...измы подозрительны
Если бы меня спросили несколько лет тому назад, что такое ваххабизм, я был бы озадачен. Да и о суннитах и шиитах ничего не знал. Знал только названия. Никто, наверно, не будет спорить с тем, что большинство из нас – выходцев из стран бывшего СССР, – к сожалению, не знают историю религий. Этому не учили в школах, а дома в нерелигиозных семьях этого по большей части просто никто не знал. У кого-то домашние соблюдали традиции, но в крупных городах России мало кто мог этим похвалиться.
Наше время особое. Недаром многие политологи и геополитики считают, что идет мировая война, и спорят только о том, какая по счету. Если холодную войну считать за таковую, то четвертая, а если считать, что во время холодной войны боевых действий не велось (в основном), то текущая является третьей. Дело, конечно, не в том, какая она по счету, а в том, каковы её особенности. Одна из несомненных особенностей заключается в том, что нападающей стороной являются мусульмане. Нападающие фанатичны и не держатся за свою жизнь. Они готовы погибнуть, убив по возможности больше неверных – иудеев и христиан. Они верят, что, погибнув, они прямиком попадут в рай.
Поскольку живущим сейчас придется в течение неопределенного времени считаться с новыми реалиями, то важно и полезно знать побольше об особенностях религии, воспитывающих такую молодежь. Полезно ещё и потому, что позволит правильнее составлять собственное мнение о происходящих событиях. Для дальнейшего изложения использованы материалы довольно подробной публикации А. Цветкова.
В первой трети XVIII века на пустынное плоскогорье Наджд в центре Аравийского полуострова, где бедуины промышляли грабежом и бандитизмом, поскольку там ничего не росло, возвратился Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб - сын религиозного учителя. Предполагалось, что Ваххаб будет купцом, и для расширения кругозора он посетил Басру, Багдад и Дамаск, побывал в Курдистане, Иране и Индии. Роскошь и культура этих мест ничего хорошего ему не дали, но парадоксально наполнили его сердце злобой и ненавистью. Вот так расширился его кругозор. Бывает. Он вернулся домой с вооруженной свитой из рабов и объявил о коренном реформировании ислама в соответствии с принципами идеологической чистоты (какие знакомые слова).
Свою доктрину он изложил в книге под скромным названием «В защиту единобожия».
Ваххаб выступил против широко распространенного в исламе обычая почитания усопших и святых, включая самого пророка Мухаммеда и его так называемых «соратников и помощников». В связи с этим он наложил запрет на молитву о заступничестве, подобную христианской молитве, обращенной к святым. Сам Коран отныне было предписано понимать только буквально, а любые попытки толкования считать вероотступничеством. Другими словами, запоминать, но не сметь обсуждать. Похуже изучения истории партии.
К сожалению, большинство западных специалистов по исламу наивно поверили ваххабитам, что они реформаторы, противостоящие упадку традиционного ислама. Вообще западные специалисты и политики часто хотят видеть хорошее и верить таким политикам, у которых на морде лица (простите за выражение) написано, кто они есть. А один такой с именем на А уже всё про себя открыл, но всё-таки давайте его сохраним. Парадокс, если не маразм. Вернемся, однако, к Ваххабу с его ваххабизмом, хотя лучше бы обоих никогда не было. Западные наблюдатели видели в этом движении некий аналог христианской Реформации. Прекраснодушный Томас Липман провозглашал, что ваххабизм оказал «целительное и стимулирующее влияние на весь ислам, как Реформация на христианство».
Сравнение было совершенно неграмотным по существу, поскольку Лютер провозгласил приоритет веры над обрядом, а Ваххаб объявил обряд главным и единственным атрибутом мусульманской религиозности. Вдумайтесь, кого можно получить в результате такого религиозного воспитания. Реформы Лютера поставили в центр Вселенной индивида, а ваххабиты отвели этому индивиду полностью подчиненное положение. Этот Ваххаб фактически объявил всех других мусульман вероотступниками и потребовал, чтобы все вновь приняли веру, повторив традиционную формулу обращения: «Нет бога кроме Бога, и Мухаммед - пророк его». Почему-то вспоминается великий вождь и учитель, который тоже любил всё упрощать.
Особо этот, простите за выражение, Ваххаб ненавидел музыку и подверг её абсолютному запрету. Тут он пошел дальше гитлеровцев, которые запретили только еврейскую музыку. Все книги, за исключением Корана, были объявлены лишними. Ваххаб провозгласил себя главой мирового ислама, чуть ли не ровней пророку. Традиционный ислам отвергал насильственное обращение в веру, но ваххабиты могли распространить свой жестокий культ только через кровопролитие.
Соплеменники Ваххаба отнеслись к его идеям с большим недоверием, но он женился по расчету на девушке из дома мелких князьков Аль-Сауд (знакомые звуки?) из соседнего селения Дария. Этот брачный союз оказался для ваххабизма судьбоносным. Аль-Сауд и Ваххаб стали распространять свою веру мечом, объявив джихад практически всему реальному исламу. Разгромив ближайшие поселения, они двинулись на территории современных Сирии и Ирака. Везде их приход сопровождался массовыми зверствами и изнасилованиями, уничтожением религиозных памятников, мечетей и могил святых, сожжением книг.
Духовенство Османской империи провозгласило «фетву», официальный религиозный эдикт, поставив Ваххаба и его саудовских приспешников вне закона. Но в реальности их остановил правитель Египта Мухаммед Али Паша лишь в 1812 году. Казалось, что этой вспышке положен конец.
Однако около 100 лет тому назад к власти в Дарии пришел энергичный новый правитель Ибн-Сауд, организовавший ваххабитов в своеобразные штурмовые отряды и начавший 20- летний кровавый поход. Он разорил священные города Мекку и Медину, снес исторические памятники, сжег библиотеки, сравнял с землей кладбища с могилами соратников и помощников, в том числе любимой жены пророка Хадиджи, и уничтожил дом самого Мухаммеда.
В 1932 году он основал династию и провозгласил новое государство Саудовскую Аравию. Кровавые деяния Ибн-Сауда, Ваххаба и всей этой династии фанатиков и разбойников, скорее всего, остались бы в анналах истории, если бы не огромные месторождения нефти. Ваххабиты добивались того, чтобы «умма», то есть мировая мусульманская община, была самодостаточной, без каких-либо внешних отношений. Они фактически раскололи планету на «дом войны» и «дом мира», или «дом ислама". Такое разделение мира было закреплено в исламе, когда мусульмане изгонялись из немусульманских стран или находились под запретом, то есть когда они не могли открыто молиться, а исламу запрещено было учить...
Ваххабизму противопоставляется мировоззрение суфизма - мистическое единение с Богом в атмосфере тесных отношений с учителем, шейхом, главой школы или суфийского ордена. Это течение дало миру блистательную плеяду поэтов и мистиков, а также ученых и философов. Внутренний путь просветления был для суфиев неизмеримо важнее внешней обрядовой стороны.
Классический ислам был чрезвычайно веротерпим, а суфии в этом не имели себе равных. Они с глубоким уважением относились к христианству и иудаизму, а некоторые из них полагали, что все религии в своей основе едины и сливаются в точке мистического экстаза. Этот экстаз достигался через особый комплекс медитаций и упражнений под общим названием «дхикр».
Известный круговой танец чеченцев «зикр» - тоже вид суфийской медитации. Суфии в XVIII веке впервые принесли ислам на Кавказ. Россия сыграла огромную роль в кризисе ислама. Ее первые набеги на Кавказ в XVIII веке, обращенный в суфийскую разновидность ислама, породили легендарную фигуру шейха Мансура. Знаменитый имам Шамиль тоже был дервиш, из ордена «накшбанди». Вековая борьба России с исламом на Кавказе, на Балканах и в Средней Азии была войной с суфизмом, его искореняли и при советской власти. В результате суфизм отступает, и на его место просачивается ваххабизм.
Афганистан стал катастрофой для ислама по вине СССР и США, которые фактически отдали страну под власть экстремистского культа талибов, родственного ваххабитам и нашедшего у них покровительство. Айятолла Хомейни - представитель шиитской ветви ислама - впервые открыл Западу глаза на угрозу исламского фундаментализма. Ваххабиты люто его ненавидели.
По мнению Стивена Шварца, ваххабизм, финансируемый из Эр-Рияда, распространился по всей планете и присвоил себе право говорить от лица всего ислама. Он первенствует практически во всех мусульманских организациях США. В России и Средней Азии обычно мечети построены на саудовские деньги, туда приходит имам из ваххабитского «медресе» и проповедует нетерпимость.
Так что назвать Ваххаба неудачником и его дело пропащим никак нельзя. А жаль...