Во благо ли?
Еврейское государство, как известно, один из главных получателей финансовой помощи со стороны Соединенных Штатов. Ее размер в настоящее время составляет ежегодно 2,9 млрд. долларов, примерно столько же Израиль получит и в следующем году.
Деньги немалые, однако в нынешней, довольно сложной экономической ситуации, в которой оказалась страна, их, по мнению ряда экспертов, требуется еще больше.[!]
Во время своего последнего визита в Вашингтон со стороны Шарона официального обращения к Бушу по поводу дополнительной финансовой помощи не последовало, хотя в частной беседе такая просьба все-таки была сделана. Шарон попросил американского президента рассмотреть возможность предоставления Израилю дополнительной помощи в размере 2-4 млрд. долларов, а также 8-10 млрд. долларов в виде кредитов под гарантии американского правительства. Кредиты, нужно отметить, предоставлялась Израилю и раньше, и задержек в их выплатах до сих пор не было.
Однако, при всей важности финансовой помощи США Израилю в еврейском государстве отношение к ней со стороны политиков и экономистов всегда было неоднозначным. Критики доказывали, что Израилю следовало бы подумать об опоре на собственные силы и не зависеть столь явно от расположения заокеанских спонсоров, ибо это заставляет израильских лидеров постоянно оглядываться на Вашингтон.
Подобные взгляды разделял и продолжает разделять бывший премьер-министр Израиля Беньямин Нетаниягу. Он предложил Соединенным Штатам увеличить ту часть помощи, которая идет на военные нужды, и сократить другую часть, направлявшуюся на гражданские цели. К 2008 году военная помощь, согласно принятым в середине 90-х годов соглашениям, должна составить 2,4 млрд. долларов, гражданской же помощи не будет вовсе.
Но вернемся к дню сегодняшнему, к вопросу о дополнительной помощи. По мнению Йорама Габбая, бывшего генерального директора министерства финансов, в условиях нынешних проблем с бюджетом, с сокращением его доходных статей без американских денег никак не обойтись. Габай отмечает, что в нынешнем году, бюджетный дефицит составит 3 процента совокупного общественного продукта. Если же дефицит продолжит движение вверх, это повлечет за собой увеличение учетного процента на ссудный капитал. Что, в свою очередь, негативно повлияет на возможности Израиля обращаться за кредитами за рубежом.
Между тем Белый дом и Конгресс не спешат удовлетворить запрос Шарона. Экономическая ситуация в Соединенных Штатах непростая, страна продолжает находиться в рецессии, а возможные военные действия в Ираке потребуют миллиарды долларов. И не следует забывать, что на американскую помощь надеются и соседи Израиля в ближневосточном регионе, такие, как Египет, Иордания, Турция.
Встречаясь в Шароном, Буш признал трудности, испытываемые еврейским государством. В то же время он опустил “кредитный вопрос”, заявив, что верит в возможности израильской экономики, в ее способность самостоятельно справиться с нынешним кризисом. Комплимент приятный, но не более.
Эксперты все же полагают, что Буш согласится, рано или поздно, удовлетворить просьбу Шарона. Вопрос в том, что он потребует взамен.
Подготовка к войне с Ираком предполагает, что руководство Соединенных Штатов хотело бы добиться от Израиля существенных уступок в отношении урегулирования конфликта с палестинцами. В частности, в вопросе о создании ими своего государства.
Настаивать же на своих требованиях Вашингтон умеет. В начале 90-х отец нынешнего президента, Джордж Буш-старший, хотя и поддержал предоставление 10-миллиардного кредита Израилю на обустройство репатриантов из Советского Союза, тянул с решением вопроса до тех пор, пока Ицхака Шамира на посту премьер-министра не сменил Ицхак Рабин. Шамир не хотел свертывать свою программу расширения израильских поселений на Западном берегу, на чем настаивали Буш-старший и его госсекретарь Бейкер, и денег так и не дождался. Их получил его преемник, у которого с американским президентом не было расхождений по поводу будущего поселений.
По мнению Зева Голана, директора Institute for Advanced Strategic and Political Studies, нынешняя американская администрация также постарается продвинуть свои миротворческие инициативы, используя просьбы Израиля о дополнительной финансовой помощи.
Но стоит ли игра свеч, так ли уж необходимо израильтянам ради нее идти на политические уступки?
Многие в Израиле считают, что стоит. Деньги и кредиты, выделенные Вашингтоном в начале 90-х, позволили профинансировать важные проекты, особенно в области инфраструктуры, привлекли в Израиль множество инвесторов. В 1996 году темпы экономического развития составляли 6 процентов в год, уровень безработицы снизился до 6,5 процента.
Иного мнения придерживается Голан. Он считает очень пагубной для еврейского государства углубляющуюся зависимость от американской финансовой помощи. “Эти деньги сродни ядовитой пилюле, разрушающей здоровый организм, - говорит Голан. - Из-за них наши правительства, сменяющие друг друга, никак не приступят к уже давно назревшим экономическим реформам. Зачем нам нужна конкурентноспособная промышленность, если и отстающие отрасли продолжают держаться на плаву за счет финансовой подпитки из-за рубежа?” .
Трудно сказать, кто прав - Габбай или Голан, у каждого лагеря, который они представляют, свои аргументы. Одно ясно, если Вашингтон удовлетворит, в конце концов, просьбу Израиля о дополнительной финансовой помощи, еврейскому государству придется заплатить за это серьезную политическую цену...