МОРЯКИ за бортом

В мире
№37 (804)

Печальный юбилей отметили пятнадцать грузинских семей – год назад ушедшие из них в рейс моряки оказались в плену сомалийских пиратов.
Вообще-то такое происходило и раньше: в 2008-м  та же участь постигла более двадцати грузин вместе с экипажами двух иностранных судов. Но в заточении они пробыли пару месяцев, их выкупили судовладельцы. Нынешний случай гораздо тяжелей. Греческая компания, которой принадлежит взятый на абордаж танкер, согласна платить намного меньше, чем требуют пираты. А грузинское государство практически отказало в поддержке пленным и их  семьям.

Этот рейс был последним для танкера Olib G, плавающего под мальтийским флагом. Судно шло из Александрии в Индию, чтобы там его разобрали на металлолом. И в  пользующемся плохой славой у мореплавателей Аденском заливе было захвачено сомалийцами. Причем командование Международной антипиратской коалиции сообщило, что Olib G находился в рекомендованном коридоре безопасности, но охранявшие коридор дозорные боевые корабли не смогли предотвратить нападение.

Семьям грузинских моряков о случившемся никто не сообщил – ни власти их страны, ни компания-нанимательница. Известие пришло от самих пленников, которые вышли на связь по телефону. Лишь после этого греческая судовладельческая компания Frio ventures, которой принадлежит судно, объявила, что «готова пойти на любые условия, чтобы освободить корабль и экипаж». А МИД Грузии сообщил, что «активно работает по факту похищения».

Однако сумма, требуемая пиратами, оказалась огромной для таких случаев - $15 миллионов. Frio ventures предложила захватчикам забрать в качестве выкупа судно, но те отказались от плавающего металлолома и пообещали убивать по одному заложнику в день. Начались переговоры, аппетиты пиратов стали быстро таять и, наконец, дошли до миллиона. Судовладельцы начали свою цену с 75 тысяч, довели ее до 350-ти, и на этом торг прекратился. Моряков не убили, но, выходя на связь, они сообщали, что с ними ужасно обращаются. В последний раз пленники звонили своим близким 4 месяца назад.

«Мой сын сказал, что они – в тяжелейшем положении: им перестали давать воду и еду, развели по разным помещениям, а капитана приковали цепями. Никакого спасения нет, власти нам ничего не сообщают кроме того, что ведутся переговоры», - говорил тогда президент компании  «Гринвич-XXI» Серго Девадзе. По горькому стечению обстоятельств он представляет в Грузии греческого судовладельца, а его 24-летний сын – помощник капитана захваченного  судна. Это был последний, отчаянный сигнал SOS, который, впрочем, ничего не изменил.
Сразу после того, как пришла весть о похищении, родственники моряков развили бурную деятельность. Живут они, в основном, в Батуми, поэтому «на вооружение» были взяты митинги и пикеты у здания правительства Аджарии. Что ж, привлечь внимание им удалось - акции проходили под прицелом телекамер, а чиновники с трудом пробирались сквозь кордон. Но... «Нам говорят, что пираты находятся в труднодоступном заливе и трудно будет передать им деньги. Получается, что наши близкие брошены на произвол судьбы. Ждем помощи от правительства!» - заявила журналистам мать одного из пленников. И тогда отчаявшиеся люди отправились на... концерт Пласидо Доминго. Нет, вовсе не потому, что музыка врачует душевные раны. Рядом с великим тенором был пригласивший его в Грузию Михаил Саакашвили, и цель была – добраться именно до него. Это не удалось, но челобитную взял охранник президента, пообещавший передать ее высокому адресату. Судя по всему, слово он сдержал – глава правительства Аджарии получил команду заняться делом моряков и стал дважды в неделю встречаться с их родственниками. Но каждый раз говорил одно и то же: «Мы работаем». Поэтому в декабре прошлого года семьи плененных попросили помощи уже у рядовых жителей Грузии. А конкретнее – денег на выкуп. На власти они уже не надеялись.

На призыв отозвались Объединенные профсоюзы Грузии. Они начали кампанию по сбору пожертвований, но сумели собрать лишь 60 тысяч лари (около $38 тысяч). Часть этой суммы отдали семьям моряков на оплату адвокатских услуг. Ведь еще в мае председатель Профсоюза моряков Грузии сообщил, что «в скором времени в Грецию отправится адвокат для встречи с владельцем судна и английским коллегой, ведущим переговоры с пиратами». Выполнил ли юрист эту миссию и кто его нанял, так и неизвестно.

Ну а что же власти страны, граждане которой безвинно томятся в страшных условиях? Министр экономики и устойчивого развития Вера Кобалия сразу же заявила, что государство не намерено выплачивать выкуп. МИД подтвердил это, разъяснив, что «власти не могут вести переговоры с пиратами и платить им деньги, так как это считается поощрением преступников».
Между тем с мая замолчали и родственники заложников. Они категорически отказываются общаться с журналистами и попросили профсоюзы прекратить сбор денег.

Что ж, возможно, они надеются, что таким образом облегчат участь своих близких – мол, похитителей раздражает широкое обсуждение этого вопроса. Например, тот же отец похищенного помощника капитана теперь заявляет, что  «пираты и их сообщники тщательно следят за грузинскими СМИ и международной прессой». Ну, с тем, что сомалийские бандиты отслеживают международную прессу, еще можно согласиться. Но вот с тем, что они изучили грузинский язык и просматривают сайты на нем...

Оппозиция считает: такое объяснение семьям моряков навязали власти, чтобы оправдать собственное бессилие. Поэтому оппозиционеры задают пару вопросов. Что может раздражить пиратов, если они узнают об усилиях хоть как-то выплатить им деньги, которые отказывается давать им государство? И чем может повредить их имиджу или карману информация о том, предпринимаются ли усилия на дипломатическом уровне?  Ведь все это – лишь свидетельства того, что к их требованиям отнеслись серьезно.

Противники власти считают, что запросто можно выплатить за оказавшихся в беде людей один из тех миллионов, которые идут на постоянные, грандиозные концерты с участием зарубежных гостей и пышные презентации различных новостроек. Ну а партия «Путь Грузии» вообще требует, чтобы деньги были выплачены из президентского фонда.
А еще многие вспоминают заявление заместителя министра иностранных дел Нино Каландадзе: «Пока не будут исчерпаны все возможности для диалога и переговоров, мы не можем говорить о спецоперации по освобождению моряков». Неужели у Тбилиси есть возможности для проведения боевой операции в далеком Аденском заливе, на территории, кишащей бандитами? Пока же установлен грустный мировой рекорд по пребыванию в пиратском плену. Предыдущий «рекордсмен» – экипаж греческого танкера   «Ариана» был освобожден через 9 месяцев после захвата. Грузинские моряки томятся уже второй год.


comments (Total: 33)

Lesley прав. Романтизация корсаров подействовала не только на недорослей (и по возрасту, и по уму), но и на политиков.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Самое горькое, саднящее душу в таких ситуациях --- чувство полного бессилия родных и близких людей, которые ничего не могут сделать, чтобы вызволить любимых из беды. И в который раз вспоминаешь все десятки обошедших весь мир увлекательных кинолент, прославлявших морских пиратов. Сомалийские головорезы следят не только за СМИ, но и за подвигами Джека Воробья и прочих бандитов, плавающих по киноэкранам под "Веселым Роджером". Конечно, проблема пиратства рождается по другим причинам, но глорификация морских гангстеров в кино, как говорится, имеет место быть.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Скуповат Мишико! Щедр только на свои развлечения.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

1 2 3 4
Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir