Флаги над больницей
В мире
Неожиданно для многих Ашкелон стал ареной столкновений. Поводом стало помещение в реанимационное отделение больницы заключенного Мохаммеда Алаана: его погрузили в искусственную кому, когда после 60 дней голодовки он потерял сознание
Алаан содержался в израильской тюрьме под так называемым административным арестом. Эта мера разработана против палестинских террористов и позволяет оставлять их под стражей без суда и следствия на срок до 6 месяцев и больше. (Совсем недавно система административных арестов впервые была разрешена к применению по отношению к еврейским террористам).
За эту меру нашу страну постоянно критикует международная общественность, поскольку тысячи палестинцев, заподозренных в причастности к терактам, годами находятся в израильских тюрьмах без предъявления обвинений.
Нынешняя ситуация, помимо прочего, вызвала бурные обсуждения по поводу того, можно кормить голодающих насильно или нет.
Неожиданным образом сошлись мнения защитников прав человека, которые сказали, что кормить насильно нельзя, потому что насильственное кормление есть пытка, и сторонников самых жестких мер по отношению к террористам - те заявили, что если заключенные решили покончить жизнь таким образом, то почему бы и нет...
Но пока шли дискуссии и юридические проверки, голодающий оказался на грани смерти и был погружен в кому.
Поползли слухи о том, что дни его сочтены...
Арабский десант в Ашкелоне
Волнения возле больницы “Барзилай” начались в конце прошлой недели, как только врачи огласили прогноз по поводу состояния Алаана и перспектив его выживания. Прошло около суток с момента госпитализации голодающего, как у ворот больницы высадились первые демонстранты с лозунгами “Свободу палестинским политзаключенным!”. Потом подошли автобусы из Умм-эль-Фахма.
Появились первые сообщения в СМИ о стычках возле больницы. Репортеры рассказывали, что агрессивно настроенная арабская молодежь выкрикивает антиизраильские лозунги и пытается спровоцировать драку с полицией.
Несколько митингующих тем временем попытались водрузить над больницей палестинский флаг.
...Бывший армейский кинолог Влад Ройберг услышал о том, что происходит возле больницы “Барзилай”, по радио. До сих пор он не занимался общественной работой в городе, но новость не оставила его равнодушным.
- На долю Ашкелона выпало немало страданий за последнее время. Вспомним хотя бы летнюю кампанию прошлого года “Несокрушимый утес”, когда на город обрушились тысячи ракет. Сколько мы пережили!.. Дети до сих пор не могут оправиться от последствий пережитых ими психологических травм... И вдруг я слышу, что в больнице находится палестинский заключенный, который связан с “Исламским джихадом”, - той самой организацией, которая участвовала в обстрелах Израиля, - и сюда прибывают толпы желающих митинговать против нас. Меня это возмутило до глубины души! Да как может такое быть!
Я решил, что мы должны дать отпор этому безобразию. Взял мобильник и стал по “WhatsApp” рассылать всем знакомым сообщения: “Ребята, приезжайте скорее, будем защищать больницу от арабских экстремистов”.
Пока Влад собирал своих друзей и знакомых на защиту ашкелонской больницы, в Газе проходило совещание по поводу того, что делать, если Мохаммед Алаан умрет.
Как сообщили осведомленные источники, хамасники обсуждали идею о прекращении перемирия и возобновлении ракетных обстрелов Израиля, но руководство организации выразило категорическое несогласие с предложением о немедленном переходе к боевым действиям. После этого организация “Исламский джихад” тоже выразила несогласие, но с мнением ХАМАСа, и ее пресс-служба поспешила заявить о том, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу несет личную персональную ответственность за смерть Алаана, если таковая произойдет в ближайшие часы. Соответственно, Израиль должен ответить за свои действия, которые фактически приравниваются к убийству заключенного, поэтому военное крыло организации, “Бригады Аль-Кудса”, предпримет “положенные шаги”.
И хотя пресс-секретарь организации Дауд Шехаб решил не уточнять, какие именно шаги будут предприняты, прозрачный намек на возобновление ракетных обстрелов в Израиле был услышан.
Больной скорее жив, чем мертв
Состояние больного оставалось очень тяжелым. Согласно оценкам медиков, длительная голодовка могла нанести непоправимый ущерб его мозгу, и на нынешнем этапе трудно было дать какой-либо прогноз по поводу возможных перспектив. Тем не менее, израильские врачи заявили, что делают все возможное для того чтобы спасти больного. Ему вводили витамины и препараты, стимулирующие работу мозга, а также, разумеется, жидкости.
Причем интенсивная терапия по новейшим технологиям сопровождалась... политическими шагами. БАГАЦ пообещал продолжить рассмотрение ходатайства адвоката Алаана о немедленном освобождении больного из-под ареста в связи с ухудшением здоровья. На заседании, которое состоялось 17 августа, представитель госпрокуратуры сообщил, что государство готово рассмотреть вопрос освобождения Махмуда Алаана из-под ареста при условии, что он на четыре года покинет Израиль. Адвокат категорически отверг это предложение.
Влад Ройберг тем временем собирал друзей. На его призыв помочь полицейским и не дать демонстрантам из Умм-эль-Фахма развернуться в Ашкелоне откликнулось более 300 человек.
Рассказывает Влад:
- Мы собрались возле больницы, когда поступило очередное сообщение о том, что к ней подъезжает колонна автобусов с участниками протеста, требующими освобождения и этого заключенного, и других находящихся под административным арестом. Люди откликнулись на наш призыв и шли к больнице после работы, несмотря на ужасную жару. Никто из нас не хотел видеть, что в Ашкелоне хозяйничают сторонники Ханин Зуаби. Мы знали, что она едет во главе колонны.
- Как развивались события?
- Вместе с полицейскими наши дружинники встретили машины. Из одной вышла Ханин Зуаби и стала выкрикивать: “Позор Израилю!” “Свободу палестинским политзаключенным”, “Ашкелон - наш” и тому подобные лозунги. Но полицейские не дали ей много говорить. Одновременно несколько молодых палестинцев попытались укрепить свой флаг над больницей, но их остановили наши добровольцы. Только этого нам не хватало! В общем, свернули демонстрацию. Наши крепкие парни предотвратили все поползновения организовать стычки. Полицейские действовали очень слаженно. Они предотвратили драки и выплеск эмоций с обеих сторон. Все обошлось.
- Как реагировали городские власти Ашкелона?
- Практически никак. Сделали вид, что происходящее их не касается. Кроме нескольких заявлений в социальных сетях - никакой реакции.
Лучше демонстрация, чем “волки-одиночки”.
Я обратилась с вопросами к высокопоставленному сотруднику служб безопасности. Он согласился прокомментировать ситуацию с условием, что в прессе не будет названа его фамилия.
- Зачем пропустили автобусы в Ашкелон? Ведь едва удалось избежать серьезных последствий...
- Сегодня все делается для того чтобы предотвратить усиление напряженности, если хотите, всплеска интифады. Поводов для беспокойства, к сожалению, хватает. Поджог арабского дома в Думе стал очень серьезным детонатором. Мы стараемся предотвратить теракты. С этой точки зрения, демонстрация, даже очень бурная, но под серьезной охраной полиции, гораздо лучше, чем какой-нибудь одинокий волк, который вышел на трассу с желанием убить солдата или напасть на пешеходов в Тель-Авиве.
Демонстрация в любом случае управляема. Крики, угрозы, кулаки в любом случае лучше, чем ножи или выстрелы. Такой выход энергии менее опасен для общества, чем попытка запретить все и позволить гневу вылиться в террористическую акцию. Те, кто рвутся продемонстрировать солидарность с палестинскими заключенными или возмущение израильской политикой, могут сделать это, главное - удержаться от кровопролития, что и произошло на сей раз. Конечно, надо отдать должное полиции Ашкелона, которая продемонстрировала высочайший профессионализм и предотвратила беспорядки.
- Как воспринимают в органах безопасности тот факт, что участились теракты с применение ножей? Можно ли считать, что ситуация в Ашкелоне все-таки зажгла особенно горячие головы?
- Да, в минувшую субботу были совершены две попытки терактов, в обоих случаях палестинцы пытались убить солдат. К счастью, им не удалось совершить задуманное. Солдаты доставлены в больницу с легкими ранениями. Террористы тоже отправлены в больницу. Наверняка человеку, далекому от каждодневного решения проблем безопасности, покажется странным заявление о том, что профессионалы рассматривают такой итог довольно положительно, но жертв с нашей стороны нет, и это главное. Солдаты идут на поправку, ранения не угрожают их здоровью. Палестинцы тоже живы, значит, завтра их не объявят очередными шахидами и толпы не поднимутся с жаждой отомстить за их смерть. Такой вот расклад... Должен отметить еще одну деталь. Ножевые теракты - при том что, разумеется, делается все возможное и невозможное, чтобы их предотвратить, - не угрожают безопасности Государства Израиль.
- Ваши прогнозы ситуации на ближайшее время?
- Я не рискну отвечать на этот вопрос. Давайте переживем сентябрь. Надеюсь, что пик нынешних выступлений миновал и дальше будет спокойнее.
“Новости недели”