Лекарство от антисемитизма

История далекая и близкая
№20 (995)
На минувшей неделе во Дворце конгрессов в Иерусалиме проходил Пятый международный форум, посвященный борьбе с антисемитизмом. Для участия в форуме к нам прибыло более тысячи гостей. Среди них представители еврейских организаций всего мира, министры и мэры, представители различных религий. Бурные дискуссии о том, как в наше время следует бороться с антисемитизмом, звучали в зале и в коридорах “Биньяней-а-Ума” на многих языках
 
Сегодня трудно найти страну, которая осталась бы в стороне от проблемы антисемитизма. На фоне терактов в Брюсселе, Париже, Копенгагене вновь стал актуальным вопрос о том, как сохранить безопасность евреев в диаспоре, в том числе и в европейских странах. Раздавались даже голоса, что, мол, евреям на фоне усиления мусульманских радикальных организаций в Европе пора бежать в Израиль, поскольку Новый Свет больше не может быть для них домом. Все эти темы стали предметом обсуждения во время панелей и в кулуарах. 
 
Элиты или толпа? Кто порождает современный антисемитизм?
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу изменил своему обыкновению и прибыл на конференцию почти вовремя. Зал приветствовал его стоя. 
 
- Сегодня сместились акценты в восприятии антисемитизма, - сказал израильский премьер, давая понять, что его совершенно не интересует бытовой антисемитизм, который, видимо, не подается искоренению. - Просвещенный мир стыдится такого понятия как антисемитизм. Признаться публично в том, что ты не любишь евреев, ныне позорно, неприлично. Антисемит вызывает всеобщее публичное осуждение. Правительства западных стран осуждают антисемитизм. При этом нынешний антисемитизм принял иную форму - теперь он сосредоточился на еврейском государстве... Зал, в котором было множество политиков высшего эшелона из разных стран, затаил дыхание, ведь эти слова были направлены как раз в их адрес. 
 
Тема превращения антисемитизма в антиисраэлизм отнюдь не нова, она долго вызревала в глубинах западного общества и особенно ярко проявилась на фоне второй палестинской интифады. Но Нетаниягу бросился в атаку не на “простых” антисемитов, он обрушился на элиты западных обществ.
 
- Принято считать, что антисемитизм исходит от низов общества, но сегодня он спускается сверху, - настаивал премьер, - и потому так важно сказать это здесь, где собрались лидеры, готовые бороться с этим застарелым пороком. Все начинается с элит.
 
Произнеся речь, Нетаниягу покинул зал, а слушатели приступили к обсуждению заданной им темы. 
 
Отправная точка
Размышляя о проблемах современного антисемитизма, израильские политики обращаются прежде всего к ужасному опыту Катастрофы. Позиция здесь совершенно однозначная: именно антисемитизм, поднявший голову в Германии в 30-е годы прошлого столетия на фоне полного равнодушия всего мира, в итоге привел к тому, что Гитлер занялся “окончательным решением еврейского вопроса” с известными последствиями. Не исключено, что новый антисемитизм породит новую Катастрофу. Что же думают сегодняшние немцы по поводу антисемитизма, евреев и еврейского государства Израиль? 
 
Немцев спрашивают об этом настолько часто, что у них давно имеются заготовленные ответы на все возможные и невозможные вопросы, тем не менее, некоторые моменты, озвученные Хейко Маасамом, министром юстиции и защиты прав потребителя, показались очень любопытными.
 
- В годы нацизма Германия практически истребила свою еврейскую общину. Современная Германия приложила максимум усилий для того чтобы вновь создать ее. И все же антисемитские выходки периодически происходят. Выходит, все-таки в глубинах сознания людей это явление сохраняется? 
 
- Мы прекрасно помним о том, что Катастрофа европейского еврейства - величайшая трагедия ХХ века, и именно мы, немцы, стоим за ней. Четкое осознание этого факта влияет на правительство Германии, уделяющее много сил борьбе за то, чтобы - по принципу лучше поздно, чем никогда, - нацисты были наказаны. 
Мы не должны позволить бывшим нацистам, чьи руки обагрены кровью ни в чем не повинных людей, уйти в могилу спокойно, без того, чтобы их преступления не были осуждены законом. 
Поэтому продолжаются и будут продолжаться процессы против ныне все еще живых нацистских преступников. Они будут наказаны по заслугам. 
Относительно сегодняшней еврейской жизни в Германии... Мы можем гордиться тем, что евреи чувствуют себя в Германии комфортно, появляются все новые и новые организации как в самой еврейской общине, так и для оказания помощи ей. 
Приведу такой пример. Не так давно в Германии вновь появилась возможность стать раввином, и для этого больше не нужно уезжать из страны. Иудаизм, историю и культурные традиции евреев теперь можно изучать в государственных университетах. 
Все это важные шаги для укрепления еврейской общины. Мы рады тому, что они находят понимание у евреев всего мира. 
 
- Но все еще остаются острые проблемы в отношении искоренения нацизма...
 
- Недавно наши юристы внимательно проанализировали немецкое законодательство, касающееся уголовного права, и выяснили, что некоторые параграфы были написаны нацистами. 
Сегодня мы работаем над тем, чтобы искоренить эти параграфы. Конечно, удивительно, что требуется так много времени, чтобы полностью истребить нацистское наследие, но мы боремся даже с самыми крохотными его проявлениями. 
 
Париж - это хорошо для евреев?
Анне Хидальго - мэр Парижа, первая женщина, занявшая этот пост за всю историю великого города. Евреи жили во французской столице столетиями. Сегодня есть опасения за их благополучие. Что думает по этому поводу руководитель французской столицы? 
 
- Я приехала в Израиль, в Иерусалим именно для того чтобы передать всем евреям мира: Париж был, есть и будет городом, в котором евреям хорошо. Мы прекрасно понимаем, что без еврейской культуры, еврейского наследия Париж существовать не может, и делаем все возможное для того чтобы защитить синагоги, еврейские школы и общинные центры, обеспечить безопасность наших сограждан. Это необходимо, чтобы евреи остались во Франции, в Париже и не искали себе места получше. Теракты в редакции журнала “Шарле Эбдо” и еврейском кошерном супермаркете заставили руководство города срочно перестроить всю систему охраны еврейских объектов. Таких мер безопасности, какие введены сейчас, не было никогда. Нам ясно, что теракты в Париже стали продолжением того, что произошло в Тулузе. Мы видим связь между этими явлениями... 
 
Мультикультурализм? Жив курилка!
Тима Уппала, канадского министра по мультикультурализму, без особых сложностей можно было обнаружить в толпе гостей, собравшихся в фойе. Выходец из Индии, он предпочитает традиционные одеяния и постоянно ходит в чалме. 
 
- Все чаще и чаще раздаются призывы признать мультикультурализм провалившейся теорией. А вы вот министр по мультикультурализму... Не ощущаете ли вы себя министром того, чего нет? 
 
- Я прекрасно себя чувствую в роли такого министра и рад тому, что именно в этом качестве оказался в Израиле. Я благодарен организаторам за приглашение участвовать в нынешнем форуме. Я считаю, что Европа строила модель мультикультурализма по принципу гетто. Она принимала эмигрантов, но позволяла им оставаться в своем в замкнутом мирке. Канада действует по-другому. Мы стремимся сохранять национальное своеобразие выходцев из разных стран, но при этом заботимся о том, чтобы они входили в жизнь всего общества, не оставались в стороне. Судя по многим показателям, наша модель успешнее. 
 
- Считаете ли вы, что израильская модель интеграции репатриантов заслуживает внимания и может быть использована для международного распространения? 
 
- О да, на мой взгляд, израильская модель приема новых граждан очень интересна, и ее успех заслуживает внимания профессионалов. 
 
Речь хороша, а что дальше? 
Одним из тех, кого впечатлила речь Биньямина Нетаниягу, был гость конференции, известный израильский политик, основатель организации “Женевская инициатива” Йоси Бейлин. Я встретила его в кулуарах конференции. 
 
- Это была очень яркая речь, - сказал искушенный в политике экс-министр. - Но обвинение руководств западных стран не является лекарством от всех болезней, в том числе и от антисемитизма. Продолжение оккупации продолжает вызывать негативные чувства к Израилю, и ни гневные выступления, ни попытки укорить совесть западных лидеров здесь не помогут. 
 
- А на ваш взгляд, есть такое лекарство? - спросила я. - И считаете ли вы по-прежнему возможным создание палестинского государства, которого хочет мир, несмотря на объективные факторы - геополитические изменения в регионе, возникновение “Исламского государства”, гражданскую войну в Сирии, и, с другой стороны, решительную победу Нетаниягу на выборах и формирование очень узкой правительственной коалиции? 
 
- Я считаю, что создание палестинского государства на территории Иудеи и Самарии возможно и необходимо в нынешних условиях. По моим ощущениям, именно оказавшись в ситуации узкого правительства и поняв, что широкой внутренней поддержки у его позиции неприятия идеи создания палестинского государства в нынешнем составе кнессета нет, Нетаниягу решится сделать шаг для претворения в жизнь решения “Два государства для двух народов”. Он понимает, что дальше ему отступать некуда, если коалиция, которую он сумел собрать, оказалась такой узкой...
 
Форум продолжался, именитые гости продолжали рассуждать о том, что же нам всем делать с антисемитизмом. Все записанные мной интервью не уместились в рамки данного материала, и я собираюсь к ним еще вернуться. 
 
Виктория Мартынова
“Новости недели”

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir