Грузинский Шарм-Эль-Шейх и монголоидные варвары
Анаклия находится на Черноморском берегу, в устье реки Ингури. В крепости, насчитывающей более трех веков, с 1994 по 2006 год располагались российские миротворцы, и Грузия постоянно обвиняла их в повреждении древних построек. После ухода россиян крепость отреставрировали и планируют построить недалеко от нее крупный транспортно-грузовой узел и завод сжиженного газа. Но Михаил Саакашвили решил не ограничиваться этим и превратить живописный уголок в место массового отдыха. Даже выступая в Европарламенте в ноябре прошлого года, он акцентировал внимание на Анаклия, назвав его «новым туристическим курортом у железного занавеса, который оккупационные силы построили вокруг Абхазии». И призвал сюда инвесторов, пообещав каждому, построившему гостиницу, освобождение на 15 лет от налога на прибыль.
Работы закипели. Президент Грузии уже встречался здесь в молодежном лагере с ребятами из Беларуси и Молдовы, открыл новый автомобильный мост между Анаклия и селом Ганмухури, взял под личный контроль курортную инфраструктуру. И вот торжественный день наступил. Саакашвили открыл 5-звездочный отель «Золотое руно» и яхт-клуб, прогулялся по 5-километровому бульвару, вдоль которого появились кафе-бары, бронзовые скульптуры и фонари, пальмы и велосипедная трасса. А рекордный по длине пешеходный мост, соединивший это место с Ганмухури, ознаменовал то, что оба села объединены в новый город – Анаклия. Присвоение этого статуса отметили большим концертом и фейерверком.
Президент выступил с речью, уделив особое внимание именно фейерверку, рассчитанному на то, чтобы его видели в Абхазии: «Они не боятся ракет, так как могут убивать людей недрогнувшей рукой, но их пугают фейерверки, звуки песен, музыки, радости, все, что является проявлением свободного духа человека. Поэтому хочу обратиться к ним: не поднимайте тревогу, это всего лишь фейерверки».
Образные сравнения дополняли статистику: «Раньше в Анаклия было невозможно никого привести даже силой, кроме солдата-оккупанта с одной галошей на ноге. А в будущем году здесь будет 200 тысяч туристов - больше, чем во всей Аджарии во времена Аслана Абашидзе».
Не были обойдены вниманием и российские солдаты в Абхазии: «Наши враги подслушивают нас на своей провонявшей стороне. Их никто не кормит эларджи (мегрельское блюдо. - В.Г.). И я уверен: едят они свой «геркулес» и гороховую кашу, которую у них воруют свои же офицеры, и с грустью в глазах смотрят в эту сторону. Потому что до сих пор не могут понять, почему их высадили на пляже, от кого они защищают находящуюся за их спиной пустоту».
По словам Саакашвили, «Россия построила разделительную стену, начала увеличивать военную силу в Абхазии, и в такой обстановке многие страны ответили бы строительством оборонительных окопов и размещением в них солдат». «Мы избрали другое, я думаю, правильное решение – вместо окопов строить пяти- и семизвездочные гостиницы, вместо мин – наилучшие аквапарки в Европе, вместо новых военных баз – этот огромный амфитеатр с дискотекой. А еще – новые красивые спортивные комплексы, СПА-курорт, куда мы провели серную воду», - сказал президент.
Кроме того он пообещал, что в ближайшее время начнется строительство автотрассы, соединяющей все Черноморское побережье страны. В самом же Анаклия «все должно быть на высшем уровне, и вскоре он станет самым красивым курортом на Черном море, здесь будет черноморский Шарм-эль-Шейх, который обойдет Анталию и другие курорты».
Сообщил глава государства и о том, что курорты Абхазии ничего не стоят по сравнению с туристическими центрами Грузии. Что у одного лишь горного Местия гораздо больший туристический потенциал, чем у всей Абхазии, так как туда можно приезжать не только летом, но и зимой. И что «Россия захватила Абхазию, зная о ее рекреационных возможностях, но просчиталась, пляж в Анаклия намного лучше, чем на Пицунде».
Что ж, таким перспективам можно только радоваться. Но, как всегда, нашлись те, кто готов добавить свою ложку дегтя в президентскую бочку меда. Лидер «Партии зеленых» Георгий Гачечиладзе утверждает, что в Анаклия много проблем, и это неудивительно – власти, как обычно, отдали проект иностранцам, которые не изучили ни местный климат, ни почву. «Одних только посаженных сотен пальм достаточно, чтобы утверждать: все сделано поверхностно, для пиара, - заявляет он. – Этот вид пальм приживается в тропической зоне, а здешний климат ему не подходит. Иностранцы просто визуально сопоставили пальмы с проектом, деревья уже 2 года стоят сухими, но проектировщиков это не интересует, они просто получают свои миллионы».
На этом беды, предрекаемые лидером «зеленых» второму Шарм-эль-Шейху, не кончаются. «Анаклия находится в сложной экологической зоне, - утверждает Гачечиладзе. - Активная эрозия почвы через некоторое время принесет зданиям серьезные проблемы. Кроме того, Ингури именно сюда несет грязь и мусор со всего своего обширного бассейна. Поэтому нередки проблемы с качеством воды. А после строительства Ингури ГЭС еще в советские времена есть проблемы и со стабильностью береговой линии – станция не пропускает твердые материалы, которые несет река, нарушается баланс, и высокие приливы отнимают у суши территорию. А защитные сооружения от приливов обходятся очень дорого, никто не станет вкладывать такие деньги».
Есть серьезные претензии и у «Ассоциации молодых юристов» (АМЮГ) и нескольких НПО. Но речь идет уже не о курорте, а о речи Михаила Саакашвили. Показывая в сторону границы, он сказал: «Там – варвары, а здесь – цивилизация. Там – монголоидные пережитки и идеология, а здесь – настоящая колхидская Европа, древнейшая цивилизация, древняя любовь, древняя талантливость. Поэтому мы всегда будем побеждать». В АМЮГ утверждают, что под варварами президент имел в виду русских с абхазами, и обвиняют его в ксенофобии.
Ну а в прессе появились сообщения о законодательном казусе. Сельские уполномоченные Анаклия и Ганмухури заявили, что они не получали документ об объединении их сел в единый город. На официальной веб-странице президента страны говорится о присвоении статуса города, но соответствующий указ не опубликован. Нет его и в «Законодательном вестнике Грузии», после опубликования в котором документ приобретает юридическую силу.
Вот и утверждает оппозиция, что президент, «по-видимому, в очередной раз поспешил, до юридического присвоения статуса оформив его в воздухе». Впрочем, со статусом можно подсуетиться и после слов главы государства, на то он и занимает такую должность. Общественность волнует другое. Первое - насколько оправдан скептицизм «зеленых»? Второе - носители монголоидных традиций могут одним движением ноги, обутой в галошу, превратить в пыль миллионы, вложенные в их новую ближайшую мишень.
comments (Total: 54)