Про то, как раз на раз приходится...

Америка
№43 (1018)
- На питомнике девка кирная лежит, - объяснил инструктор, - может, с высылки забрела... 
В нескольких километрах от шестого лагпункта был расположен поселок Чир. В нем жили сосланные тунеядцы, главным образом - проститутки и фарцовщики. На высылке они продолжали бездельничать. Многие из них были уверены, что являются политическими заключенными... 
Парни толпились возле инструктора. 
- У Дзавашвили есть гандон, - сказал Матыцын, - я видел. 
- Один? - спросил Фидель. 
- Тоже мне, доцент! - рассердился Воликов. - Личный гандон ему подавай! Будешь на очереди.
 
Сергей Довлатов 
«Зона»
 
В течение последних десятилетий количество предметов, к которым применительно определение «одноразовый», стремительно увеличивается. Чем дальше, тем больше. Те времена, когда даже у носового платка имелся шанс быть переданным по наследству, в придачу к табакерке, еще не покрылись сколько-нибудь значимым слоем песка, струйками высыпающегося из часов и их владельцев. 
 
Далеко не самое старшее поколение хорошо помнит, какой восторг вызывали, особенно у голодных до чудес уроженцев Совдепии, одноразовые шприцы, обещающие стопроцентную защиту от чумы двадцатого века и болезней попроще и поизлечимей. 
 
А как порадовали подгузники, высвободившие и так усталым новоявленным мамочкам немного времени, уходящего прежде на тупую стирку бесконечных пеленок, а теперь благородно используемого для отдыха на кухне во время приготовления мужу нормального обеда из трех блюд. 
 
А сколько облегчения доставили дамские, пардон муа, прокладки, вознесшие прекрасную половину человечества на своих крылышках на Эверест чистоты, сопоставимой с лабораторной. 
 
Следом за одноразовыми средствами медицины и гигиены  появилась пластиковая и бумажная посуда, не только простенькая, но и имитирующая прямо таки царские столовые приборы. К ней разовые скатерти, формы для выпечки, полотенца и тому подобное. 
 
Продукты, разложенные на полках гастрономов, стали упаковываться в такие симпатичные контейнерчики, что требуется титаническое усилие, чтобы принудить руку опустить это пластмассовое чудо в мусорный мешок. 
 
Любимая одноразовая ручка, роскошно оформленная, переставала писать, и никакими ухищрениями нельзя было наполнить ее чернилами.
 
Следом за пластиковой и бумажной посудой с магазинных полок нас стали удивлять одноразовые фотокамеры. Картриджи принтеров и копировальных машин, вроде и конструктивно затейливые, тоже летели в мусор, когда чернила заканчивались. 
 
Сменные разовые мешки в пылесосах облегчили Золушкам жизнь  и подняли самооценку. Рассасывающиеся операционные нитки освободили больных от малоприятной процедуры снятия швов.
 
Чем дальше, тем более продвинутыми становились вещи одноразового использования. И вот идея эта проникла в сферу высочайших из высочайших технологий. И не так давно стали разрабатываться технологии изготовления одноразовых дронов. 
 
Озадачилось проблемой Управление перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA. Впечатляет самоликвидация чипа Xerox PARC, продемонстрированная пару недель назад на мероприятии “Wait, What?” в Сент-Луисе, проводимом под патронажем DARPA.
 
Чип, реагируя на внешнюю команду, в течение 10 секунд исполнял фрактальный танец: каждая частица разрушалась на более мелкие, которые, в свою очередь, распадались на совсем малюсенькие, а те уже на микроскопические, и так до полного исключения восстановления чипа пусть даже фантастическими технологиями.  
 
Хитрость состоит в ионной обработке стекла, из которого выполняется чип. Такое же стекло защищает мордочку «Говорящего Тома» на экране вашего смартфона, но, разумеется, необработанное. А при изготовлении чипа в стекле определенным образом создаются неустойчивые области и, при неком установленном воздействии, начинается его спонтанное разрушение. 
 
Эта и некоторые другие технологии легли в основу программы ICARUS (Inbound, Controlled, Air-Releasable, Unrecoverable Systems), целью которой является изготовление дронов, способных к самоликвидации.  История с перехватом в 2011 году иранской армией американского БПЛА-невидимки RQ-170 не только имела политический резонанс, но и привела к попаданию в руки иностранных ученых секретной технологии. 
 
Беспилотник, прозванный журналистами «зверем Кандагара», был заарканен и препарирован. Поскольку радости владельцам дрона это, мягко говоря, не доставило, их научная мысль стала активней работать в направлении защиты своих секретиков, секретов и секретищ. В наш век патологического любопытства на всех уровнях, погони за чужой и попыток укрыть свою информацию, данная технология может помочь и капитал приобрести, и невинность соблюсти, точнее, дать возможность выполнить некую шпионскую миссию, оставаясь в глазах всего света чистым, честным и непричастным. 
 
Задача, которая стоит перед программой ICARUS, заключается в создании беспилотного устройства грузоподъемностью от 1.4 килограммов, дальностью полета в полторы сотни километров, которое спустя полчаса после приземления утратит все свои критичные компоненты, а через четыре часа и вовсе исчезнет с лица земли, будто никогда и не существовало.
 
Побочными продуктами производства испаряющихся беспилотников могут стать кредитные карты, исчезающие при попадании в чужие руки, накопители информации, самоликвидирующиеся или самоочищающиеся, если при доступе к ним не были выполнены определенные операции, датчики для пищевых продуктов, информирующие о соблюдении или несоблюдении режима их хранения, и так далее.
 
Перечислять продукцию, предназначенную для одноразового использования, дело довольно трудное. Уже сейчас, после того, как статья написана и даже вычитана, вспомнились одноразовая униформа в больницах и тапки в гостиницах, пилки для ногтей на картонной основе, фиброоптические датчики и многое-премногое другое. И это радует, это указывает на прогресс по сравнению с теми временами, когда предметами одноразового использования были только пули да гробы.
 
Ирина Грановская

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir