Революции на конвейере

В мире
№15 (782)

Западные СМИ, а вслед за ними и отечественные комментаторы, представляют вспыхнувший и заполыхавший в мгновение ока Ближний Восток как мощный выброс десятилетиями сдерживаемого негодования. Однако более пристальный взгляд на происходящее обнаруживает удивительные совпадения, оставшиеся за скобками информационного потока...

Фактор номер один: организация
Хорошо известно, что “финиковая Интернет-революция” в Египте осуществлена молодежной группой “6 апреля” во главе с Ваэлом Гонимом. Согласно общераспространенной версии, воодушевленный революцией в соседнем Тунисе, Гоним на глазах потрясенного и восхищенного мира вместе с горсткой пламенных сподвижников вывел на площадь Тахрир сотни тысяч человек, которые привели к падению коррумпированного и ненавистного режима Мубарака.

Чудесно, но не совсем точно... Известная канадская журналистка Джуди МакЛеод, ведущая сайт Canada Free Press, опубликовала статью под названием “Активисты социальных сетей проходили подготовку в Нью-Йорке”. Из статьи можно сделать следующий вывод: группа “6 апреля” является филиалом общественной организации под названием “Альянс за молодежное движение” (Alliance for Youth Movement - AYM), который, в свою очередь, связан с государственным департаментом США. Своей задачей эта структура, как явствует из ее декларации, считает “проведение ежегодных конференций, семинаров и программ, направленных на то, чтобы объединить международных активистов в разных сферах: технологии, СМИ, частном и общественном секторе”. AYM располагает собственным сайтом , где рассказывает о своих мероприятиях.

Создатель AYM – 30-летний Джаред Коэн, директор группы Google Ideas по распространению “передовых идей” в Интернете, член Совета по международным отношениям, сотрудник офиса политического планирования госсекретаря США с 2006 по 2010 год. Коэн был советником госсекретаря Кондолизы Райс, а впоследствии – Хиллари Клинтон. Он – один из гениев политического Интернета и активный сторонник влияния на умы человечества посредством социальных сетей (Twitter, FaceBook и т.д.), чьи таланты были использованы во время избирательной кампании Барака Обамы. AYM под руководством Коэна создал учебный центр для активистов Интернета, в котором проходили обучение молодежные активисты со всего мира. Один из сподвижников Коэна – Ахмед Салах, принадлежащий к числу основателей группы “6 апреля”, влиятельный активист AYM.

Все это факты достаточно хорошо известные. New York Post пишет, что за последние несколько лет AYM провел три международных конференции для молодежных активистов, работающих в Интернете. Среди участников этих конференций были и лидеры египетской оппозиции. Деятельность AYM финансируется американским и британским правительствами: в 2009 году госдепартамент перевел этой организации 220 тысяч долларов, а Великобритания – 350 тысяч. “Среди приглашенных на конференцию в Колумбийском университете были активисты группы “6 апреля”, находившейся в авангарде революционного процесса в Египте”, - сообщала New York Post в феврале.

Какие вопросы обсуждались на конференции? Это не для кого ни секрет. “ Как действовать в случае, если власти отключают Интернет, как организовывать протесты с помощью мобильных телефонов; как распространять идеи посредством FaceBook; как направлять работу сайта Twitter, чтобы обновлять поступающую информацию и связать между собой группы протеста”, - пишет New York Post. Таким образом, активисты группы “6 апреля” во главе с Ваэлом Гонимом были не столько любителями-энтузиастами, сколько профессионалами, революцией мобилизованными и призванными...

Фактор номер два: деньги
На протяжении длительного времени в мире действует Международная группа по урегулированию кризисов (International Crisis Group - ICG), финансируемая известным миллиардером-евреем Джорджем Соросом. Именно эта организация выступает главным спонсором группы “6 апреля”.

ICG позиционирует себя как “независимая общественная, некоммерческая международная организация, насчитывающая 100 постоянных членов на 5 континентах, работающая на основе аналитических данных для предотвращения и разрешения острых конфликтов”. Миссия, на первый взгляд, серьезная и ответственная. Сам Сорос – один из директоров исполнительного комитета ICG. Кроме него в состав директората входят следующие весьма известные личности: советник по национальной безопасности в администрации Джимми Картера Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности в администрации Билла Клинтона Сэмюэл Бергер, отставной посол США в ООН Томас Пиккеринг, бывший советник Барака Обамы Роберт Мали, секретарь  Хавьер Солана.

Все эти личности заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее и тем самым дать читателю представление об их мировоззрении и политических симпатиях. В последнее время Сорос нашел себя в “филантропической” деятельности и субсидировании оппозиционных демократических движений. При этом любая проводимая им демократизация неизменно оборачивается конфликтами, гражданской смутой и кровопролитием. Сорос не скрывает своей неприязни к Израилю, утверждая, что Израиль оккупирует палестинские территории и является источником региональной нестабильности. Он поддерживает всевозможные правозащитные группировки, а недавно заявил, что Израиль “своими действиями разжигает антисемитизм”.
Збигнев Бжезинский в 1979 году он был инициатором давления на шаха Ирана, что позволило Хомейни и его единомышленникам захватить власть в этой стране. Бжезинский - один из наиболее враждебных Израилю политиков. Не так давно он призвал американское правительство сбивать израильские ВВС, если они посмеют атаковать Иран. Что касается нынешнего режима Тегерана с его ядерными амбициями, то, по мнению Бжезинского, он не представляет серьезной угрозы международной безопасности.

Хавьер Солана – секретарь  и один из наиболее авторитетных европейских политиков, известен своими марксистскими взглядами и горячей симпатией к Фиделю Кастро.  Томас Пиккеринг призывает отказаться от идеи свержения режима в Иране, интегрировать эту страну в систему международной безопасности и начать диалог с ХАМАСом, чтобы... “разрядить региональную напряженность”. Для осуществления “разрядки напряженности” он встречался с главарями ХАМАСа в 2009 году, что вызвало скандал в США. Роберт Мали, будучи советником Барака Обамы во время предвыборной кампании в 2008 году, вынужден был подать в отставку после того как выяснилось, что он поддерживает тесные связи с ХАМАСом.

Еще одним, не упомянутым выше директором Исполнительного комитета ICG был до недавнего времени экс-глава МАГАТЭ Мохаммед Аль-Барадеи. Он вышел из совета директоров ICG сразу же после начала массовых беспорядков в Египте и присоединился к революционной молодежи на площади Тахрир.

Аль-Барадеи, выставляющий кандидатуру на пост президента Египта, находится в весьма теплых отношениях с “Мусульманскими братьями” в этой стране. По его утверждению, “Мусульманские братья” не представляют угрозу региональной безопасности и вообще занимают “конструктивную и взвешенную” позицию. В свою очередь, братья-мусульмане не прочь видеть Аль-Барадеи в роли главы государства.

Идея альянса “Мусульманских братьев” с Аль-Барадеи находит живой отклик в ICG. “Это сотрудничество – положительный сигнал того, что они (братья-мусульмане) хотят играть конструктивную роль в демократической политической системе”, - убежден Сорос. По сообщениям СМИ, еще одна общественная организация Сороса, Центр за американский прогресс, поддерживает идею “свободных египетских выборов”.

Фактор номер три: методология
Тем не менее, деньги, даже очень большие, и самая распрекрасная  организация еще не решают исхода битвы. Тирания, как известно, скора на расправу с восставшими, и достаточно одного выстрела, чтобы спровоцировать кровопролитие. Залог успеха в том, чтобы перетянуть на свою сторону силы безопасности, прежде всего армию. Тунисцам и египтянам это удалось, но они стали не первыми на этом пути...

Шведская газета Svenska Dagbladet Stockholm опубликовала статью, в которой говорится, что группа “6 апреля” и тунисская молодежь руководствовались своего рода “инструкцией по эксплуатации”, разработанной в свое время сербской молодежной группой “Отпор!”, свалившей в 2000 году режим Слободана Милошевича. Идея предельно проста: не вступать в борьбу с солдатами и полицией, а сделать их своими союзниками. В инструкции Поповича молодежи предлагается выходить на площади не с дубинками и прутами, а всей семьей и с цветами. “Не нападайте на них! - призывает Попович. - Старайтесь перетянуть их на свою сторону!”. Метод оказался настолько эффективен, что ошеломил самих демонстрантов. Режим Милошевича рухнул, ибо солдаты не осмелились стрелять в своих соотечественников, вышедших на улицы с цветами в руках. Тактика “Отпора!” была использована вскорости в “цветных революциях”, захлестнувших постсоветское пространство: “революции роз” в Грузии в 2003 году и “тюльпановой революции” в Киргизии в 2005 году. Теперь наступил черед революций в арабском мире.

Попович в интервью шведской газете не скрывает этого: “Да, это правда. Мы готовили членов группы “6 апреля” в Египте”. Признают это и активисты “финиковой революции”. “Я был в Сербии, где изучил методы организации ненасильственных демонстраций и наилучшего противодействия жестокости служб безопасности”, - сказал в интервью Al-Jazeera 22-летний египетский блоггер Мохаммед Адел. По его словам, вернувшись из Сербии, он раздал листовки с инструкцией по проведению демонстраций активистам группы “6 апреля” и движения “Кефая”. Об этом же рассказывает известная американская журналистка, обладатель Пулитцеровской премии Тина Розенберг. По ее словам, лидеры массовых протестов в Египте прошли соответствующую подготовку в Сербии у югославской молодежи, сбросившей Слободана Милошевича.

Вернемся к статье в Svenska Dagbladet Stockholm. “Идеологическая ДНК революций, особенно в Египте, - пишет газета, - без сомнения, американского происхождения. Теория стратегического ненасильственного движения была систематизирована выпускником Гарвардского университета Джином Шарпом и группой политических активистов, вдохновленных идеями Мартина Лютера Кинга и Махатмы Ганди. (Книга Джина Шарпа “От диктатуры к демократии” была впервые опубликована в Бангкоке в 1993 году Комитетом по восстановлению демократии в Бирме и неоднократно переиздавалась впоследствии в разных странах). “Попович был вдохновлен идеями Шарпа, бывшего полковника военной разведки, и Роберта Хелви, бывшего военного атташе в Бирме “, - пишет Розенберг.

Но самое интересное - вывод шведской газеты. “Наиболее интригующим является тот факт, что данная стратегия, без сомнения, хорошо знакома президенту Бараку Обаме, который часто цитирует Махатму Ганди и д-ра Мартина Лютера Кинга”, - пишет Svenska Dagbladet Stockholm. Не это ли объясняет ту горячность, с которой администрация Белого дома и ЕС поддержали арабские революции, несмотря на их более чем сомнительный исход?
Александр Майстровой
“Новости недели”


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir