Прощай оружие...

В мире
№37 (804)

Постоянно ухудшающиеся отношения между Израилем и Турцией, по всей видимости, еще долго будут оставаться одной из основных тем СМИ. Судя по уже совершенным демаршам турецкого премьера Эрдогана, а также по тому, на что официальная Анкара пока намекает, впереди нас ждет немало неприятных сюрпризов.

Любопытна в данной связи позиция многих израильских журналистов, политиков и бизнесменов, которые в последние недели принялись дружно ратовать за извинения перед Турцией по поводу произошедшего на борту “Мави Мармара”.  Но анализ отношений Израиля с Турцией в последние годы показывает, что прошлой идиллии в обозримое время не вернуть, на какие бы уступки не пошли в Иерусалиме.

Сторонников извинений перед Анкарой немало, в первую очередь, в оборонном ведомстве. Среди них и министр обороны Эхуд Барак. Правда, делались соответствующие заявления инкогнито, а в качестве одного из основных доводов в пользу такого попрания собственного достоинства ханжески приводилась “необходимость спасти наших молодых ребят от преследования турецких властей в международных судебных инстанциях”. Теснейшее военное сотрудничество с Турцией, поставки этой стране крупных партий вооружений и, что очень важно, сотрудничество в области разведки – достаточно веские причины, чтобы мечтать хотя бы о частичном их восстановлении. К сожалению, эти мечты вряд ли сбудутся, и тому есть веские причины, не имеющие практически никакого отношения к событиям вокруг “флотилии мира”.

Основным двигателем сближения с Израилем, которое началось в 90-е годы, была турецкая армия, до недавних пор имевшая доминирующий в стране статус. С момента прихода к власти в 2002 году исламистской Партии справедливости и развития главной целью ее лидеров было устранение влияния армии, закрепленного в турецкой конституции. Так как данный процесс шел постепенно, а надежды на вступление в ЕС были велики, Эрдоган долго не решался решительно “наезжать” на Израиль. Тем не менее, первые поползновения проявились в 2003 году, а по-настоящему резкую форму обрели при правительстве Эхуда Ольмерта. Все эти годы в Турции слабело влияние армии, статус которой Эрдоган, пользуясь массовой поддержкой в народе, довел до рекордно низкого.  Сильнейший удар по позициям турецкой армии был нанесен даже не массовыми судебными преследованиями сотен офицеров и генералов по обвинению в заговоре, а недавней отставкой практически всей военной верхушки. Фактически это означало капитуляцию командования перед премьером. После этого надежды на то, что армия сможет добиться возврата к былым отношениям с Израилем, выглядят утопическими.

Во второй половине девяностых, а также в прошлом десятилетии именно Израиль стал одним из основных источников оснащения турецкой армии современными вооружениями и поспособствовал развитию турецкой военной промышленности. Для израильского ВПК Турция являлась в те годы важнейшим клиентом, после США и Индии.  Среди наиболее масштабных сделок: глубокая модернизация турецких истребителей-бомбардировщиков F-4 “фантом” и танков М-60 американского производства, поставка различных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сложнейшего разведывательного оборудования и множества других систем. Реализация одной из самых крупных сделок подобного рода завершилась летом 2010 года, уже после скандала с “Мави Мармара”. Тогда турки получили последние 4 из 10 закупленных ими за 180 млн. долларов БПЛА “хирон” производства концерна Израильской аэрокосмической промышленности.

БПЛА “хирон”, состоящие на вооружении армий многих высокоразвитых стран, являются отличным примером тех систем, в которых Израиль находится на лидирующих позициях. Имея возможность вести эффективную круглосуточную разведку почти в любых погодных условиях, часто скрытно от противника, БПЛА также осуществляют и целеуказание как для ВВС, так и для наземных средств поражения.

Ряд военных экспертов считают, что отказ от приобретения израильских вооружений и технологий в дальнейшем нанесет серьезный удар по возможностям турецкой армии, ведущей военные действия против курдов. Вряд ли это так. В любом случае турки без особых затруднений справятся с этими сложностями, так как многое из того, что им необходимо для этого, Израиль Турции уже продал, а то, что мог бы продать, ей предложат другие страны. Несомненно, в некоторых случаях это будут системы более низкого качества, но в любом случае положение Анкары в этом смысле вполне сносное. Пример подобной сделки - приобретение турками разведывательного спутника, позднее получившего название GOKTURK. Вариант, предложенный концерном “Таасия авирит”, лучше с точки зрения ТТХ, однако Израиль при этом настаивал на том, чтобы спутник не снимал нашу территорию. Турки не согласились и заключили договор с итальянцами. В итоге они получили спутник хуже качеством, но, тем не менее, вполне приемлемый.

Тот факт, что никаких санкций по продаже оружия Турции на данный момент нет и в помине, заставляет Анкару особо не беспокоиться по поводу потери Израиля как одного из поставщиков. Планы модернизации турецких вооруженных сил и так весьма впечатляющи. Кроме того, наряду с закупками огромного количества самых современных вооружений в США и Европе происходит бурное развитие турецкой военной промышленности. Среди прочего речь идет о кораблях класса корвет, которые уже поставляются на вооружение, и о проекте создания собственного танка под названием “Алтай”. Кроме 6 новейших подводных лодок Турция планирует обзавестись 100-120 самолетами пятого поколения F-35. Для сравнения: Израиль заказал всего 20 таких машин, а реализация опции на покупку еще 75 выглядит крайне туманной.

Если сейчас можно говорить о значительном превосходстве израильских ВВС над турецкими по целому ряду параметров, в том числе и по качеству боевых самолетов, то при условном явном превосходстве Турции в самолетах пятого поколения об очень многих преимуществах наших ВВС можно будет забыть.

Так как турецкие официальные лица уже успели недвусмысленно намекнуть, что при помощи своего флота намерены препятствовать “израильскому беспределу” в Средиземном море, казалось бы, детские сравнения из серии “кто сильнее” уже не кажутся оторванными от реальности.

Логика говорит о том, что слова останутся словами и турки не зайдут слишком далеко, но, как бы там ни было, у них есть чем сопровождать очередную “флотилию мира”. Количественно турецкий флот значительно превосходит израильский, а по некоторым компонентам налицо и качественный перевес. У Турции 14 (!) подводных лодок немецкого производства U-209 разных типов, которые, правда, менее современны, чем тройка израильских лодок класса “Дольфин”. Зато в Турции целых 17 кораблей класса фрегат, и хотя 8 из них - американские “Оливер Перри” - уже во многом устарели, а 8 – немецкие МЕКО-200 разных типов - еще вполне соответствуют современным требованиям. Именно о приобретении МЕКО-200 мечтает в последние годы командование израильских ВМФ, но на данный момент корабли класса фрегат на вооружении нашего флота не состоят. Имеются у турок корветы, десятки тральщиков, ракетных и патрульных катеров, а также десантных кораблей.

Что касается турецких ВВС, то их главной ударной и истребительной силой являются свыше 210 F-16 различных, в том числе и самых новых модификаций. Приобретение, а также модернизация самолетов этого типа продолжается и сейчас. Поступающие в эти дни на вооружение турецких ВВС самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) существенно расширяют возможности их применения вдали от своих аэродромов. Для сравнения: согласно иностранным источникам, число F-15 и F-16 в израильских ВВС почти в два раза больше, чем F-16 у турок. Правда, последние располагают вдобавок значительным количеством устаревших F-4 и F-5.

Несмотря на потерю Турции как крупного рынка сбыта вооружений, надо помнить, что окончательно эта потеря произошла еще в 2009 году -  с тех пор не была совершена ни одна серьезная крупная сделка. То же самое можно говорить и о военном сотрудничестве (например, о крайне важной для израильских летчиков возможности тренироваться над турецкой территорией).

Огромное значение имело сотрудничество в сфере разведки, уходящее своими корнями во вторую половину 50-х. Само собой, любые подробности здесь абсолютно засекречены, но, исходя из того факта, что Турция граничит с Сирией, Ираком и Ираном, можно предположить, какие возможности открывались перед Израилем при содействии со стороны турецких коллег. На данном поприще все окончательно заглохло еще летом 2010-го, когда турецкую разведку возглавил Хакан Фидан, приближенный Эрдогана, известный своими связями с Ираном.

Давид Шарп
“Новости недели”


comments (Total: 2)

После изчезновения коммунистической угрозы Советского Союза, Турция утратила свое стратегическое значение. Однако Запад продолжает потакать ей по инерции. Настало время спросить с турков по полной и за военные преступления в Курдистане, и за предательство во время Иракской войны когда она отказалась предоставить территорию для удара по Ираку с севера, в результате чего огромное колличество саддамовских головорезов ушли из окружения и затем стали вести партизанскую войну против солдат коалиции. Именно предательство Турции обернулось Америке затяжной войной в Ираке и многотысячным людским потерям. Настало время спросить с турков за все.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока - Эрдоган создает новую Оттоманскую Порту. Ему нужен исламский мир, а не Запад, который и так от него никуда не денется. Союз с Израилем для него обуза, тем более, что этот союз заключался при его противниках и выгоден им, а не ему. Он и поддерживающая его группа в правящем триумвирате – Эрдоган-Гюль-Давутоглу блестяще разыграли кризис с Израилем, спровоцировав столкновение вокруг "Флотилии свободы". Теперь им нужно идти до конца – Восток этого требует, там уж если нож достал – то бей. Нет тут абсурда – строгая логика выстраивания империи. Находишь врага или его создаешь на потребу толпе и раскатываешь его как можешь. На роль врага лучше всего годится тот, кого большинство тех, кто тебе нужен, не любит. Для Ближнего Востока это как раз Израиль. Никакой регуляции кризисов тут нет – и быть не может. Это из области иллюзий "белого человека", что он у туземцев все, что угодно одним мановением руки урегулирует. Задача у турецкого руководства – углублять кризис с Израилем. Оно это и делает. Заодно "додавливая" светских конкурентов собственных "групп поддержки" - консервативного торгово-промышленного истеблишмента Внутренней Анатолии.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir