Авоська в историческом аспекте
История далекая и близкая
Первая тема, к которой мне довелось проявить журналистскую заинтересованность по приезде в США, была тема... авосек. В местной американской газете сообщалось, что одна путешественница очень положительно оценивала опыт советских людей по использованию сеток-авосек. «Они не загрязняют среду пластиковым мусором, а используют многоразовые сумки сетчатого образца».
Что правда - то правда: пластиковыми пакетами мы среду особо не загрязняли – у нас их просто не было. Было время, когда пластиковый пакет с фотографией вроде поющего Леонтьева или Элвиса Пресли в блестящем костюме считался неплохим сувениром из командировки в Прибалтику или Одессу.
А сетка-«авоська» была почитаема отнюдь не за красоту. Она была труженицей, сродни ее хозяину с рабочей окраины, многолетним верным другом в продуктовом самообеспечении, иногда ненавязчиво переходящем в зимнее хранение. (Последнее случалось, когда «авоську» вывешивали за окно. Таким образом она плавно превращалась в холодильник).
В начале девяностых припасенная авосечка была особенно необходима – все снабжение было построено на «вдруг что-нибудь выкинут». В центральном универмаге зимой девяносто второго я помню многочасовую очередь за мужскими трусами. Трусы были без резинок.
А уж если отоваривали карточки на сахар, становиться в длинную очередь надо было без раздумий.
Вспоминаю соседа дядю Мишу. Вот гуляет он по нашему микрорайону неспешной походкой праздного пенсионера. Но вдруг где-то происходит некое оживление атмосферы, которое можно, не задумываясь, характеризовать словами «дают» или «выбросили». Дядя Миша тут же залезает в карман своего видавшего виды не то плаща, не то короткого тулупчика, который он сам называл ласково (прошу прощения у дам) «полуперденчиком». В одной его руке оказывается шелковистая авоська с кожаными ручками – последний писк авосечной моды, легким движением другой он достает ветеранское удостоверение. Все, «народ к разврату готов!»
А теперь, словно очнувшись от ночного кошмара, вернемся в Америку. Что мы имеем тут?
Точной статистики нет, но по оценкам ежегодно покупатели всего мира уносят домой от 500 до 1000 миллиардов пластиковых пакетов. Это по 150 штук в год на каждого жителя Земли.
Ассоциация производителей пластмасс утверждает, что пластиковые пакеты - «гигиеничная, не обладающая запахом, прочная, водонепроницаемая и удобная тара для покупок».
А международная экологическая организация заявляет: «Это трата ресурсов на вещь, которая используется лишь один раз - донести покупку от магазина до дома при больших негативных воздействиях на среду».
Избавление от полиэтиленового мусора недешево: сжигание тонны пластиковых отходов стоит 100 долларов, а захоронение - 60. А уж что уходит в атмосферу в результате такого сжигания - одному Богу известно. И санинспекторам. Но они помалкивают.
Ученые обнаружили микроскопические частицы полиэтилена и других полимеров в песке океанских пляжей и в иле, поднятом со дна. Затем частицы полимеров нашли в пробах планктона, причем их количество там растет начиная с 60-х годов прошлого века (в музеях сохранились пробы планктона за много десятилетий).
Пока неясно, попадает ли полиэтилен в рыбу, питающуюся планктоном, и доходит ли по пищевой цепочке до человека. А если доходит, то с какими последствиями?
Предпринимается ли что-нибудь против этой напасти? Разумеется.
В Дании с 1994 года введен налог на всякую упаковку, причем платить должны были не покупатели, а магазины, раздающие бесплатные сумки. После чего количество мешков, навязываемых покупателям, упало на 66%.
На Тайване в 2001 году ввели налог в два пенса на каждый пластиковый пакет. Их использование упало на 69%.
В Германии покупатели давно ходят в супермаркеты со своими сумками.
В Бангладеш пошли дальше. Здесь с 2002 года полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него, являющихся опасными загрязнителями. Штрафы за нарушение огромны.
Такие суровые меры здесь отнюдь не случайны. Какое-то время назад река Буриганга, протекающая через столицу Бангладеш, оказалась почти запруженной полиэтиленовым мусором. Именно с этим были связаны катастрофические наводнения 1988 и 1998 годов. За два года, прошедшие после запрета, возродилась почти заглохшая местная промышленность по выделке джутовых мешков.
В некоторых странах запретили использовать мешки из пленки тоньше 30 микрометров: власти надеются, что более прочные мешки подвигнут граждан на то, чтобы их не выбрасывать, а использовать повторно. Средняя толщина стенок у пакета из супермаркета солжна быть не менее 18 микрометров.
В Австралии, где ежегодно потребляется шесть миллиардов пластиковых пакетов и сумок, проходит национальная кампания с участием известных артистов, убеждающих граждан не использовать пластиковые мешки. Несколько городов объявили себя «безмешочной зоной».
В Ирландии с 2002 года введен налог в 15 центов на каждый мешок, причем платит покупатель. Уже через несколько месяцев потребление полиэтиленовых мешков сократилось на 90%. Собранные с тех пор за счет этого налога 23 миллиона евро пошли на охрану природы.
В Америке впереди всех в борьбе с монстром в лице plastic bag оказалась Калифорния. Здесь вместо пластикового мешка предлагают бумажный, да и тот – за 10 центов. Сказать продавцу «у меня свой» - это сейчас модно, круто и добродетельно.
В Калифорнии всегда хорошо относились к экологии и не упустят возможности, чтобы защитить ее всеми доступными способами. Я это говорю вполне серьезно и позитивно, но в то же время не упущу возможность немного пошутить.
Наши местные голливудские и окологолливудские круги любят подчеркнуть свое участие в любом благом деле, направленном на спасение планеты. Так моя любимая кинозвезда Мерил Стрип на каком-то из «Оскаров» сказала: «Фу, я вся вспотела. Вы знаете, я же не пользуюсь всеми этими «пшикающими» дезодорантами!»
Правильно! Потому что они увеличивают парниковый эффект и озоновые дыры. И заметьте, озоновая дыра над Антарктикой затянулась! Спасибо, Мерил!
А другая знаменитость - Шэрон Осборн, продюсер и жена рок-музыканта Оззи Осборна, - откликнулась на поразившую Калифорнию засуху. Она – тоже публично – заявила, что теперь она нажимает рычажок в туалете только после «намбер ту». А «намбер уан» – во имя экономии воды – не сливает.
И вы знаете, положительные примеры знаменитостей действуют! Откликнулось несколько достойных людей, которые, как оказалось, так и делают, причем давно. Экономика должна быть экономной!
Но вернемся к пластиковым пакетам.
Не все поддерживают эти меры. Чиновники и производители ссылаются на исследования, говорящие, что пластиковые пакеты составляют только 2% всего мусора (а все пластмассовые отходы, в том числе бутылки, - 56%).
Организация под названием American Progressive Bag Alliance (APBA) собрала уже все необходимые подписи, чтобы требовать отмены запрета. Действие закона, по сути, приостановлено. Он будет снова поставлен на голосование в ходе выборов 2016 года.
Конечно, защитники пластиковых мешков и тут нашли «правильные слова». Они апеллируют к профсоюзам, они борются за права потребителей и рабочие места.
«Сегодня - важный день для десятков тысяч семей по всей стране, поддерживаемых американским производителями пластиковых мешков и индустрией вторичной переработки отходов, - сказал исполнительный директор APBA Ли Калифф в пресс-релизе. - Это возмутительно, что калифорнийские законодатели проголосовали за этот закон. Он уничтожает рабочие места и увеличивает доход продовольственных магазинов».
Он уверен, что избиратели, которые придут на выборы в ноябре 1916 года, будут на его стороне.
Очень сомнительно. Калифорнийцы однозначно любят природу. Люди уже привыкли к маленькому неудобству и без претензий загружают продукты в свои многоразовые пакеты. Правда, хуже, что вместе с исчезновением разовых мешков кое-где исчезла помощь персонала в упаковке.
Действительно, с несвежими частными пакетами персоналу возиться как-то не с руки.
Но мы все равно - за!
К людям, которые вносят свой вклад в охрану окружающей среды, причем на уровне здравого смысла, без глупостей, в Калифорнии относятся с уважением. Беречь природу, быть продвинутым и грамотным членом общества, – это круто!
Инна Лозовская
comments (Total: 1)