуске России и Китая в тендер на поставку вооружений на сумму более миллиарда долларов. И дело даже не в деньгах, хотя и в этом тоже: российские и китайские системы физически невозможно подключить к единой разведсети НАТО. Но настоящие проблемы начнутся, если турки позволят русским или китайцам осуществить техническую интеграцию систем. В таком случае Россия и Китай получат доступ к стратегически важным разведданным НАТО. Предугадать реакцию НАТО не сложно, но Турция ее, эту реакцию, проигнорировала. Ну а отношение к США озвучил за Эрдогана саудовский принц Турки своей статьей “Применишь вето, потеряешь союзника”.
ПОГРЕМЕЛИ В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
А потом, освободившись от старых пут, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу рассказал о новой политике Турции - “Неоосманизме”. В частности он заявил:
“Существует наследие, оставленное Османской империей. Нас называют “неоосманами”. Да, мы “новые османы”. Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в Африку. Великие державы наблюдают за этим с растерянностью”.
Эти идеи Давутоглу продвигает достаточно последовательно. Еще в 2001 году, когда он заведовал кафедрой международных отношений в университете Бейкент, в книге “Стратегическая глубина - международное положение Турции” Давутоглу обосновывал сегодняшнюю внешнюю политику Турции необходимостью возврата утраченного влияния на “бывший османский мир”.
На встрече с экс-президентом США Биллом Клинтоном Давутоглу так объяснял внешнеполитические действия Турции:
“Обведите на карте вокруг Турции круг диаметром 1000 километров - в него попадет 20 стран. Обведите круг диаметром 3000 километров - в него попадет 70 стран. Турция будет интересоваться своим окружением”.
Похоже, что своим окружением Турция считает те страны, где правящие режимы были сметены тем, что по непонятной причине назвали “Арабской весной”, а также и те, кто этой “весны” испугался.
Самыми первыми кандидатами в неоосманский круг, видимо, являются Египет, Тунис и Ливия.
Неоосманизм направлен не только в Африку. Еще в 1992 году Турция объявила себя “старшим братом”, “агабейлик” тюркских государств, открыв при МИДе “Агентство тюркского сотрудничества и развития (ТIКА)”. В 1993 году идея Великого Турана легла в основу создания организации “Дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран и общин”. Труды правоверные заметили: Эрдогану в Саудовской Аравии вручена Международная премия короля Файсала в категории “за служение исламу”. Широко шагает!
АХ, БЕНЕФИС, БЕНЕФИС, БЕНЕФИС!
Бенефис - особый день в жизни любого актера. Он случается редко и, как правило, лишь по особым случаям. Поводом для бенефиса Реджепа Тайипа Эрдогана стало сентябрьское турне по странам победившей арабской революции. В каирском аэропорту Эрдогана встречали тысячи египтян, которые скандировали лозунги: “Спаситель ислама, любимый Аллахом Эрдоган!”, “Народы Египта и Турции - единый кулак!”, “Добро пожаловать в Египет, премьер Эрдоган!”. Турецкий премьер приветствовал египтян на арабском языке: “Приветствую египетскую молодежь, народ Египта!”. Все - по законам жанра.
Цена словам на Востоке известна, однако все равно приятно. Но что за пышными декорациями, так сказать сзади?
Египет, десятилетия бывший лидером на Ближнем Востоке, сильно ослаблен, эта роль ему уже не по силам, да и не по карману. Вот Турция и начала с этого “слабого звена” свою экспансию “пантюркизма”. В качестве аргумента Эрдоган может предъявить свою достаточно мощную армию и поддержать свои притязания военными методами, послав в Восточное Средиземноморье группировку ВМС. Подписанное в ходе этого визита соглашение о стратегическом партнерстве двух стран хорошо вписалось в концепцию неоосманизма. Эта концепция подтверждается еще и 600-тысячными вооруженными силами, вторыми по численности и третьими по боевой мощи в НАТО, и военным бюджетом 25 млрд. долларов. В долгосрочной перспективе Турция намерена выделить на модернизацию армии $120 млрд. до 2020 года.
В Тунисе и Ливии Эрдоган встретился с “революционными” лидерами, правда, ничего не подписал. Но это и естественно, их власть еще не устоялась, но ничего, подпишет. Этим “революционерам” нужно прислониться к какому-то центру силы и, само собой, финансов. В качестве финансового донора “Нового Ближнего Востока” (не по Пересу), Саудовская Аравия активно продвигает свои услуги. Она спасает то египетские финансы, то Абу-Мазена, то вместе с богатейшими арабскими странами, Кувейтом, Катаром, ОАЭ помогает странам “арабским веснам”.
НЕТ ДРУЗЕЙ, ЕСТЬ ИНТЕРЕСЫ
Итак, в Средиземном море Турция к “не друзьям” относит Израиль, Кипр, Грецию. Последовательно ухудшает свои отношения с ЕС, НАТО и США, имеет весьма напряженные отношения с региональным соперником (в борьбе за лидерство в мусульманском мире) Ираном. Ее интересы - заключение стратегического союза с Египтом, налаживание связей с Тунисом и Ливией. Поддержка протестных групп в Сирии дает надежду Турции на гегемонию там, в послеасадовском времени. Что будет дальше - знать не дано, но с помощью кофейной гущи и сивиллиных книг можно с большой долей вероятности предсказать стратегический союз Турции со странами Персидского залива (ССАГПЗ). Союз этот - богатый и антиирански настроенный, и, к тому же, создавший объединенные силы обороны и быстрого реагирования “Щит полуострова”. А в союзе с ССАГПЗ можно побороться, после ухода оттуда США, и за влияние в Ираке.
Для подтверждения угроз Израилю и Кипру турецкое командование разработало стратегию “Операция Барбаросса - Эгейский щит”. “Барбаросса” - это не в честь немецкого императора Фридриха, а в честь опасного средиземноморского пирата Хайраддина. Согласно этой стратегии Турция развернет в Восточном Средиземноморье два фрегата, два корвета, несколько сторожевых кораблей и ракетных катеров, суда обеспечения с прикрытием авиационной группой.
А непосредственно вблизи берегов Израиля и Кипра будут патрулировать четыре фрегата и одно судно обеспечения с подразделением коммандос на борту.
Это на юге, а на Черном море есть еще интересное образование, детище региональных устремлений Турции, “Блэксифор”. Эта военно-морская группа оперативного взаимодействия с гибкими функциями создана Россией и Турцией с целью не допустить НАТО в Черное море. Позиция Турции в том, чтобы, опираясь на “Блэксифор”, занять “черноморскую площадку” и сделать излишними заходы других кораблей.
БИТВА ЗА ЛИДЕРСТВО
Сейчас для Эрдогана страдная пора, самое время захватить лидерство в мусульманском мире. Для арабов турки всегда были чужаками, и к тому же многие еще помнят жизнь под турецкой властью. Не самые приятные воспоминания, и потому нужны определенные усилия для преодоления этого негативного отношения, для чего прекрасно подходит разрекламированная конфронтация с Израилем. В войну не перерастет, а для имиджа подходит.
Став лидером в мусульманским мире, Эрдоган уже не будет нуждаться в Евросоюзе, скорее Евросоюз будет нуждаться в нем. Пока его еще можно остановить. Но либеральная Европа спокойно смотрит на угрозы Кипру, не предложила ему помощь и защиту. Нейтралитет сохраняет.
Данте писал, что “Самые жаркие угли в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет”. Но кто его сейчас читает...
Эрдоган требует очень серьезного внимания со стороны Запада. Декларации Турции по поводу “нулевых проблем с соседями”, “многовекторности внешней политики” не должны заслонять одновременно употребляемые термины “мягкая мощь”, “региональная сверхсила”. Это не пиар, а четко продуманный и последовательно реализуемый курс к положению региональной сверхдержавы.
Вряд ли все это ведет к процветанию Турции, поэтому ему нужно загодя начать заботиться о тюрьмах и больницах.
ОТ РЕДАКЦИИ
Этот текст был написан до того, как Эрдоган в интервью американскому телеканалу CNN заявил:
“Израиль - жестокая страна, безжалостно убившая сотни тысяч палестинцев, тогда как выпущенные по Израилю ракеты привели к гибели считанных израильтян. У Израиля имеется оружие массового уничтожение и ядерное оружие. А что есть у палестинцев?! Почему Запад пытается помешать Ирану использовать атомную энергию в мирных целях, в то время как у Израиля есть ядерное оружие?
Моя страна никогда не нормализует отношения с Израилем, если тот не примет турецкие требования.
Отныне наши военные корабли будут сопровождать суда, направляющиеся к сектору Газа, так как Израилю доверять нельзя”.
Владимир ЯНКЕЛЕВИЧ, военный обозреватель “Секрета”
comments (Total: 3)