Хотите - верьте, хотите - нет...

Этюды о прекрасном
№35 (1010)
“Удивите меня”, - могла бы я повторять вслед за Сергеем Дягилевым. Потому, что была уверена, что удивить меня уже трудновато. Однако когда пришла я в музей  с интригующим названием “Believe It or Not”, т.е. “Хочешь - верь, хочешь - не верь”, поняла, что резервы для удивления, нет, скорее - изумления даже, во мне ещё остались. 
 
И чего только нет в этом музее, а вернее - многотемном аттракционе, сборище всяческих найденных или придуманных диковинок, вывернутых наизнанку, устрашающих порой реалий! Ух! Какой же буйной фантазией, каким изломанным многомерным воображением должен был обладать человек, который всё это задумал и, воплотив в жизнь, создал такой необычный, способный не только поразить, но и увлечь и больших, и малых Музей Невероятного. 
 
Кто он?
 
“Несравненный мистер Рипли” - так называли его, Роберта Рипли, поначалу газетного карикатуриста и рисовальщика, собирателя всякого, удивление, восторг и смех вызывающего “хлама” (это его собственное определение). Потом об этом хламе написавшего и издавшего изобретательно оформленную книгу, вызвавшую настоящий читательский бум. Это и была отправная точка невероятной популярности Рипли, ставшего к тому же кинодокументалистом, как бы протоколировавшим всё, что в рамки обычных представлений не укладывалось, а потому читалось, смотрелось, слушалось взахлёб. 
 
Слушалось? Да. Ведь стал Рипли на заре взлёта телевидения сверхпопулярным телеведущим, за которым прочно закрепился титул “Суперстар”. 
 
Но всё же основой его звёздности стало не интереснейшее телешоу, приковывавшее к экранам миллионы зрителей, не книжка даже, а показ в разных городах, а после - и в странах множащейся коллекции “того, чего не может быть”.
Откуда всё это к Рипли попадало?..
 
Прежде всего. находил он сам, бродяжничая по свету (а был он заядлым путешественником). Живо откликался на сообщения о каких-то диковинах, легендах о них даже. И находил! И к сокровищнице своего хлама приобщал. 
Так ведь не только это. Люди со всех краёв присылали ему всякие необъяснимые штуковины. И вот в 1933 году открыт был первый постоянный, а не путешествующий Музей “Хотите верьте, хотите - нет” в Чикаго, потом во Флориде и (головной!) в Нью-Йорке. А следом за ними - более 30 музеев Рипли в десятке стран. 
 
И это одновременно с дюжиной книг и телепрограмм. И непрекращающимися поездками, походами, приключениями. Охват - чуть ли не 2 сотни стран. 
 
Какое сердце выдержит? Роковой инфаркт случился в мае 1949-го во время телевизионного реалити-шоу, им, кстати, запущенного на телеорбиту. Шел Роберту Рипли 59-й год...
 
Но имя - имя Рипли - живо, потому что носят его те десятки музеев, которые дают возможность тысячам и тысячам людей (а поток разновозрастной публики не иссякает!) с изумлением увидеть нечто невероятное, что и представить-то было невозможно. 
 
Заглянем-ка и мы в нью-йоркский музей Рипли, обосновавшийся в Манхэттене на 234 42 Street  между 7 и 8 авеню (множество поездов метро: А, Е, N, R, 1, 2, 3, 7). И перед нами откроется мистерия редчайших артефактов. Нужных и не очень, страшнючих, но вызывающих смех, невесть откуда взявшихся и исторически интересных...
 
Итак, вошли. 
 
И сразу - будто шрапнелью по мозгам. Четырёхухий слон. Надвигающийся на тебя агрессией заряженный Супермэн. Бочка пива с пиратского корабля. Старинная галера, а за ней - жуткий оскаленный монстр. Над головой самолёт - вот-вот врежется...
 
И какой впечатляющий Трансформер! Эстетика гротеска. 
 
И как всё это выстроено - поистине талантливым сценографом, а сценография с неизменным мистическим уклоном. И зазывный рэп - на всю катушку, по всем этажам. Громкость дикая, ну, как в русских ресторанах. 
 
“Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей...” Милая беленькая овечка с одним глазом посреди лба; такой же одноглазый пудель; двуглавый телёнок; крокодил-альбинос с голубыми глазами; олень с рогами, выросшими прямо над глазом...  
 
И весьма любопытное портретное искусство: Битлз и Мартин Лютер Кинг, чьи портреты выложены  из использованных почтовых марок; Майкл Джексон и Мэрилин из конфеток-драже; Нельсон Мандела из монеток...
Масса ярчайше изукрашенных автомобилей. 
 
Злые шутки природы - всяческие  от рождения уродливые, нечеловеческие почти лица. И африканские лица-маски. Природе до такого не додуматься. 
 
Спекулирующие уродством циркачи, вампиры, люди - самый большой, самый крохотный, самый толстый... Всё перечислить невозможно, а уж тем более - описать.
 
Интересна историческая фактология: пыточные камеры инквизиции; “работа” с гильотиной французских поборников революции... 
 
Но много, очень много картин прошлого - без страхов и крови. И масса смешного. Ну, просто презабавного. Так что вышла я в отличнейшем настроении. Что наверняка случится и с вами, когда вы посетите этот необыкновенный музей. 
 
А уж восторг ребятни, мальчишек в особенности. не описать.  Вдобавок, в пятницу, субботу и воскресенье, перед входом в музей разыгрывается весёлое представление. Такое же “особенное”, как и сам музей Рипли. 
 
И вот ещё: рядом, через пару метров, откроет перед вами дверь нью-йоркский музей Мадам Тюссо, где можно увидеть восковые фигуры энного количества знаменитостей. И пофотографироваться с ними. Как с живыми.
 
Маргарита Шкляревская

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir