«От равнодушья отрекаюсь...»
Смысл жизни – это приращение души
Лев Толстой
Я люблю и безмерно уважаю людей состоявшихся. И, разумеется, речь идёт не об олигархах и прочих обитателях рублёвок разного ранга, имени и географических координатах. Хотя, если их с абсолютной достоверностью можно причислить к тем, кто что-то неординарное и нужное людям создал, – то, наверно, и о них тоже. О создателях. Творцах. О тех, кому есть что отдавать. И рассказать хочется о людях искусства – не о тех, кто к искусству примазался, а о тех, кто его творит. Пером (т.е. современным его эквивалентом, конечно), кистью, резцом... Силой таланта и силой духа. «Дух вечен», – писал Сенека, и слова эти высечены на мраморе надгробной его плиты.
Здесь, в гигантском нашем мегаполисе, по праву зовущемся столицей искусства, есть удивительное сообщество художников – Гильдия еврейских мастеров, о которой вы безусловно наслышаны и о которой в нашей газете не однажды читали. Соизволением свыше (иначе и не объяснишь) собралось там такое число большим самобытным талантом отмеченных художников. Носителей духа. Состою в виртуальном клубе поклонников разнонаправленных этих талантов.
Не стану лукавить и утверждать, что все пять десятков гильдийцев меня в одинаковой степени покорили. Такого просто не бывает. Но по сравнению с большинством художественных объединений процент по-настоящему одарённых мастеров и изобразительного, и прикладного искусства действительно (на удивление!) велик. И, что самое главное, искусство их одухотворено. Работают они не только над «приращением» души собственной, что всегда сопутствует полной отданности творчеству, но и духовностью своих творений щедро оделяют зрителей, привлекая их к радости познания прекрасного, к трудной подчас расшифровке послания художника, к таинству процесса сотворчества.
Гильдия еврейских мастеров? Но это совсем не какая-то закрытая корпорация. Гильдия скорей, наполовину, во всяком случае, интернациональна. Грузинка, поляк, литовец... Ну а русских и украинцев и вовсе не счесть. Общее? Увлечённость искусством, глубокое уважение друг к другу и общие истоки творческой культуры: великая русская художественная школа. Ничуть и нисколько не преувеличив, скажу: вклад художников Гильдии в высоко ценимую в Америке культуру нашей русскоязычной общины и в культуру собственно американскую весьма, весьма значителен.
Тогда почему организаторы недели русской культуры не сочли, нет-нет, – не возможным даже, а необходимым продемонстрировать работы лучших художников Гильдии?
Молода ли Гильдия? Для возраста последней нашей эмигрантской волны – не слишком. 10 с хвостиком официальных лет плюс годы плодотворной работы созданного при Еврейском центре Бенсонхёрста клуба художников, из распавшегося Союза приехавших. Клуба, ставшего базой для формирующейся Гильдии.
Тогда клуб, а следом за ним и Гильдия стали спасательным кругом для недавних американцев – художников, мечущихся в поисках своего дела и в поисках себя. Живописец Анатолий Макаревич, выдающийся, всесоюзно известный скульптор Марк Роберман (обоих, увы, уже нет), мастер гобелена Леонид Алавердов, художник и писатель Исаак Вайншельбойм, виртуоз чеканки Рудольф Розенблюм – они создали клуб и они же стали первыми членами Гильдии, которую возглавил Илья Натанзон. Он успешно руководил ею все 10 лет и вот лишь на днях передал бразды правления скульптору (ваятелю даровитому, идееспособному) Евгении Розенцвит, инициативно и энергично взявшейся за дело.
Задачами, изначально поставленными перед собой гильдийцами, было привлечение молодых способных художников, которых в объединении сейчас уже едва ли не половина, и, что более, чем важно, приобщение молодёжи к пониманию искусства, увлечению им, а стало быть, к умножению в молодом поколении числа людей истинно культурных. Одним из методов достижения этой благородной цели, кроме сменяющих друг друга экспозиций работ членов Гильдии в библиотеках, где бывает множество молодёжи и детей, стали обширные выставки в нью-йоркских вузах.
Несколько дней тому назад такая мобилизующая интерес молодёжи к искусству выставка открылась в одном из популярнейших в городе колледжей АСА (Манхэттен, 1293 Бродвей), немалая часть студентов которого – это ребята из наших иммигрантских семей. Экспозиция отличных, профессионально выполненных живописных работ в холле и одном из лекционных залов стала для студентов, да и для всех посетителей, как бы увлекательным семинаром по такой очень важной теме: «Что есть настоящее искусство». Тем более, что намечается целая серия экспозиций: после живописи представлены будут графика, потом образцы искусства прикладного, потом фотография... Ну а теперь, в качестве заявочной страницы, – замечательная картинная галерея, освещённая талантами масштабными.
Александр Шабатинас. В сюрреалистическом ключе и в отличающей этого художника цветовой гамме поданы исследования художником стремлений, дум, надежд своего современника, отчаянной его борьбы с непробиваемыми обстоятельствами и с собой. Его веры. Модерн? Сильный, определённый, мыслящий.
Матвей Басов, выработавший оригинальную живописную технику, привнёс в оптимистическое своё искусство неожиданную эротическую нюансировку, что сделало его ещё более выразительным. Но вот где сексуальность бушует подобно буре – это конечно же в поражающих необыкновенной эмоциональностью и пластикой всегда узнаваемых полотнах Евгения Тоневицкого, каждое из которых – гимн женской красоте, элегантности, жажде любить и быть любимой.
Годы не помеха рвущемуся к людям многомерному таланту, мастерству и темпераменту Исаака Вайншельбойма. Напротив. Живопись его становится ярче, образней, понимание природы – острее, портреты обретают психологическую глубину. Вдобавок в его живопись ворвался балет. Прыжок ввысь – как лозунг жизни и творчества самого художника.
Запоминающиеся работы Юрия Тарлера заслуживают отдельного разговора. Какой-то особый вид думающего сюрреализма. Живописные эссе Тарлера очень интересны композиционным и философским решением, своей проблематикой.
Не удивил даже, а изумил Рудольф Розенблюм, представив не мастерские свои чеканки, а чудные, совсем не дилетантские пейзажи и портреты. Слава ищущим! Поэзией овеяна лирическая ландшафтная живопись Олега Линера. Хороша, женственна и наверняка, как и положено нашей современнице, деятельна красавица Зинаиды Келебеевой. Одой земле-кормилице становится каждая картина Тамары Фогель. Вся экспозиция - высокого художественного уровня. Она достойнейше представляет нашу общину.
Но вот ещё одна, важная чрезвычайно, новинка в деятельности Гильдии: выставка детского творчества. Она так и названа: «Наши талантливые дети». «Наши» – потому что много там работ детей и внучат гильдийцев. Проходит она в бруклинской библиотеке на углу Ocean Ave and Kings Highway. Это подлинное прикосновение к таланту на его взлёте. Алла Баксанская, в организацию этой замечательной экспозиции вложившая много сил и душевного тепла, собрала там рисунки, поделки, фотографии ребят самого разного возраста, чуть ли не от 4 лет. Сколько же среди них наделённых ярким воображением детей! Осознанно не называю имена самых одарённых. Творческая жилка и тяга к самовыражению есть у всех. И неважно, станут ли они профи. Главное, безусловно вырастут людьми культурными, творческими в любой профессии, сумеющими отмести от себя всяческую грязь, найти своё место в жизни. Хочется надеяться, что пропаганда творчества юной нашей поросли станет для Гильдии традицией.
Подпись к фото: Александр Шабатинас. “Родина”