«ЗАЯЦ»с волчьим оскалом
Он – плод не чернобыльских мутаций и не игры воображения. Это – реальность, с которой каждый день сталкивается общественный транспорт Европы
Безбилетник должен сидеть в тюрьме
Тот, кого в странах бывшего СССР называют «зайцем»-безбилетником, -явление распространенное, но не катастрофическое. В обществе, где воровать не грешно, такая поездка в трамвае сходит с рук. Иное дело Европа. Здесь это криминально наказуемое деяние. Ну а коли так, то добро пожаловать в тюрьму, чтобы изучить ситуацию на месте.
Треть заключенных берлинской тюрьмы Plоеtzensee – безбилетники, которых называют Schwarzfahrer (в переводе с немецкого «тот, кто ездит по-черному»). Никаких тебе «зайцев»! Немцы, особенно «зеленые», в ужас бы пришли, если бы именем симпатичного лопоухого зверька стали именовать злостного безбилетника.
Между тем обитатели Plоеtzensee – те, кто попался на таком виде проезда уже не однажды.
Томас Х., 26-летний берлинец, был схвачен за руку 11 раз. Вы думаете, он вырывался, убегал или, не дай Бог, бросался с кулаками на контролеров? Да нет. Горячо отстаивал свою правоту. Суд приговорил его к совокупному штрафу в 3084 евро. Но Томасу неоткуда взять их: не работает, не учится. И, главное, он не желает ни того ни другого. Поэтому заключение на 147 дней он принял с благодарностью: и кров, и пища, и слава бывалого безбилетника.
Таких вот Томасов сегодня 135 из 444 заключенных. Урон, нанесенный ими городской казне Берлина, исчисляется миллионами евро ежегодно, поскольку каждый день содержания подобного заключенного стоит 88 евро. Причем, тюрьма не пустеет. Каждый год приносит новых обитателей. В 2007-м их было 241, в 2008-м 359, в 2009-м – 456, за 10 месяцев 2010-го – 422.
«Надо что-то делать, - считает опытный юрист Михаэль Канерт. – Если человек и впрямь не имеет денег, чтобы заплатить штраф, надо использовать его на социальных работах».
По свидетельству берлинских контролеров (их каждый день выходит от 100 до 120 человек на различные маршруты), только двое из пяти безбилетников готовы расстаться с 40 евро. Таково наказание за бесплатный проезд. Это капля в море, если учесть, что квитанций в 2009 году было выписано 20 тысяч. По логике, «заяц» перекладывает свой долг на государство. Оно все равно везет его туда, куда ему надо. Портрет не лопоухого симпатяги, а матерого волчищи получается.
В Гамбурге «зайцев» в тюрьме еще больше. 623. Здесь достаточно дважды попасться на глаза контролеру, и от одной до четырех недель за решеткой тебе обеспечены. Причем, 150 заключенных повторно отбывают заключение за нежелание платить за билет. Он же год от года дорожает, объясняют «зайцы», а наше финансовое положение катастрофическое. «Ну так найдите рабочее место, чтобы оплачивать проезд и живите себе спокойно, - пытаются вразумить их тюремщики. – Неужели в тюрьме вам лучше?»
Наивный вопрос. Конечно, лучше. В Гамбурге на одного заключенного выделяют в полтора раза больше средств, чем в Берлине. По 133 евро в день. Цифра сопоставима с дневным заработком студента, которому, несмотря на то, что учиться в университете еще год, столько платят в солидной юридической фирме. Знаю об этом точно, потому что такой студент – школьный друг моего сына. Правда, работать приходиться часов по 12-14 в день.
А в тюрьме что? «Макароны дают» - это в карагандинской тюрьме. В немецкой рацион весьма солидный.
Ну только стал нормальным пассажиром...
Портрет бывалого «зайца», если рисовать его несколькими штрихами, несложен. Человек среднего возраста. Неприхотливый в быту. Без семьи, без обязательств, без работы. Томас С., 39 лет, житель Майнца, как раз таков. Недавно он в третий раз предстал перед судом. Объяснение ситуации одно и то же: нет денег на оплату билета. Приговор такой же неизменный – три месяца тюремного заключения.
Его профессиональный собрат по безбилетному проезду Ганс Б., 45 лет, покидая тюрьму в Дюссельдорфе, получил напутствие охранника: «Первое, что ты должен сделать, это купить проездной».
Ганс так и сделал. Купил Ticket 1000 и сел в автобус. Но сел в 8.10, а Ticket 1000 действует с 9.00. Это ему внятно растолковывает контролер, который входит в автобус уже на следующей остановке. И вот к Гансу, как злостному «зайцу», вновь спешат полицейские, а через несколько дней он оказывается в уже знакомой камере.
«Первое, что ты должен сделать...» - нараспев и по слогам начал было чеканить охранник.
«Да знаю я, знаю! Я на проездном как раз и погорел...»
Ну войдите в положение, граждане! Человек сроду билета не брал. Откуда ему знать такие тонкости, как время действия проездного?! Нет, не желает суд принимать довод во внимание. Десять месяцев отныне не услышит Ганс городского шума.
Ирене-рекордистка
Но до 37-летней жительницы Берлина Ирене Д. этим горячим парням все равно не дотянуться. Жительница – сказано условно. Ни крыши над головой, никого рядом. Кроме собаки. С ней вместе она и разъезжала по стране в течение двух последних лет. Как установил суд берлинского района Моабит, на ее счету 940 безбилетных поездок на поезде.
Поезда в Германии разные. В зависимости от протяженности. Есть электрички, есть региональные, а есть и скорые, которые действуют на самых протяженных участках, называемые ICE.
Вот Ирене облюбовала именно ICE, хотя, по идее, должны была обходить их стороной: на поезд в дюжину вагонов не менее трех проводников. Предпочитала дальние переезды. Берлин – Мюнхен или Берлин – Франкфурт-на-Майне. Когда контролеры в очередной раз задерживали ее в поезде без билета, она протягивала им удостоверение личности. «Денег с собой у меня, к сожалению, нет, а кредитную карточку я забыла», - отвечала она проверяющим. Не совсем адекватные ответы навели на мысль, что у Ирене что-то с психикой. Отклонения действительно есть, сказали врачи, но вполне допустимые.
Но есть и ущерб железнодорожному концерну в размере 62 тысяч евро. Она вместе с собакой и нехитрым скарбом объездила всю Германию. Это подтвердили в зале суда 45 контролеров и проводников ICE, для которых Ирене давняя знакомая.
Приговор – восемь месяцев. В тюрьме ее будет постоянно навещать опекун, который постарается за это время внушить даме, что проезд в поездах платный.
Как ты к закону, так и он к тебе
Безбилетники наносят общественному транспорту Германии ежегодный ущерб в 300 миллионов евро. Эти данные приводит Союз транспортных предприятий Германии. Поскольку Schwarzfahrer к закону относится без должного уважения, контролеры отвечают тем же. В прессе рассказываются такая история. Женщина отправилась с тремя детьми в возрасте 9, 11 и 12 лет в путешествие, но перед посадкой в поезд забыла прокомпостировать билет. Проводник высадил ее из поезда, а дети поехали дальше.
Более печальная история приключилась в городе Бад Доберан, федеральная земля Мекленбург – Передняя Померания. Контролер высадил из электрички 12-летнюю девочку, забывшую проездной. До дома она добралась поздно ночью.
- В последнее время, - говорит контролер предприятия общественного транспорта Rheinbahn из Дюссельдорфа Хайдрун Бек, - мы и в самом деле стали жестче обращаться с теми, кто приводит разные доводы в свое оправдание. Нас в обществе считают людьми бессердечными. Но, сами скажите, можно серьезно слушать такие объяснения: «Потерял билет», «Не было мелких денег, чтобы его купить», «Проездной у жены остался». Однако мы никому никаких поблажек не делаем... Причина? Нередко это агрессивное поведение безбилетников.
«Заяц» «зайцу» рознь. Порой это человек, принявший на грудь. От него можно ждать чего угодно. Поэтому инструкция предписывает контролеру быть поосторожней и не подходить к такому слишком близко. Но – с другой стороны – пьяный Schwarzfahrer такой же гражданин, как и остальные. Нельзя проявлять агрессию по отношению к нему. Как это совместить, и должен решать контролер. «Действуем по обстоятельствам, но корректно и уважительно», - наставляют его начальники разного ранга.
Честный безбилетник
Сильвио Безенберг, 38-летний безработный из Ганновера, ездил в общественном транспорте, надев футболку с надписью «Я – безбилетник». Он трижды встречался с контролерами, однако каждый раз он отказывался платить штраф. Дошло до суда. Перед началом процесса он заявил, что надеется выиграть дело: «Суд должен принять во внимание: о том, что у меня нет билета. Я надписью на своей футболке сообщал об этом и машинисту электрички, и контролерам...»
Однако суд признал доводы безбилетника неубедительными.
– Однако вы перед отправлением электрички не подошли к контролерам и не получили от них разрешение ехать без билета, - сказал судья Михаэль Зигфрид. - Тогда возникла бы совершенно иная юридическая ситуация.
- Да какой же контролер пустит меня без билета?! – резонно возмутился Сильвио. На что судья развел руками: дескать, надо уметь договариваться по-доброму, а не надписью на футболке козырять. И впаял ему 500 евро штрафа плюс судебные издержки.
Не редеют «заячьи» ряды
Говорят, несколько десятилетий назад безбилетный проезд был в Германии формой политической борьбы.
В восьмидесятые годы прошлого века в Ганновере, на родине героя (речь о Сильвио Безенберге), студенты с левым уклоном организовали неформальное страховое объединение безбилетников. Каждый, кто входил в него, вносил небольшую денежную сумму в общую кассу, а затем ездил «зайцем», протестуя таким образом против платной системы общественного транспорта. Сегодня из сферы политической «зайцы» переместились в сферу криминальную. Потомки этих леваков делают то же самое. Объединяются человек 30-40, вносят в общую кассу по 2-3 евро ежемесячно и когда контролеры ловят кого-то из них, выделяют из общака нужную сумму. Всех-то разом все равно не штрафуют ежемесячно. Максимум двух-трех. Прямой резон оставаться в рядах «зайцев».
В Париже месячный проездной Carte Orange стоит 56,6 евро. Штраф 50 евро. Профессиональные парижские безбилетники вносят в «общак» 5-7 евро и горя не ведают. И таких обществ «зайцев» насчитывается около дюжины. Это только в Париже, указывает пресса. Деятельность их ежегодно обходится городской казне в 80 млн. евро.
Так что во Франции тамошние Schwarzfahrerы под социально-политические знамена не встают, но по-прежнему бодро скачут по поездам и трамваям.