От Севра до Пятой авеню
Этюды о прекрасном
Фарфора блещущего нега...
В. Жуковский
Поистине, коллекции этого замечательного музея неисчерпаемы. И по числу их, и по разнонаправленности, и, конечно же, по ценности не только каждого собрания, но и каждого (каждого!) экспоната постоянной богатейшей экспозиции и сменяющих друг друга интереснейших, всегда неожиданных выставок.
Не успели развеяться впечатления от совсем недавно открывшейся выставки для всех нас новой картины Лейтона, которой сопутствовали шедевры гениального американца Джеймса МакНила Уистлера из сокровищницы музея (вы можете прочитать о ней в одном из последних номеров нашей газеты), как стало необходимым непременно рассказать вам, дорогие друзья, об уникальной коллекции севрского фарфора, представленной теперь в музее.
Разумеется, речь идёт о всемирно знаменитом Frick Collection, музее Фрика.
Мы не раз писали об этом музее и его создателе. Но всё же не лишне напомнить, что Генри Клэй Фрик, принадлежавший к числу тех, кто “сделал себя сам”, с пустого места начинавший крупный промышленник и финансист, а потом и замечательный, увлечённейший, к десятку самых известных коллекционеров и знатоков искусства причисленный, художественного, как, впрочем, и инженерного, образования не имел. Но собирать картины начал тогда , когда до “миллионерства” было ещё ох, как далеко.
Это был человек редкостного упорства и целеустремлённости. Он не был рабом своей страсти, но исполнен был преданности и служения ей. А страстей было три.
Первой было ДЕЛО, которое развил и вознёс он с нуля до всеамериканской вершинности.
Второй - ЛЮБОВЬ к единственной в его жизни женщине, его жене ( как ни стремились дотошные журналисты и любители смаковать подробности чужой жизни, уличить его хотя бы в том, что он скосил глаза на другую, им это не удалось).
И третья, очень сильная страсть - ИСКУССТВО, а следом - и собирательство его шедевров, в которые углубился он на уровень лучших искусствоведов-профессионалов и знаменитейших коллекционеров.
Да. Собирал шедевры. Только шедевры. Поначалу, и до конца жизни, - живопись старых европейских мастеров.
Американских художников не жаловал, достойными почитал лишь считанных из них (первым и почти единственным был Уистлер).
Потом - малая скульптура Ренессанса.
Потом, потом...
Потом севрский фарфор. Который искал и находил очень, конечно, избирательно, т.е. лучшие его образцы - со свойственным ему упорством. Сейчас эта уникальная коллекция перед нами.
Севр. Стал этот прежде незаметный пригород Парижа знаменит после того, как в 1756 году основан там был по желанию мадам де Помпадур, возлюбленной короля Людовика XV, фарфоровый завод.
Очень быстро севрский фарфор - необычайного изящества посуда с яркой, сочной, зачастую тематической росписью и статуэтки, реже скульптурные группы (обычно это был бисквит, т.е. непокрытый глазурью фарфор), - стал невероятно популярен.
Ещё бы! Форма каждого изделия - это плод фантазии талантливого мастера.Росписью занимались живописцы-новаторы, а в числе скульпторов, создававших дивной пластики фигурки в стиле рококо, а позднее в духе классицизма, были такие титаны как Жан-Клод Дюплесси и Этьен Морис Фальконе.
Имя вам известное: это он автор великолепной статуи Петра I, знаменитого “Медного всадника” в Петербурге.
Поначалу Фрик приобретал старый севрский фарфор для новой нью-йоркской резиденции своей семьи в Манхэттене, на углу 5 авеню и 70 стрит (запомните: 1 70 улица - это и есть адрес музея).
Потом, осознав, насколько прекрасны и ценны эти изделия именно как редкостные произведения искусства, стал, уже после 1915 года, ранний севр коллекционировать.
И вот нам подарена возможность увидеть причудливой формы - разумеется, как и всё, что собирал Фрик, только ручной работы - похожую на плывущий по волнам корабль вазу и две, тончайшим рисунком изумляющие вазочки, изготовленные в 1759 году; удивительного изящества попурри трёх ваз 1762 года; украшенный цветами и птицами маленький сервиз 1767 года; кувшин и чашу для умывания с виртуозно выполненным пейзажем...
Конечно, фото самых интересных экспонатов этой всемирно прославленной коллекции вы можете увидеть здесь, на страницах газеты, - как иллюстрации к короткому этому очерку. Но каково же будет удовольствие посетить особняк, нет, скорее, дворец Фрика, вместе с драгоценной начинкой превращённый согласно его завещанию в музей, взглянуть на них “живым глазом” и насладиться их красотой!
Тем более, что вы сможете увидеть и новые выставки, и все собранные Фриком, а потом и продолжателями его дела шедевры.
Добраться до музея проще простого: поезд метро 6 до остановки “68 Street” и 5, максимум, 10 минут пешком.
Вперёд!
Маргарита Шкляревская