Почему арабы бегут в еврейские города
В мире
Фото: Кармиэль | Aklyuch, Википедия
На прошедшем в Тель-Авиве Всеизраильском форуме по недвижимости интерес собравшихся - специалистов по недвижимости, биржевых аналитиков и журналистов - вызвало выступление представителя арабского сектора. Йосеф Джабарин, профессор архитектуры и планирования городов, советник президента Техниона по национальным меньшинствам сумел заинтересовать зал своими выводами, которые прозвучали весьма неожиданно и кое-кого даже застали врасплох
Профессор Джабарин удивил собравшихся смелым заявлением: “Сильному населению арабских городов Израиля, находящихся в беспросветной нужде, бежать некуда, разве что в соседние еврейские города, что и происходит на самом деле. При этом таких беженцев становится все больше и больше”.
Мы обратились к профессору Йосефу Джабарину, чтобы выяснить подробности тенденции, о которой он рассказал. Надо сказать, что спрос на его исследования очень высок, и во время форума нам не удалось с ним пообщаться. Пришлось разыскивать профессора позже.
- Ваше выступление на форуме оказалось очень любопытным и привлекло внимание ведущих СМИ Израиля.
Что же получается - несмотря на все усилия, разговоры и даже бурные демонстрации арабов, евреи по-прежнему не знают, что происходит с арабским меньшинством в Государстве Израиль.
-Да, это так. Я думаю, Государство Израиль относится недостаточно внимательно к отслеживанию демографических тенденций, и прогнозы относительно развития арабского сектора оказались весьма неточными.
Так, долгое время считалось, что темпы роста арабского сектора населения замедлились, и цифра остановилась на отметке “один миллион”.
На самом деле арабское население страны растет довольно значительными темпами, и сегодня есть скорректированные данные, согласно которым, через 4 года в Израиле будет два миллиона арабов.
- Да, вот это статистическая погрешность! А ведь многие по-прежнему считают, что демографическая угроза давно снята, арабское население растет медленно, уровень рождаемости там в некоторых случаях стал ниже, чем у евреев, - мол, сказывается израильский стиль жизни. Действительность опровергает прогнозы?
- Конечно. При этом государство совершенно не готово заниматься нуждами этой группы населения и вовсе не заботится о том, чтобы реально улучшить жизнь арабского сектора.
Приведу простой пример: 50% всего арабского сектора Израиля по своему экономическому уровню находится ниже официальной черты бедности. Аналогичный показатель применительно к детям еще хуже - более 55% детей в арабском секторе населения живут за чертой бедности. А теперь задумайтесь, что будет с этими детьми, если ничего не изменится.
- Да, картина не столь уж радужная... Но мы привыкли к постоянным жалобам со стороны представителей арабского населения. Тут и арабские политики, в том числе и те, кто позволяет себе явно антиизраильские выходки, и представители местной власти, и различные общественные организации... Просто стон стоит. Между тем, Государство Израиль собирается выделить миллиард шекелей исключительно на нужды арабского сектора населения. Как с этим?
- Есть еще и выводы комиссии министерства финансов - так называемая программа 120 дней, которая должна способствовать расширению строительства в арабском секторе населения. Я в нее не верю.
Проблема жилья в арабском секторе стоит не менее остро, чем в еврейском. Прочитав эту программу, я сразу заявил, что реально она не приведет к строительству хотя бы одной квартиры-студии. Потому что минфин, даже имея деньги, не сможет что-либо изменить, ведь для строительства необходимо расширение юридискции местных властей и разрешение на расширение строительства, а этого нет.
Проблему должно решать другое ведомство - министерство внутренних дел Израиля, а оно ее решать не хочет.
Арабские селения по многим показателям - настоящие гетто, они очень тесные, с большой скученностью населения и, соответственно, очень бедные.
- Снова попытки создать впечатление, что арабы сплошь бедные и нищие, хотя всем известно, что среди арабов растет количество высокообразованных людей, которые могут гордиться своими дипломами. Взять, например, вас - учеба в Гарварде многое значит. Вы профессор Техниона, советник президента этого вуза по проблемам меньшинств...
- В последние годы действительно отмечается сокращение разницы между арабами и евреями в длительности обучения, все больше примеров, когда арабы учатся столько же, сколько и евреи. Все больше арабских студентов выбирают себе инженерные и технологические специальности.
Интерес к профессиям хай-тека растет и будет увеличиваться. При этом арабскому хай-теку еще предстоит появиться. Но даже при том что уровень образования повышается, безработица по-прежнему высока, да и проблема трудоустройства арабов остается очень острой.
Прежде всего необходимо отказаться от догм, что, мол, компьютерные специальности не нужны арабам и их не интересует хай-тек. Студенты-арабы, которые обучаются компьютерным специальностям, обращаются ко мне с жалобами на то, что они посылают по 20-30 обращений в большие компании и не получают ответов.
Никто не зовет их на интервью. Арабов не хотят принимать в хай-тек, несмотря на дефицит специалистов, это известная проблема, и здесь никаких существенных изменений в подходе не произошло.
Я убежден в том, что такой подход еще вернется ко всем нам, всему израильскому обществу, бумерангом. Ответственность за это ложится, в частности, и на компании, не только на государство.
Необходимо расширять хай-тек и для арабского сектора. Государство беспомощно в вопросах трудоустройства арабов, в том числе и тех, кому посчастливилось получить образование.
Для евреев центры по трудоустройству создаются, но до сих пор отсутствует стратегическая программа по трудоустройству арабов. Между тем, безработица очень высока, в том числе и среди обладателей высшего образования, особенно среди женщин. Не менее 14 тысяч арабок с высшим образованием пребывают в категории безработных.
- Но если есть процесс повышения уровня образования, то и число принадлежащих к среднему классу должно расти?
- В последние годы все более явной становится новая тенденция: представители арабского сектора, чье экономическое положение определяется как средний класс (“маамад бейнони гавоа”), отчаявшись обрести достойное жилье в родных городах арабского сектора, потихоньку перебираются в близлежащие города еврейского сектора, оставляя позади нищету и безработицу.
- Можете привести примеры такой тенденции?
- Пожалуйста. Например, город Кармиэль.
По нашим данным, там уже до 30 процентов арабского населения. Одновременно из таких городов уходит сильное еврейское население, передвигаясь ближе к центру страны. Сильные молодые арабские семьи предпочитают города, в которых и работу найти проще, и уровень различных услуг значительно выше, и образование для детей на другом уровне.
Понятно, что арабские населенные пункты, откуда уходит сильное население, становятся еще беднее, еще слабее, и там нарастает чувство безысходности, беспросветности.
Я вообще считаю, что в Государстве Израиль имеется ряд очень серьезных противоречий, связанных с развитием городов и строительством жилья. По многим признакам в последние годы Израиль совершенно четко определился и взял курс на политику свободного рынка. Однако нельзя сказать, что это прямой путь, поскольку в том варианте, который выбран, есть множество зигзагов.
Самое главное противоречие состоит в том, что при политике свободного рынка земли остаются в собственности государства. При этом, выбирая рыночный курс, Израиль снимает с повестки дня общественные проблемы, совершенно не заботясь о реальных проблемам разных сегментов общества.
Чем это чревато, видно уже сегодня. И понятно, что с ростом населения ситуация будет ухудшаться.
“Новости недели”