А нам уже всё равно...
Жители Соединённых Штатов начинают постепенно привыкать к негативным и бесперспективным новостям. За последние три недели общественность вздрогнула четырежды.
Сначала президент Обама объявил о нехватке денег на выплату социальных пособий. Потом члены обеих партий «обрадовали» нас вынужденным повышением суммы государственного долга. Затем Департамент труда (Department of Labor – DOL) констатировал повышение уровня безработицы в 90% американских городов.
На «закуску» агентство Standart&Poor’s опустило кредитный рейтинг США, что спровоцировало стремительное падение биржевых индексов по всему миру.
В связи с последним событием журналисты «РБ» попытались провести оперативный экспресс-опрос среди русскоязычных жителей Нью-Йорка. Подавляющее большинство респондентов комментировать падение кредитного рейтинга США и предшествующие ему события отказалось. Стандартное мнение на происходящее было таково: «А что здесь говорить? Всё плохо, а будет ещё хуже...»
Несмотря на то, что русскоязычные иммигранты, согласно нашим наблюдениям, восприняли негативные новости сдержанно и равнодушно, на постсоветском пространстве нашлось немало экспертов, дилетантов, демагогов и рядовых злопыхателей, которые не упустили возможности высказать своё мнение. Об этом в материале моей коллеги Марины Соколовской...
Российские эксперты о падении рейтинга США
Конечно, маститые экономисты и политики РФ не могли остаться в стороне и не прокомментировать ситуацию, когда «ААА» для США, сменились на «АА+»...
Российские СМИ тотчас запестрели самыми разными мнениями на этот счет. Ниже мы приводим наиболее интересные. Кстати подавляющее большинство рядовых россиян, судя по опросам, совершенно равнодушно относятся к информации о снижении рейтинга и обвале на фондовых биржах по всему миру... Судя по всему, они свято верят – России это не коснется. Рядовые же американцы в шоке оттого, что впервые за сто лет Америка лишилась высшего рейтинга. И теперь экономику их страны оценили ниже экономики острова Мэн в Ирландском море с населением в 80 000 человек.
Евгений Гонтмахер, член Правления Института современного развития
«...никаких революций, никаких «до основанья, а затем» на Западе не будет. А будут экономические и финансовые реформы, многократно обсужденные со всеми общественными группами и в результате являющиеся плодом тяжелых (иногда мучительных) компромиссов. В этом уверены даже те, кто с экранов российских телеканалов кроет последними словами треклятую заграницу, которая вот-вот припадет к ногам «стабильной» России. Ведь недаром эти люди и, главное, те, кто за ними стоит, давно бросают на Западе свои якоря (семьи, недвижимость, счета, бизнес). Вывод: нынешние сложности мировой экономики в любой момент могут спровоцировать острый кризис в России, который быстро станет и политическим. Этот «любой момент» может случиться и не завтра, и не в этом году, но, как предупреждают все серьезные отечественные эксперты, счет идет всего лишь на годы, а не на десятилетия...»
«... Если администрация США и рейтинговые агентства не «договорятся» и не найдут общего языка, то товарный рынок ожидает падение, аналогичное тому, что было в 2008 году. При этом не следует уповать на возможное удешевление доллара, которое теоретически должно поддержать товарные рынки. В подобных ситуациях товарный рынок в большей степени обращает внимание на фондовые индексы. (...) Вряд ли в экономике США произойдут существенные перемены в ближайшее время, поэтому ожидать изменения точки зрения S&P в обозримой перспективе, скорее всего, не стоит. Более того, Standard & Poor’s оценивает вероятность дальнейшего понижения рейтинга США как один к трем – с учетом текущего негативного прогноза рейтинг может быть понижен в течение ближайших 1 – 1,5 лет. А на возврат себе максимального рейтинга США, по расчётам специалистов Standard & Poor’s, потребуется до 18 лет. Возможный способ решения проблемы рейтинга для США – давление на S&P. Давление руководства США на S&P, вероятно, будет колоссальным – в этой стране слишком многое «завязано» на кредитные рейтинги крупнейших международных агентств (то же самое относится и к международным финансовым рынкам). Рычагов для этого давления у конгресса и администрации Белого дома более чем достаточно и первые активные шаги в попытках повлиять на рейтинговое агентство уже наблюдаются. (...) Проявив принципиальность, Standard & Poor’s, вероятно, сможет отстоять свои позиции. В противном случае это очень сильно отразится на репутации агентства – также негативно, как положительно сказалось принятое решение о понижении рейтинга США. (...) При этом возвращение рейтинга к наивысшим уровням может быть еще более критичным сигналом для рынка, чем его понижение. Если аналитики одного из крупнейших рейтинговых агентств мира признаются, что не понимают экономику США, то для простых инвесторов де-факто это становится еще одним свидетельством того, что в конечном итоге экономика богатейшей страны мира является «ящиком пандоры». И совершенно неизвестно, что все-таки в реальности она собой представляет.
Владислав Исаев, эксперт ИХ «Финам»
«... В кризисе 2008 года S&P обвинять можно, но с большими оговорками. Ведь в системе фальсификации рейтингов была задействована вся финансовая система США - и банки, которые выпускали ипотечные облигации, и аудиторы, которые осуществляли проверку их деятельности, и страховые компании, которые их страховали. Имея на входе результаты «работы» этих элементов, S&P, в принципе, имело достаточные основания для того, чтобы присваивать им высокие рейтинги. (...) В текущей ситуации S&P тоже виновато лишь отчасти - снижение рейтингов, причем не только США, но и ряда других стран с рейтингами на высшем уровне давно назрело, однако ни у одного из агентств не хватало решимости пойти на этот шаг. Тут дело еще и в том, что система рейтингов всегда была достаточно условной и относительной – в ней США выступали в качестве своего рода «эталонного метра» и платежеспособность всех других стран измерялась относительно этой страны, причем весьма предвзято. Но мир изменяется и S&P, возможно, не бескорыстно, решило обратить на это внимание общественности. Однако снижение мировых рынков началось еще до решения агентства - оно лишь подстегнуло продажи. Неразрешенность проблем экономики, бюджета и долга США - вот главная причина кризиса...»
Константин Постовалов Управляющая Компания «АГАНА»
«... Уже давно понятно, что рейтинги надежности не отражали реальное положение дел, а являлись скорее неким политическим инструментом. «Правила игры» вряд ли изменились. Скорее всего, это продуманный ход. Не думаю, что действия S&P стали шоком для элиты западного проекта. Вполне допускаю, что снижение рейтинга призвано облегчить США ускоренное «вступление» в третий раунд количественного смягчения. Потолок госдолга повышен, пришло время наполнить экономику деньгами...»
Экономисты сайта «Лента.ру»
«... Экономика США в настоящее время находится в состоянии худшем, нежели накануне рецессии в 2007 году. Это связано с доходами, свободнымы рабочими местами, оборотом предприятий. Теперь ценные бумаги Министерства финансов США уступают в надежности гособлигациям таких стран, как Великобритания, Германия, Франция или Канада. Аналитики Standard & Poor’s предупредили, что прогноз на новый рейтинг США отрицательный, что означает возможность нового снижения в ближайшие год-полтора...»
Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества
«... снижение рейтинга США не повлечет глобальных изменений в мировой экономике. Разговоры о резервной валюте идут давно, но в ближайшее время это вряд ли произойдет. Китай может предложить в качестве резервной валюты юань. Но Китай прекрасно понимает, что в такой ситуации тут же оказывается под очень серьезным влиянием мировой финансовой системы и фактически утрачивает финансовый суверенитет и независимость. Если их валюта становится резервной, то, с одной стороны, у них появляется большая возможность покупать за границей и обслуживать свой внешний долг, но при этом в то же самое время оказывается, что они перестают контролировать то, что происходит с их валютой. Собственно, это происходит сейчас с американцами. Отмечу, что у китайцев нет серьезного внешнего долга, нет дефицита торгового баланса, у них есть профицит, и поэтому для них введение юаня как резервной валюты - это очевидный минус. Если они ее вводят, то фактически они теряют свой статус мирового кредитора и страны, которая может в случае каких-то неприятностей и сотрясений мировой экономики ее стабилизировать и становится просто одним из игроков этой неорганизованной нынешней мировой системы. Поэтому сами они, я думаю, в ближайшее время предлагать юань в качестве резервной валюты не будут».
Владимир Конузин, директор Аналитического Департамента ИФК «Алемар»
«... Снижение рейтинга США агентством S&P до АА+, причем с негативным прогнозом, нанесло очередной удар по фондовым рынкам: потенциальное удорожание стоимости заимствования обойдется ведущей мировой экономике в дополнительные 100 млрд долларов ежегодно. И это при том, что долг США в обозримой перспективе будет неуклонно расти, а экономика, как видно, продолжит охлаждение. Новость S&P спровоцировала бегство капитала в защитные активы, коими стали золото, франк и все те же treasuries».
Сергей Сторчак, замминистра финансов РФ
«... Мы не будем пересматривать объемы вложений в долларах, потому что большой разницы между рейтингом «AAA» и «AA+» нет. Это настолько мягкая корректировка, что ей можно пренебречь с точки зрения управления инвестициями на длительный период. Звоночек прозвучал, но это сигнал скорее не для инвесторов, а для заемщика... Это никак не скажется на нашей инвестиционной политике, мы не собираемся пересматривать долю американских казначейских облигаций в нашем портфеле Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Достигнутые американскими республиканцами и демократами договоренности по снижению дефицита бюджета и о пределе госдолга были «чисто техническим решением, не системным». Сама же системная угроза, то есть сильная зависимость бюджетных обязательств США от финансовых рынков».
Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:
«... Американское рейтинговое агентство впервые почти за сто лет понизило рейтинг Америки. Тем самым они хотят показать независимость оценок. Некая правда в этом снижении есть, но если смотреть глобально, то США способны оплачивать свои долги сколь угодно долго. И весь мир, когда не знает, куда тратить деньги, покупает американские ценные бумаги, любит он Америку или не любит. И здесь ничего не изменится. Китайцы сделали грозное предупреждение - что-то нужно делать, искать альтернативу доллару. Но надо смириться с тем, что доллар - это всерьез и надолго.
Максим Лобада, аналитик «БКС Экспресс»,
«... Moody’s и Fitch подтвердили свои рейтинги не потому, что они менее добросовестно выполняют свои обязанности, а чтобы не обвалить рынки. По сути же экономика США уже очень далека от наивысших оценок, поэтому справедливо будет ожидать пересмотра рейтингов от Moody’s и Fitch в ближайшее время. (...) Снижение рейтинга США большинством участников торгов прогнозировалось достаточно давно и большим сюрпризом для рынков не стало. Но сама потеря наивысшей оценки экономикой США будет оказывать негативное влияние на рынки, что мы уже наблюдаем на сегодняшнем открытии российских бирж. Данное событие окажет долгосрочный негативный эффект на все торговые площадки, начиная с рынка ценных бумаг и заканчивая рынком нефти и металлов. (...) Сокращение госрасходов США и поднятие планки госдолга – адреналиновая инъекция в сердце экономики, которая быстро сошла на нет...»
Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид»
«... S&P посчитало, и небезосновательно, что прошедшие политические баталии о потолке госдолга и итоговый компромисс недостаточны для снятия озабоченности относительно долгосрочной способности США к обслуживанию долга. Стране требуются дополнительные, достаточно серьезные меры по сокращению расходов бюджета и/или наращиванию доходов. (...) Сегодня, пожалуй, самое пристальное внимание экспертов вызывает Италия. Она и Бельгия - в зоне риска потери рейтинга из-за несбалансированности государственных финансов. Если Италию отрежут от рынков займа возросшие ставки заимствования, то уже в сентябре в стране будет дефолт. В Испании – в ноябре. (...) В случае наступления рецессии в США волна негатива распространится по всему миру – как по экономике, так и по финансовым рынкам. Во-первых, «вторая волна» может быть существенно глубже и длиннее, государства будут встречать ее истощенными, с наросшими долгами. Возможность для следующих программ стимуляции минимальна. В ходе рецессии 2008-2009 года программы стимуляций в разных странах составляли 5-15% от ВВП. Без такой поддержки мировая экономика в ходе «второй волны», буде она реализуется, может упасть заметно глубже, чем в 2009 году. Во-вторых, опыт показывает, что в глобализованной мировой экономике «тихих гаваней» фактически нет. Когда слабые экономики США, Европы и Японии уйдут в рецессию, никакой рост в Китае и Индии (и так уже ослабевший) не спасет».
Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе»
«... понижение рейтинга США объективно отражает фундаментальные проблемы экономики страны. Вопрос планки госдолга не решен, а лишь отложен на несколько лет. Стоит особо отметить то, с каким трудом политические партии страны договаривались о пакете принятых мер. Политические проблемы в США негативно влияют на уверенность инвесторов в способности страны воплотить в жизнь обещанные меры и в то же самое время добиться стабильного экономического роста. Можно с уверенностью сказать, что восстановление экономики США происходит очень медленными темпами, что раз за разом отражает выходящая статистика. ВВП вырос лишь на 0,4% в первом квартале и на 1,3% во втором. Безработица по-прежнему выше 9%. Сокращение бюджетных расходов, завершение программы количественного смягчения и рост расходов на обслуживание госдолга в результате понижения рейтинга весьма некстати и лишь замедляют темпы восстановления после кризиса...»
Тимур Хайруллин, начальника аналитического отдела ИК «Грандис капитал»
«... Пока стоит скорее не ожидать восстановления рейтинга, а учитывать риски его понижения. Обоснованность такого подхода к перспективам американской экономики связаны с макроэкономическими параметрами долга и бюджетного дефицита. При этом у других локальных рейтинговых агентств (в частности, Китая) рейтинг США уже давно не является максимальным. Худшим сценарием последующего развития событий является частичная продажа долларовых активов и резервов центральными банками...»
Николай Солабуто, управляющий активами ФГ БКС
«... Не о чем беспокоиться только Еврозоне. Германия всех вытянет, и это ей выгодно, так как взамен она диктует свои условия, а все остальные страны ей подчиняются. Условия приводят к тому, что бизнес немецких концернов распространяется по территории Европы. Кризис еврозоны способствует к тому же снижать издержки немецким концернам, размещая производство за пределами Германии. Таким образом, чем больше Германия спасает Европу, тем богаче она сама становится. И это будет крепко поддерживать высший рейтинг страны...»
Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе»
«... экономика США – крупнейшая в мире и до недавнего времени оставалась самой надежной и стабильной, то есть недостатка в кредиторах не будет в любом случае...»
Александра Лозовая, директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз»
«... Надо дождаться, пока макроэкономическая статистика не даст более четких сигналов: находится экономика США в рецессии либо замедление экономики – явление временное...»
Андрей Бунич: президент Союза предпринимателей и арендаторов
«... Сейчас горячие головы набросились на это рейтинговое агентство, а эпатажный режиссер Майкл Мур призвал посадить в тюрьму ведущих аналитиков Standard & Poor’s. Это, конечно, попытка валить с больной головы на здоровую. Достаточно вспомнить, что в 2008-м рейтинговые агентства критиковались как раз за то, что они не предупреждали ни о чем, и довели ситуацию до кризиса. То же можно сказать по поводу споров в Конгрессе США вокруг допустимой суммы госдолга. Сами по себе такие споры не могут быть причиной кризиса. Да и реакция Конгресса была вполне предсказуемой. (...) Все математические модели, которые анализируют госдолг США и долги европейских стран, показывают, что это – не отдаваемые долги. Они в принципе не могут быть возвращены. Уменьшить их можно тремя способами: инфляцией, явный дефолт и неявный дефолт. (...) В экономике все плохо. Американский ВВП практически не растет, цены на недвижимость в США до сих пор завышены (значит, им есть куда падать), безработица остается на прежнем уровне, появилась долларовая инфляция, не растет спрос. Тем не менее, с 2009 года (когда были приняты программы «количественного смягчения» в США и странах Евросоюза) во всем мире живо изображали, что в экономике преобладают позитивные тенденции. То, что мы видим сегодня, – это отыгрывание экономикой этих самых позитивных настроений и программ. (...) И как сейчас оставить неизменным рейтинг, скажем, Испании, если соотношение покупательной способности американских государственных облигаций и испанских явно изменилось?! Американские treasuries (государственные казначейские обязательства) будут расхватывать и при нулевой доходности (сейчас – 2,3% годовых), а итальянские и испанские и сегодня никто не берет Рейтинги других стран пересмотрят, но плавно, чтобы не пугать людей. Я считаю, будут переоценены и развивающиеся страны, к которым относится Россия. И тоже – в сторону понижения. Причем в гораздо большей степени, чем США. Для таких стран стоимость заимствований возрастет значительно, поскольку они являются не совсем ликвидными. Сейчас мы реально стоим перед перспективой возврата в 2010 или – что более реально – в 2009 год. Вся надежда теперь – на Федеральную резервную систему (ФРС) США – на третью программу «количественного смягчения». Но, с другой стороны, это будет означать катастрофический сценарий, когда эта третья программа закончится. В данном случае, лечение хуже болезни. Рынок ведет себя, как наркоман: доза увеличивается, но эффекта уже не приносит. Фактически, мир ждет, когда соберутся чиновники ФРС (госоргана США), и решат, что напечатают еще столько-то денег. Это, на мой взгляд, напоминает заседание Политбюро ЦК КПСС в 1970-е годы, на которых принимались решения о помощи загибающимся колхозам и совхозам. Именно это привело СССР к катастрофе. Тем же могут закончится и заседания ФРС».
Михаил Хазин, экономист, руководитель компании экспертного консультирования «НЕОКОН»
«... Что будет дальше... Я пока не знаю. Возможно, что уже завтра ФРС зальет все рынки ликвидностью и паника закончится. Возможно, она продлится еще несколько дней, а потом рынки успокоятся – на новом, более низком уровне. Дело в другом. Поскольку правила игры фактически отменены, точнее, признано, что они уже больше не работают, то ключевым вопросом для каждого игрока становится понимание того, как будут развиваться события дальше. А развиваться они могут, в условиях кризиса, самым непредсказуемым образом».
comments (Total: 10)
Когда кризис закончится, тоже никто не знает, одни догадки.