БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ
Революции несутся по всему Ближнему Востоку, что их песчаные бури. (Израиль, единственная здесь подлинная демократия, в стороне – зачем революции, когда есть выборы?) Под давлением масс и не без влияния Запада уходят из власти президенты-долгосрочники Туниса и Египта. Хотя не могу сказать, что режимы в этих странах резко меняются – рулить все еще продолжают назначенцы изгнанных диктаторов, хотя диктатура в обеих странах была мягкой, умеренной, а потому и прогнулась под многодневным нажимом вышедшей на улицы и площади черни. Пока Запад с тревогой гадает за тем, кому достанется власть в этих странах после обещанных выборов – не мусульманским ли братьям, с которыми у нас будет головная боль почище любого восточного деспота? - пороховая бочка исламского бунта катится дальше по Ближнему Востоку, взрываясь в Йемене, Бахрейне, Сирии, наконец, в Ливии, где сначала в направлении бунтовщиков были пущены старомодные бомбы и устарелые снаряды советского еще производства, а сейчас задействованы модерные американо-британские ракеты и франко-британские бомбы и поражают ливийские военные цели полковника Каддафи.
Почему восстания в дружеских нам Йемене и Бахрейне не пошли по тунисско-египетской кальке и не привели пока что к падению тамошних режимов, а, наоборот, были жестоко разгромлены: в первом случае - собственными силами, во втором – с помощью саудоаравийских сил, которые перешли по самому длинному в мире мосту в это островное государство и оккупировали его? Почему на это пошел саудовский король, несмотря на окрики из Тегерана, который наверняка стоит за бахрейнским мятежом? Из солидарности с соседним монархом? Скорее все-таки из инстинкта собственного самосохранения. Ну да – та самая теория домино.
Как срабатывает эта пресловутая теория домино на Ближнем Востоке? Что думают по этому поводу конспирологи? Кто держит в руках этот клятый бикфордов шнур? Исламисты с их программой-минимум завоевать Ближний Восток и программой-максимум – завоевать остатный мир? Либо во всем виноват Марк Цукерберг со своей Facebook, когда не нужны ни гонцы, ни депеши, ни телеграммы, а новости разносятся, как пожар в сухом лесу?
Или на этом можно поставить точку – революционная инерция пошла на нет, ближневосточная смута выдохлась и захлебнулась? Или это вовремя опомнились диктаторы и короли и стали оказывать сопротивление? То ли – такой вариант тоже не исключен, дай-то Бог! – разведывательные органы нашей страны, распознав, что стихия стихией, но за ней могут стоять исламские фундаменталисты, решили, что enough is enough. Одно очевидно: после побед в начальных странах Тунисе и Египте дела у ближневосточных инсургентов застопорились. Говорю это без никакого злорадства - констатирую как факт. Висяк за висяком.
А кто знает, сдал ли бы сейчас, в резко изменившейся ситуации, свои чрезвычайные полномочия наш и Израиля верный друг и союзник Хосни Мубарак (давление уличного плебса и Белого дома), вынужденный оставить в наследство после себя свободные выборы, которые никому так не выгодны, как исламским фундаменталистам? А это угроза не только умеренным странам Ближнего Востока и Израилю, но и Европе, а в дальней перспективе - Америке. Забудем о человеческих правах, тем более я не уверен, что «мусульманские братья» будут их соблюдать лучше, чем Мубарак, но стратегически в Тунисе и особенно в Египте – это был бы шаг назад. Поэтому поворот событий в Бахрейне и Йемене, несмотря на жертвы, полагаю в правильном направлении – как противостояние воинствующему исламу.
Сложнее всего, конечно, с Ливией. Опять-таки не в военном отношении, а в стратегическом. События там следует рассматривать в динамическом контексте ближневосточных народных волнений, как их не называй: бунт? мятеж? революция? вольница? восстание? беспорядки? На Муаммаре Каддафи негде пробы ставить. Еще тот супчик. Ливийский полковник, конечно, того. Среди прочего – к сведению и для забавы читателей – он объявил Шекспира арабским эмигрантом, провозгласил Ливию родиной кока-колы и потребовал отчислений от производящей ее компании, призвал к джихаду против Швейцарии после того, как та ввела ограничения на строительство минаретов, а во время визита в Рим пригласил несколько сотен юных итальянок в свою резиденцию, убеждая их перейти в ислам, так как христианство основано на мошенничестве. Примеры можно множить и множить, но нужно ли столько доказательств клинического умопомрачения полковника?
Даже в арабском и африканском мире Каддафи – одинокий волк. Он воевал с Чадом и Египтом, финансово поддерживает террористов во всем мире и сам устраивал террористические акты: по его приказу был взорван американский «Боинг» над Шотландией и совершена попытка убийства нынешнего саудовского короля Абдуллы. Одна из его террористических проделок – взрыв в популярной у американских военных немецкой дискотеке (3 погибших и 200 раненых) - дорого ему обошлась: наш крутой президент Рональд Рейган назвал полковника «бешеным псом Ближнего Востока» и приказал побомбить Триполи и Бенгази (тот самый Бенгази, который удерживают повстанцы). Среди нескольких десятков убитых была и приемная дочь Каддафи. Это, однако, не послужило ему уроком. Урок ему, как ни странно, преподал не Рейган, а Буш- младший. Представьте себе. Американская интервенция в Ираке и последующая судьба Саддама Хусейна произвели на Муаммара Каддафи такое неизгладимое впечатление, что он тут же стал уничтожать оружие массового поражения, которое у него наличествовало, и зарекся впредь его приобретать или производить. Может быть, в этом был самый большой прок от сомнительной все-таки иракской авантюры Буша-младшего. Вообразите, если бы это оружие у полковника сейчас было: несомненно, он использовал бы его против собственного народа.
Почему тогда медлила Америка перед тем, как вмешаться в ливийский конфликт, и почему, вмешавшись поневоле, под давлением европейских и арабских союзников и сыграв главную, решающую роль, самоустраняется и уходит на задний план, передав командование зачинщикам этой войны - Франции и Великобритании и общему командованию НАТО?
Песенка Каддафи, самого долговечного диктатора – рекордные 42 года!– спета. Он в полной политической изоляции. Против него ополчился весь мир – все его осуждают, требуют ухода, принимают экономические и военные меры. Но он не капитулирует и при случае перейдет в контрнаступление на бунтарей.
После преждевременной победоносной эйфории плохо вооруженные и еще хуже организованные инсургенты сдавали позицию за позицией, и незадолго до победоносной военной операции Запада руководитель американской разведки Джеймс Клэппер предсказывал победу полковнику Каддафи: элитные наемники из африканских стран лояльны ему, хорошо тренированы и отлично оснащены российскими танками, самолетами, артиллерией и прочим необходимым оборудованием.
Однако не только из-за дурных для повстанцев прогнозов США медлили с военным вмешательством и даже отговаривали от него натовских союзников и арабских сателлитов. Помимо военных опасностей, включая friendly fire, как во время установки No Fly Zone в Ираке, когда президент Буш-старший ограничил воздушное пространство для авиации Саддама Хусейна: от и до.
Помимо разного рода непредвиденных военных случайностей, стоимость натовской воздушной операции над Ливией – исходя опять-таки из опыта иракской военной кампании: единовременный удар по объектам ливийской ПВО – 300 миллионов долларов, а полгода всей этой операции – от 15 до 25 миллиардов. Как говорится, подсчитали – прослезились. Но тут, боюсь, я вторгаюсь в чужую епархию и отбиваю хлеб у профессиональных воентологов (хорошее словцо, да?), будучи сам простым политологом.
Не говоря о том, что Америка уже увязла в войнах в мусульманских странах: официально – в Ираке и Афганистане, by proxy – в Пакистане и в Йемене, а в последнем – опять двадцать пять! - очередная арабская революция. Однако главный вопрос – кому мы помогаем и на кого ставим в Ливии. Увы, этого не знает никто. Сам Каддафи объявил главным зачинщиком беспорядков Аль-Каеду, то же самое говорит его сын и ближайший соратник – что Запад помогает сейчас террористам. И словно подтверждая слова отца и сына Каддафи, идеолог этой экстремистской организации Абу-Джахьи эль-Либи поддержал ливийских повстанцев и призвал их к свержению ливийского диктатора.
А тот тем временем предупреждает, что в случае прихода к власти в Ливии алькаедовцев все Средиземное море попадет в руки исламских пиратов и в опасности окажутся Мальта, Сицилия, Корсика, Гибралтар, берега Италии, Греции, Франции и Испании. Апокалиптические видения безумца или футуристская реальность? Если даже сломанные часы два раза в день показывают правильное время, то и устами психа – как и младенца – иногда глаголет истина.
Увы, нам не возвратиться к прежнему статус-кво, не повернуть стрелки часов назад. Единственное, что мы можем, – брать у прошлого уроки на будущее. На памяти моего поколения исламская революция в Иране, с которой, собственно, и начался весь этот обвал исламизма. Так или не так, но многие историки сегодня, задним умом, предполагают, что этого можно было тогда избежать. Сейчас подобного поворота событий избежать необходимо позарез. От этого зависит судьба нашей цивилизации.
comments (Total: 2)