А ПОТОМ БЫЛ ПАРАД...
В мире
У грузинского руководства нет никаких сомнений в том, кто истинный виновник драматических событий в Тбилиси в ночь на 26 мая. Михаил Саакашвили прямо заявил: «По написанному извне сценарию в Грузии пытались сорвать парад, устроить саботаж и дестабилизировать ситуацию... Я хорошо знаю: они затеяли это, чтобы отомстить грузинской армии, которая в 2008 году смогла оказать им такое сопротивление, которое они в последнее время не испытывали.. Мы не отступим, будем начеку и ответим должным образом на провокации наших врагов».
Ясно, что речь идет о России.
Президент сделал такое заявление на праздничном военном параде в честь 20-летия независимости Грузии. Но это с размахом запланированное торжество не было таким, как задумывалось.
За несколько часов до его начала на месте почетной трибуны лилась кровь из голов, проломленных дубинками озверевшего спецназа. А на центральном проспекте города под проливным дождем ничком лежали на земле или понуро стояли на коленях десятки жестоко избитых людей со скрученными руками. Именно поэтому прославленный танцевальный ансамбль «Сухишвилеби» («Сухишвилевцы») отказался исполнять на параде старинный танец «Хоруми», который должен был сопровождать появление первых грузинских бронемашин «Дидгори».
Сами же эти БТРы, как и ожидалось, прошли по проспекту Руставели вместе с другой боевой техникой, сменив кровавое ночное шествие водометов и полицейских спецмашин.
Это был самый короткий парад в истории Грузии, умеющей организовывать пышные торжества. Ни ликующих толп, ни праздничных мероприятий в городе не было. Организаторам антиправительственных выступлений ценой страданий сотен людей все-таки удалось подпортить президенту праздник, хотя сорвать парад так и не удалось.
Представители власти конечно же оправдывают разгон, и формально они правы. Радикальная оппозиция, которой руководили глава «Демократического движения - единой Грузии», экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе и лидер «Народного собрания», пятикратная чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили, подала заявку на выступления лишь до истечения 25 мая. Так что уже после полуночи митинг, угрожающий проведению парада, стал несанкционированным. И мэрия предупредила об этом перед окончанием роковых суток.
Но разгонять ведь можно по-разному, уже одно только появление водометных машин показало, что митингующих можно было просто «смыть» с проспекта. Однако план правоохранителей предусматривал иное. Не только оппозиционеры, но и эксперты подчеркивают: даже во время трагедии 9 апреля 1989 года советские войска, разгонявшие собравшихся на этом же месте, оставили коридор, чтобы люди могли разойтись.
Теперь такого не было – до 4-х тысяч спецназовцев и полицейских взяли в кольцо менее тысячи митингующих и провели не просто «очистку территории», а настоящую карательную операцию.
Да, среди митингующих были сопротивляющиеся древками от флагов, но с ними справились довольно быстро, а потом началось садистское избиение безоружных людей. В том числе и укрывшихся в кинотеатре «Руставели», во Дворце учащейся молодежи.
Пострадали и более десятка журналистов – их избивали, ломали аппаратуру, арестовывали. Но извинились только перед телеканалом «ПИК», распространяющим на соседние страны официальные взгляды грузинских властей.
... Когда после одиннадцати ночи под моими окнами остановились автобусы и из них с грохотом посыпались спецназовцы в «инопланетном» облачении, по их агрессивному настрою нам с соседями стало ясно: никого щадить они не собираются. Судить об этом нам нетрудно – живем в нескольких десятках метров от проспекта Руставели и все, происходящее на нем, как говорится, пропускаем через себя.
Но неужели это не могли прогнозировать те, кто вывел на проспект молодежь, стариков, женщин и кого власти открыто предупредили, что применят силу?
И вот тут-то надо сделать главный вывод: ответственность за происшедшее лежит на обеих сторонах. «Народное собрание», не щадя своих сторонников, фактически провоцировало власть, а та с готовностью воспользовалась такой «подставой».
Теперь выяснилось, что у МВД есть немало «компры» на Нино Бурджанадзе. Существует аудиозапись ее разговора с сыном, где речь идет о том, что революциям по «египетскому сценарию» нужны жертвы, и упоминается вмешательство российского спецназа ГРУ. Экс-спикер признает этот разговор, но утверждает, что из контекста вырваны отдельные фразы. На видео заснято, как ее муж - бывший шеф пограничной полиции Бадри Бицадзе - в ресторане обсуждает с соратниками создание отрядов, которые дадут отпор полицейским. Но при всем этом поражают почти детские беспечность и наивность «оплаченных Москвой заговорщиков».
Сын Бурджанадзе признает, что их могут прослушивать. Беседующие в ресторане хотят использовать... рогатки с металлическими шариками и убеждены, что против них выставят не полицию, а солдат срочной службы, которые перейдут на сторону народа. А тут еще показания о заговоре и создании полувоенных формирований дал задержанный в первые дни акции отставной генерал, возглавивший оппозиционные «отряды самообороны». Так что вполне вероятно появление уголовного дела по обвинению в
попытке свержения власти.
Пока что ни одного из 102-х задержанных в этом не обвинили – суды, в ночь разгона поставившие «на поток» свои беспрерывные заседания, приговорили признавшихся в нарушении общественного порядка и сопротивлении полиции к 400 лари штрафа, а не признавшихся - к заключению от 1 до 3 месяцев.
Кстати, 90 дней отсидки получили и двое парней, которые через пару дней после разгона совершили «мелкое хулиганство» - высказали в фойе театра пришедшему на Дни Эквадора президенту страны все, что они думают о нем.
Но у бойни под дождем есть и другие продолжения. На вторые сутки после нее неожиданно увеличилось количество жертв – к двум, официально объявленным погибшими, прибавились еще двое – их трупы обнаружены на крыше магазина возле станции метро «Площадь свободы».
По сообщению МВД, «оба погибли от электрошока, натолкнувшись на кабель с поврежденной изоляцией, пока не установлено, с какой целью они находились там». Между тем именно в этом месте спецназ «складывал» избитых и связанных людей перед тем, как развести их по судам.
А некоторых активистов «Народного собрания» нашли на кладбище связанными, но, к счастью, живыми. Однако остаются неизвестными судьбы еще многих их соратников, так что некоторые СМИ открыли «горячие линии» для сбора сведений о пострадавших, задержанных и пропавших. Патриархия Грузии, отправившая на место разгона своих представителей, которые так и не смогли разрядить обстановку, просит правительство проявить милосердие и применить к арестованным «щадящие меры наказания». А правозащитники озабочены тем, что адвокатам ограничили вход в переполненные следственные изоляторы.
Ну а международное сообщество, признавая, что митинг превратился в несанкционированный, все же призывает грузинские власти наказать полицейских за их жестокость.
«Мы всегда говорим в таких случаях, что считаем: право на мирное выражение собственного мнения гражданами любой другой страны должно уважаться. Призываем правительство Грузии расследовать инциденты последних дней, в которых погибли несколько человек», - заявил представитель Госдепартамента США Марк Тонер. Содокладчики по Грузии Парламентской ассамблеи Совета Европы - датчанин Микаель Аструп Янсен и албанец Кастроиот Ислам - озабочены использованием непропорциональной силы при разгоне акции:
«Власти должны полноценно, надежно и прозрачно расследовать превышение силы и в разумные сроки представить его результаты общественности. Вместе с тем мы призываем стороны сохранять спокойствие и не допустить дальнейшую эскалацию напряженности». Об этом же заявляют британский министр по вопросам Европы Дэвид Лидингтон, а также Human Rights Watch, Amnesty International, «Репортеры без границ» и другие всемирные общественные организации.
И, наконец, еще две, отнюдь не обнадеживающие цитаты.
Бурджанадзе: «Я все равно выкорчую эту власть, только уже реально. Саакашвили хотел видеть меня бежавшей в такой же ситуации, в какой народ увидел его во время августовской войны 2008 года. Я не боюсь ареста, если даже останусь одна. Буду бороться до конца. И если не в Грузии, то в Европе обязательно найду справедливость».
Саакашвили: «За планами Бурджанадзе и ее сторонников стоят большая армия, большая служба безопасности, большие ресурсы подкупа и нефти, большая имперская амбиция (России), от которых они теряют голову. Если бы это были планы только местных ничтожеств, я бы не принял их всерьез, но стоящие за ними силы никогда не отступятся от своих планов, и мы воспринимаем их серьезно. В Грузии очень хорошие службы контрразведки и полиции, достаточно опытная власть всех уровней, а главное - достойное гордости общество. Когда «пятая колонна» действует таким образом, необходимо создать в политике Грузии человеческие правила игры».
Что ж, с таким настроем обеих сторон легко предугадать, по каким «человеческим правилам» могут развиваться дальнейшие события. Которые уже отнюдь не игры.
Ясно, что речь идет о России.
Президент сделал такое заявление на праздничном военном параде в честь 20-летия независимости Грузии. Но это с размахом запланированное торжество не было таким, как задумывалось.
За несколько часов до его начала на месте почетной трибуны лилась кровь из голов, проломленных дубинками озверевшего спецназа. А на центральном проспекте города под проливным дождем ничком лежали на земле или понуро стояли на коленях десятки жестоко избитых людей со скрученными руками. Именно поэтому прославленный танцевальный ансамбль «Сухишвилеби» («Сухишвилевцы») отказался исполнять на параде старинный танец «Хоруми», который должен был сопровождать появление первых грузинских бронемашин «Дидгори».
Сами же эти БТРы, как и ожидалось, прошли по проспекту Руставели вместе с другой боевой техникой, сменив кровавое ночное шествие водометов и полицейских спецмашин.
Это был самый короткий парад в истории Грузии, умеющей организовывать пышные торжества. Ни ликующих толп, ни праздничных мероприятий в городе не было. Организаторам антиправительственных выступлений ценой страданий сотен людей все-таки удалось подпортить президенту праздник, хотя сорвать парад так и не удалось.
Представители власти конечно же оправдывают разгон, и формально они правы. Радикальная оппозиция, которой руководили глава «Демократического движения - единой Грузии», экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе и лидер «Народного собрания», пятикратная чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили, подала заявку на выступления лишь до истечения 25 мая. Так что уже после полуночи митинг, угрожающий проведению парада, стал несанкционированным. И мэрия предупредила об этом перед окончанием роковых суток.
Но разгонять ведь можно по-разному, уже одно только появление водометных машин показало, что митингующих можно было просто «смыть» с проспекта. Однако план правоохранителей предусматривал иное. Не только оппозиционеры, но и эксперты подчеркивают: даже во время трагедии 9 апреля 1989 года советские войска, разгонявшие собравшихся на этом же месте, оставили коридор, чтобы люди могли разойтись.
Теперь такого не было – до 4-х тысяч спецназовцев и полицейских взяли в кольцо менее тысячи митингующих и провели не просто «очистку территории», а настоящую карательную операцию.
Да, среди митингующих были сопротивляющиеся древками от флагов, но с ними справились довольно быстро, а потом началось садистское избиение безоружных людей. В том числе и укрывшихся в кинотеатре «Руставели», во Дворце учащейся молодежи.
Пострадали и более десятка журналистов – их избивали, ломали аппаратуру, арестовывали. Но извинились только перед телеканалом «ПИК», распространяющим на соседние страны официальные взгляды грузинских властей.
... Когда после одиннадцати ночи под моими окнами остановились автобусы и из них с грохотом посыпались спецназовцы в «инопланетном» облачении, по их агрессивному настрою нам с соседями стало ясно: никого щадить они не собираются. Судить об этом нам нетрудно – живем в нескольких десятках метров от проспекта Руставели и все, происходящее на нем, как говорится, пропускаем через себя.
Но неужели это не могли прогнозировать те, кто вывел на проспект молодежь, стариков, женщин и кого власти открыто предупредили, что применят силу?
И вот тут-то надо сделать главный вывод: ответственность за происшедшее лежит на обеих сторонах. «Народное собрание», не щадя своих сторонников, фактически провоцировало власть, а та с готовностью воспользовалась такой «подставой».
Теперь выяснилось, что у МВД есть немало «компры» на Нино Бурджанадзе. Существует аудиозапись ее разговора с сыном, где речь идет о том, что революциям по «египетскому сценарию» нужны жертвы, и упоминается вмешательство российского спецназа ГРУ. Экс-спикер признает этот разговор, но утверждает, что из контекста вырваны отдельные фразы. На видео заснято, как ее муж - бывший шеф пограничной полиции Бадри Бицадзе - в ресторане обсуждает с соратниками создание отрядов, которые дадут отпор полицейским. Но при всем этом поражают почти детские беспечность и наивность «оплаченных Москвой заговорщиков».
Сын Бурджанадзе признает, что их могут прослушивать. Беседующие в ресторане хотят использовать... рогатки с металлическими шариками и убеждены, что против них выставят не полицию, а солдат срочной службы, которые перейдут на сторону народа. А тут еще показания о заговоре и создании полувоенных формирований дал задержанный в первые дни акции отставной генерал, возглавивший оппозиционные «отряды самообороны». Так что вполне вероятно появление уголовного дела по обвинению в
попытке свержения власти.
Пока что ни одного из 102-х задержанных в этом не обвинили – суды, в ночь разгона поставившие «на поток» свои беспрерывные заседания, приговорили признавшихся в нарушении общественного порядка и сопротивлении полиции к 400 лари штрафа, а не признавшихся - к заключению от 1 до 3 месяцев.
Кстати, 90 дней отсидки получили и двое парней, которые через пару дней после разгона совершили «мелкое хулиганство» - высказали в фойе театра пришедшему на Дни Эквадора президенту страны все, что они думают о нем.
Но у бойни под дождем есть и другие продолжения. На вторые сутки после нее неожиданно увеличилось количество жертв – к двум, официально объявленным погибшими, прибавились еще двое – их трупы обнаружены на крыше магазина возле станции метро «Площадь свободы».
По сообщению МВД, «оба погибли от электрошока, натолкнувшись на кабель с поврежденной изоляцией, пока не установлено, с какой целью они находились там». Между тем именно в этом месте спецназ «складывал» избитых и связанных людей перед тем, как развести их по судам.
А некоторых активистов «Народного собрания» нашли на кладбище связанными, но, к счастью, живыми. Однако остаются неизвестными судьбы еще многих их соратников, так что некоторые СМИ открыли «горячие линии» для сбора сведений о пострадавших, задержанных и пропавших. Патриархия Грузии, отправившая на место разгона своих представителей, которые так и не смогли разрядить обстановку, просит правительство проявить милосердие и применить к арестованным «щадящие меры наказания». А правозащитники озабочены тем, что адвокатам ограничили вход в переполненные следственные изоляторы.
Ну а международное сообщество, признавая, что митинг превратился в несанкционированный, все же призывает грузинские власти наказать полицейских за их жестокость.
«Мы всегда говорим в таких случаях, что считаем: право на мирное выражение собственного мнения гражданами любой другой страны должно уважаться. Призываем правительство Грузии расследовать инциденты последних дней, в которых погибли несколько человек», - заявил представитель Госдепартамента США Марк Тонер. Содокладчики по Грузии Парламентской ассамблеи Совета Европы - датчанин Микаель Аструп Янсен и албанец Кастроиот Ислам - озабочены использованием непропорциональной силы при разгоне акции:
«Власти должны полноценно, надежно и прозрачно расследовать превышение силы и в разумные сроки представить его результаты общественности. Вместе с тем мы призываем стороны сохранять спокойствие и не допустить дальнейшую эскалацию напряженности». Об этом же заявляют британский министр по вопросам Европы Дэвид Лидингтон, а также Human Rights Watch, Amnesty International, «Репортеры без границ» и другие всемирные общественные организации.
И, наконец, еще две, отнюдь не обнадеживающие цитаты.
Бурджанадзе: «Я все равно выкорчую эту власть, только уже реально. Саакашвили хотел видеть меня бежавшей в такой же ситуации, в какой народ увидел его во время августовской войны 2008 года. Я не боюсь ареста, если даже останусь одна. Буду бороться до конца. И если не в Грузии, то в Европе обязательно найду справедливость».
Саакашвили: «За планами Бурджанадзе и ее сторонников стоят большая армия, большая служба безопасности, большие ресурсы подкупа и нефти, большая имперская амбиция (России), от которых они теряют голову. Если бы это были планы только местных ничтожеств, я бы не принял их всерьез, но стоящие за ними силы никогда не отступятся от своих планов, и мы воспринимаем их серьезно. В Грузии очень хорошие службы контрразведки и полиции, достаточно опытная власть всех уровней, а главное - достойное гордости общество. Когда «пятая колонна» действует таким образом, необходимо создать в политике Грузии человеческие правила игры».
Что ж, с таким настроем обеих сторон легко предугадать, по каким «человеческим правилам» могут развиваться дальнейшие события. Которые уже отнюдь не игры.
comments (Total: 65)