Поражения и победы
В мире
В конце минувшей недели после длительного противостояния малочисленные боевики “Исламского государства” (речь идет о сотнях человек) взяли под свой контроль город Рамади, административный центр провинции Анбар, находящийся примерно в 100 км от Багдада
Как и в случае со штурмом гораздо более значимого Мосула минувшим летом, иракские силы безопасности (военные, полиция и милиции местных суннитских племен) имели перед наступающими подавляющее преимущество, как численное, так и в тяжелом вооружении. Тем не менее, это не стало преградой для их полного поражения.
Ранее исламисты уже контролировали часть пригородов Рамади, а в прошлом месяце более 100 тыс. жителей покинули город, предчувствуя драматическое развитие событий. Решающая атака, как это уже бывало не раз, началась с серии взрывов автомобилей, начиненных взрывчаткой и выдвинувшихся к ключевым пунктам обороны.
Отработанная тактика сработала и на сей раз.
За непродолжительное время оборона силовиков рухнула, и они, неся большие потери, обратились в бегство. Исламистам досталось значительное количество различных боеприпасов, а также десятки танков (включая американские “Абрамсы”), БТРов, различных бронемашин, орудий, РСЗО и автомобилей.
Правда, в отличие от захваченных в Сирии трофеев, в Ираке значительной частью добычи боевикам удается попользоваться очень недолго или не удается вообще. Здесь тяжелая техника довольно быстро и эффективно уничтожается самолетами международной коалиции, ведомой США.
В отличие от тяжелой техники, с уничтожением исламистами живой силы в серьезных масштабах дела обстоят иначе, и события в Рамади стали тому очередным подтверждением.
В отличие от эпического наступления прошлым летом, переоценивать последний успех ИГа все же не стоит, поскольку взятие Рамади существенно не изменит ситуацию в Ираке. Тем не менее, недооценивать это событие тоже нельзя.
Провинция Анбар населена суннитами, значительная часть которых на данный момент сочувствует ИГу и союзным с ним милициям. Но, что особенно важно, очень мало кто из местных жителей лоялен шиитскому правительству в Багдаде. Даже пресловутые племенные проправительственные милиции, так называемая “сахва”, из-за отсутствия мотивации в очередной раз продемонстрировали здесь свою неэффективность.
Ну а профессионализма у них, как и у частей расквартированной в Рамади 8-й бригады иракской армии, не было изначально. В подобной ситуации столкновение даже с малочисленным и слабо вооруженным, но предельно мотивированным и готовым на самопожертвование противником становится роковым.
Полное отсутствие стойкости и слабая выучка силовиков не дали самолетам коалиции достаточно времени на то чтобы оказать защитникам города эффективную помощь. Согласно предварительным итогам сражения, более 500 человек, в основном военные и мирные жители, убиты, а примерно 25 тыс. покинули Рамади.
Кстати, побег из города отнюдь не обязательно связан с боязнью непосредственно боевиков ИГа. Многие жители просто не хотят испытывать на своей шкуре предстоящие штурмы проправительственных сил и неминуемые воздушные удары.
Успех в Рамади, безусловно, поднял боевой дух ИГовцев и сочувствующих им не только в Ираке, но и во всем мире. Этот успех стал и болезненным ударом по иракской армии.
С другой стороны, утверждать, что благодаря этому событию возникла угроза Багдаду или священным для шиитов городам Эн-Наджаф и Кербела, нет особых оснований.
По большому счету, боевики “Исламского государства” продемонстрировали то, что уже давно было известно по событиям в Ираке и Сирии: их наступательный напор по-настоящему эффективен против непрофессиональных и немотивированных сил, и, что очень важно, как правило, на территории населенной суннитами.
На территории преимущественно шиитской их, скорее всего, ждал бы совсем иной прием.
Собственно, одна из причин падения Рамади - то, что из веских внутриполитических соображений власти отказались вводить сюда для его защиты шиитские милиции, не входящие в армию и поддерживаемые Ираном. Правда, теперь выхода, видимо, не осталось, и при штурме Рамади (когда он состоится) они будут использованы вместе с войсками.
Так, например, было совсем недавно при взятии верными Багдаду силами города Тикрита - малой родины Саддама Хусейна.
Многочисленные случаи мародерства и самых настоящих зверств со стороны шиитских боевиков во время тогдашнего штурма города вызвали бурю негодования в суннитской общине и в арабском мире в целом, что в заметной мере привело к относительной осторожности центрального правительства при использовании милиций на суннитской территории.
Одна из наиболее заметных группировок подобного типа носит красноречивое название “Катаиб Хизбалла”, но с ливанской “Хизбаллой” ее путать не стоит – речь идет о разных организациях.
Кстати, хорошо нам знакомая “Хизбалла” оказывает помощь шиитским милициям Ирака – в основном, занимается обучением и инструктажем. Однако масштабы помощи ограничены, так как приоритетным направлением организации шейха Насраллы сейчас является сирийское.
Тем не менее, и у нее не обошлось без потерь: с момента резкого обострения борьбы с “Исламским государством” в Ираке там погибли несколько членов “Хизбаллы”.
В связи с последними событиями следует ожидать очередного увеличения помощи Багдаду, как со стороны Ирана, чей министр обороны в срочном порядке уже побывал в Багдаде,так и со стороны США.
Вполне вероятно и расширение непосредственного военного вмешательства обеих стран.
Правда, как именно это будет выглядеть, пока неясно. Что касается иранцев, до сих пор их участие выражалось в поставках оружия, отправке небольших частей, инструкторов, советников, добровольцев и в не очень интенсивной поддержке с воздуха.
Как бы там ни было, в открытом столкновении с крупными силами иранской армии ИГ мало что сможет ей противопоставить.
Определенный эффект могут принести лишь партизанские действия и оборона в крупном населенном пункте…
Что касается американцев, события в Рамади стали очередной иллюстрацией проблематичности (мягко говоря) их стратегии в Ираке. Это касается как непосредственно военных действий, когда, несмотря на большое количество боевых вылетов, в ситуации до сих пор не произошел коренной перелом, так и стратегии политической.
Вопреки огромным усилиям Вашингтона иракская армия по-прежнему мало боеспособна, а суннитское население Ирака никак не повернется лицом к Багдаду.
На этом фоне особенно комично смотрится операция, проведенная 16 мая силами специального назначения США (подразделение “Дельта”) в районе восточносирийского города Дейр аз-Зор.
Впервые с начала боевых действий против ИГа спецоперация, ставившая своей целью захват и (или) ликвидацию высокопоставленных исламистов, была проведена именно в Сирии, а не в Ираке.
Главной целью американцев стал некий тунисец Абу-Сайаф, который, согласно официальным американским источникам, был то ли главным бухгалтером ИГа, то ли его министром нефти. Якобы тунисский исламист отвечал за непрекращающуюся в этих местах добычу нефти и газа, а также их реализацию на черном рынке.
Кстати, масштабы этой нефтедобычи и торговли исламистов топливом многие СМИ изрядно преувеличивают.
Распоряжение об операции отдал сам президент Обама, а Абу-Сайафа вроде как предполагалась взять живьем. Однако и он, и другие боевики оказали ожесточенное сопротивление.
Как сообщалось в одном из весьма высокопарных американских отчетов, террористы прикрывались мирными жителями, что, как и интенсивная поддержка с воздуха, отразилось на общем немалом количестве жертв.
Согласно источникам в Сирии, их число достигло 32 и далеко не все убитые оказались ИГовцами. Сам Абу-Сайаф был в итоге ликвидирован, зато “дельтовцам” попалась… его живая супруга, на вертолете доставленная в Ирак.
Было объявлено, что она имеет отношение к деятельности мужа и, возможно, замешана в торговле людьми.
Здесь, по всей видимости, имеется в виду содержание в неволе у “почтенного семейства” езидской девушки (по другим данным, молодого езида), которая была спасена американскими бойцами и тоже вывезена в Ирак.
Эта подробность придала американским сообщениям особенную (напрашивается эпитет “голливудскую”) драматичность...
Пока ИГовцы брали столицу иракской провинции, а американцы в их далеком тылу ликвидировали министра нефти и брали в плен его жену, дамаскский режим поспешил приписать себе лавры операции в Дейр аз-Зоре.
Видимо, узнав о гибели исламистов от базирующейся в Лондоне сирийской правозащитной организации (именно она является основным поставщиком для международных СМИ как верных, так и неполных данных об убитых во время гражданской войны), официальный Дамаск заявил, что это правительственные силы нанесли по террористам удар.
Правда, чуть позже сообщение из Вашингтона расставило все на свои места.
Любопытно, что в последние недели ИГ проявлял повышенную активность и на второстепенном сейчас для него фронте - в Сирии. Так, была осуществлена попытка наступления на позиции лоялистов вблизи того самого Дейр аз-Зора, однако в итоге успехи оказались незначительными.
Гораздо более значимым и неожиданным стал рейд боевиков ИГа через пустыню на находящийся примерно в 240 км от Дамаска, опять-таки в пустыне, город Тадмор. В русском звучании название этого древнего населенного пункта - Пальмира. Основан он, кстати, был... царем Соломоном.
Многочисленные античные строения и реликвии сохранились там до сих пор. Это послужило причиной того, что как в Сирии, так и в мире в последние дни активно выражалось беспокойство по поводу возможного захвата и уничтожения древностей со стороны исламистов. Исторические ценности – это, конечно, очень важно, но ИГовцев в их дальнем рейде на Тадмор в первую очередь интересовали находящиеся здесь военные объекты (включая аэродромы), склады и газовые месторождения.
На данный момент непонятно, какую цель имел этот набег с отрывом от главных сил и основных баз, но занять довольно крупный город исламистам пока не удалось. Тем не менее, удар, нанесенный режиму, оказался весьма чувствительным: полностью захвачены небольшой близлежащий город Сухна, северная часть Тадмора, довольно значительное количество оружия и боеприпасов со складов, а также несколько единиц тяжелой техники и артиллерии.
Лоялисты понесли также немалые потери в живой силе и технике. Однако в свете географического положения, значимости города для режима и оторванности исламистов от своих баз можно предположить, что закрепиться в этом районе им не удастся. Пока.
Давид Шарп“
Новости недели”
comments (Total: 1)
Предположим, ("кино" сюжет) в конце минувшей недели после длительного противостояния малочисленные боевики “ Чайного государства” (речь идет о сотнях человек) взяли под свой контроль город "Ваш - гтон", административный центр всех провинции безумного диктара Хусейна О. ....
Умышленные действие или бездействие в отношение противоправных действий , умышленно создания ситуаций благоприятной для преступлений, в Зап. юриспруденции преследуются уголовно.
"Победная" передача исламистам Ирака конкретный факт не связанный с Луной, действиями Президента США Буша, убийствами офицеров полиции США.
Все стратегические успехи Исламского государства лежат на трёх китах "по хозяйски" оставленным оружием адмн. Обамы в Ираке, тренировке ИГ США и идеалогии.
"Пaнехида" гоподина Давида по феноменальным успехам террористов ИГ умиляет до слёз.
СМИ распевают песни про тысячилетние камни и "застенчево" молчат о геноциде при "бездействие" Американского "Великолепного фигляра "..