«...и это тоже не наша школа!»
И со второго тоже.
Регистрация в нашей школе начиналась в девять утра. Мы пришли за пять минут до начала и увидели большую очередь. Очередь состояла исключительно из русских... И пока представители других национальностей (были китайцы, вроде бы филиппинцы, грузины, пара афроамериканцев...) ждали, когда откроются двери в учреждение, русские распределяли очередность. Дверь открылась. Приятная дама средних лет, внимательно глядя на толпу родителей с учениками, сказала:
- Я вас очень прошу учесть – мы выслушаем и примем всех, поэтому, пожалуйста, не ругайтесь и не делите места! Нас тут несколько человек, и мы постараемся принять всех как можно быстрее. Очень прошу вас обойтись без ссор! И не спорить, кто пришел первым, а кто вторым...
Да, видимо, наша школа давно работает с русским контингентом. Потому что вплоть до того, как дама предупредила всех об этом, на крыльце среди русскоговорящих уже шли споры из серии: вас тут не стояло...
- Правильно сказала, - говорит мне Манана, бабушка шестилетних близнецов, недавно приехавшая из Грузии. – Когда перед ураганом все запасались водой, то в нашем русском магазине все на русском кричали: больше одной воды в руки не разрешайте покупать! А еще то, что обычно – я тут стояла, нет я, нет я... Было очень стыдно смотреть на это.
Парочку, о которой я хочу рассказать, я заприметила с самого начала. Они были вторые, первыми пришла индуска с двумя сыновьями – они перепутали время и явились на час раньше... А наши герои целенаправленно пришли раньше, чтобы не стоять в очереди весь день... Как в советские времена за колбасой.
Ее зовут Валентина, он Павел. У них трое детей. Старшим пора в школу. Точнее, они в нее ходили. Старший учился в родной Украине и в России, средний только в России, младшая пока пускает пузыри в коляске. Теперь старшие должны пойти в школу в Америке. Однако первые две попытки записать их успехом не увенчались. Детей не взяли.
- Мы с мужем родились и выросли в Ивано-Франковске, это Украина. Чудесный город – небольшой, уютный, красивый... Знакомы были с детства. И поженились, когда мне исполнилось 18. Павел на год старше. Через год после свадьбы родился старший – тоже Пашка. Еще через год - Дима. Когда Паше исполнилось семь, мы отдали его в школу. Без проблем. Правда, у нас требовали прививки, а мы противники вакцинации, и через месяц пришлось его забрать на домашнее обучение... Но все равно Паша был приписан к конкретной школе, учителя приходили на дом, кого-то мы нанимали, где-то я занималась, где-то муж... А потом Паша сдавал экзамены в школе и получал оценки. Через год, когда Дима должен был пойти в школу, мы решили ехать на заработки в Москву.
Вчетвером (младшая дочь родилась в Москве) они перебрались в столицу России. Делать прививки детям семья по-прежнему не желала. Но в Москве и возможности такой особо не было, поскольку у семьи Писаренко не было российского гражданства, а вся медицинская помощь для иностранных граждан, кроме неотложной, только платная.
- Паша учился на дому. Но учили его только я и муж. На репетиторов не было денег, в школу были нужны прививки, а еще взятка... Потому что в Москве с этим просто ужас. Чтобы ребенок попал в школу, надо, чтобы ты жил конкретно в этом районе, где находится школа. Но мало просто жить рядом со школой, ты должен доказать это! Надо в школу принести регистрацию по месту жительства, договор на аренду и кое-какие бумаги из ведомства, которое контролирует гастарбайтеров, забыла, как называется.
А как ты соберешь все эти бумаги, когда:
а) ты приехал как турист, то есть никакого разрешения на работу нет;
б) снимаешь двушку на три семьи без договора и регистрации;
в) регистрация есть только фальшивая и то на другой район Москвы – сейчас их поприжали и они не могут, как раньше, регистрации на все районы делать... Короче, мы долго думали, наконец подкопили денег и дали взятку директору близлежащей школы. Тогда она закрыла глаза на то, что регистрация явно липовая и из другого района, что у ребенка нет прививок – мы просто написали бумаги, что в случае, если ребенок заболеет, ответственность берем на себя и претензий к школе не имеем. И Паша пошел в школу. А за ним и Димка. Они проучились семь месяцев, и мы получили визу в Америку. Тоже гостевую. Да, еще забыла сказать, чтобы записать ребенка в школу в Москве есть один день – первое апреля. И люди жгут костры и ночуют около школ. Официально это потому, что из-за таких, как мы, гастарбайтеров мест в школах теперь не хватает... Поэтому очередь надо занимать за двое суток до начала регистрации.
Семья Писаренко прилетела в Америку в июле этого года. Прошел месяц. И они встали перед проблемой образования детей. Именно проблемой.
- Прививки мы так и не сделали. Страховки для детей у нас нет. Официально квартиру мы не снимаем. Короче, для школы у нас нет ни одного документа, а для домашнего образования - денег.
- Валентина, вы можете сделать детям страховку, а, значит, прививки бесплатно. Вы можете отдать их в школу без официального договора, попросите того, кто платит, сделать на вас хотя бы счет за электричество. В этой стране детей без образования не оставляют.
- Марина, такого не может быть! В эту школу мы пришли уже третий раз! Все, что у нас есть, – это паспорта детей и их свидетельства о рождении, переведенные на английский язык. Оказалось, кстати, что перевод свидетельств – необязателен, потому что в паспортах у них имена и фамилии на английском. Принести лиз мы не можем, потому что снимаем нелегально жилье. Счет на электричество мы переделать тоже не можем – наша хозяйка сказала, чтобы мы даже не мечтали об этом. Визы у нас гостевые, они скоро кончаются. А прививки детям – это просто нереально. Я привела их к самому недорогому детскому доктору, которого нашла в Бруклине. Она посчитала и сказала – так как у вас нет вообще ни одной прививки, надо все делать заново и двоим, это примерно 2500 долларов. Для начала. А потом, мол, еще надо будет платить... Сейчас пока мы легальны, но вот-вот закончится наше легальное пребывание в стране. И мы станем нелегалами. И что? Сейчас эта женщина из комиссии посмотрит на гостевые визы наших детей и даже говорить не станет!
Как ее убедить, что «женщина из комиссии» понятия не имеет, на какой странице в паспорте Украины проставлена виза? Никак.
А вообще представьте – молодая женщина и молодой мужчина, которым надо кормить, поить, обувать, одевать троих детей. А еще кормить себя, снимать жилье... Они чужие в этом городе и в этой стране. Они чужие в этой жизни. Поэтому озлоблены, поэтому довольно агрессивны и настроены только на борьбу. Помня о первом апреля в Москве, они тут приходят к школе за два часа, чтобы записаться. Помня о своем статусе нелегалов, нервничают и буквально трясутся от волнения. Они почти профессионально могут только контролировать очередь в школу. А в самой школе, очень плохо говоря по-английски, пытаются спорить с пожилой американкой из комиссии...
- Вот, - горячится Павел и тыкает пальцем в верхнюю строчку в документах от школы, которые надо заполнить. Там написано, что никто не вправе отказать детям в образовании. – Смотрите сюда, пожалуйста! Вы должны взять детей в школу!
- Они нарушают Конституцию, - говорит мне Павел. И я только удивляюсь – правил приема в школу детей не знает, хамит, но Конституцию знает лучше самих американцев.
- Не волнуйтесь, - говорит им американка. – Вам нужно просто подтвердить, что вы из нашего округа. Нам нужен лиз - и все!
- У них нет лиза, - говорю я.
- Нет? А как же они живут в квартире?
Хороший вопрос...
- Наврите им, - просит Валя.
- Лиз оформлен не на них, они живут с сестрой мужа, на нее оформлен.
- ОК, - говорит американка. – Пусть сестра мужа напишет от руки и заверит у нотариуса, что вы тоже живете в этой квартире, просто лиз оформлен не на вас. Просто письмо от руки.
Я перевожу. Писаренко-старший, не стесняясь никого, начинает советоваться с Валентиной, как им лучше подделать документы:
- Никто же проверять не будет? Так я от себя напишу и все принесу, правильно?
- Да.
- А про прививки спросите еще.
- Прививки обязательно. Без них только домашнее обучение.
- А если мы денег дадим?
Вот что тут скажешь в ответ? Писаренко в буквальном смысле прошли школу в родной Украине, потом в неласковой Москве, теперь пытаются начать проходить тут. За полтора месяца жизни в Штатах они не поняли, что взятку в школе не дашь...
- Павел, какие деньги?.. Делайте страховку и прививки – срочно!
- Я против, - говорит вдруг Валя. – От них рак бывает. Я читала.
- Валя, тогда учите своих детей сами – это тут тоже можно!
Мы распрощались. И случайно встретились через два дня.
Оказалось, что документы они подделали. Потом заняли денег и сделали детям часть прививок. Взяли справки об этом у врача. Знакомый знакомых пожалел их и в фотошопе подделал лиз – вставил их фамилии и адрес. Получилась филькина грамота, но школу она устроила. Правда, детей в нее не взяли – оказалось, что по адресу проживания дети принадлежат 21-му району, но находятся в другой зоне, нежели эта школа. От той школы, которая находится в их зоне, Валя пришла в ужас.
- Там столько черных! Чувствую, и это тоже не наша школа!
- У вас есть варианты?
- Нет, но это все издевательство над детьми... Говорят, что здесь все для детей, не вижу я этого, в упор не вижу!
Быстро же вы, Валя, забыли, как заплатили в Москве почти сорок тысяч рублей, или больше тысячи долларов, чтобы пристроить детей в плохонькую школу в спальном районе, где ваши дети редкий день не слышали о том, что они «гастарбайтеры» и «понаехавшие»... Забыли, как вы и ваш муж редкий день не отдавали в метро мзду служителю закона за то, что не имеете регистрации в славном городе Москва... Как вас, Валя, не госпитализировала «Скорая помощь», потому что вы не заплатили... Как серьезная травма на работе, полученная вашим мужем, привела только к одному – угрозам со стороны его начальства, чтобы не вздумал раздувать и радовался пятидесяти долларам компенсации... Вы многое очень быстро забыли, Валя...
Я не идеализирую Америку. Тут, как говорится, своих тараканов полно. Просто такие встречи вызывают у меня недоумение и один только вопрос – так стоит ли ехать за счастьем так далеко, если счастья тут, оказывается, и нет? Валя так и сказала, при молчаливой поддержке мужа, говорили, мол, нам говорили, что Америка свободная страна, что тут детей можно вырастить спокойно, а на деле нет... И тут ущемляют... Везде ущемляют! Нет счастья в жизни!
Нет счастья в нас самих. Мы сами не умеем радоваться тому, что имеем.
comments (Total: 46)