Когда тайное становится явным

Америка
№6 (773)

Полицейские штата Северная Каролина начали на этой неделе любопытный эксперимент, который со временем может превратиться в федеральный закон. Теперь в обязанности стражей порядка входит не только фотографирование и снятие отпечатков пальцев каждого задержанного преступника, но и взятие анализа ДНК (DNA).

«Мы надеемся, что в будущем нашему примеру последуют полицейские всего мира, - говорит Грег Томпсон, майор Департамента общественной безопасности (Department of Public Safety). – Не думайте, что взять анализ ДНК очень сложно. Для этого достаточно провести ватным тампоном по внутренней стороне щеки задержанного».

Надо сказать, что система розыска преступников по ДНК в корне изменила американскую криминалистику именно в последние годы. Благодаря современной технологии удаётся раскрывать преступления 40–50-летней давности и бросать за решётку преступников, которым когда-то удалось избежать возмездия.

Вместе с тем спецслужбы и полиция не спешат раскрывать все старые преступления по ДНК. И этому есть объяснение, о котором очень не любят говорить представители власти: тысячи людей в настоящее время находятся в тюрьмах за преступления, которых никогда не совершали.

«Тотальные проверки преступлений с помощью ДНК приведут к хаосу с непредсказуемыми последствиями, - уверен частный детектив Филипп Норрес. – Общество увидит, в каком количестве полиция бросает за решётку невиновных, и ужаснётся. Правда должна раскрываться постепенно. Так будет лучше для всех».
Так или иначе с тестом ДНК любое тайное преступление становится явным. Например, убийцу Николаса Атана из Сиэтла (штат Вашингтон) удалось посадить за решётку только 21 год спустя после совершённого злодеяния. Полицейские пошли на хитрость: они отправили Атану письмо с выгодным рекламным предложением от лица крупной фирмы.

Он согласился на предложение и отправил вложенный с обратным адресом конверт на имя фирмы. По слюне, которой он смазывал конверт, криминалисты определили ДНК и сравнили его с частицами, найденными на теле жертвы. Атан отправился в тюрьму.

В другом случае анализ ДНК помог освободить из тюрьмы двух жителей Миссисипи Бобби Диксона и Филиппа Бивенса. Они провели за решёткой 30 лет за изнасилование и убийство, которого не совершали. «Лучшие годы своей жизни я провёл в железной клетке, - сказал Диксон. – За это время я утратил веру в закон, порядок и справедливость. Трудно сказать, как сложится моя дальнейшая жизнь, но я очень благодарен людям, которые внедрили в практику ДНК-тестирование».

Ещё меньше повезло 54-летнему жителю Флориды Джеймсу Бэйну. Он провёл в тюрьме 35 лет за похищение и изнасилование 9-летнего мальчика. Только сейчас криминалисты признали его невиновным. «Я ни на кого не сержусь, потому что свято верю в Бога, - говорит Бэйн. – Правда восторжествовала. Неприятно лишь то, что на протяжении трёх с половиной десятилетий все без исключения относились ко мне, как к педофилу. Это действительно мерзко».

К сожалению, нередко случается и такое, что анализы ДНК уже не могут осудить преступника или спасти невиновного. Например, убийство Марши Ситтон, задушенной шарфом в собственном же автомобиле, было раскрыто только 32 года спустя.

Убийцей оказался Керри Ситтон – супруг покойной, умерший незадолго до раскрытия преступления. «Грустно осознавать, что на протяжении всего периода следствия мы подозревали в убийстве именно Керри, - говорит шериф Джон Ловик. – Но в 70-х годах не было таких фантастических технологий, как сегодня».

Особо стоит отметить, что внедрение ДНК-технологий определило довольно неприятную тенденцию: как правило, невинно осуждёнными преступниками оказываются афроамериканцы, а гуляющими на свободе насильниками и убийцами – белые. Это происходит из-за того, что в 70 – 80-х годах многие судьи, прокуроры и полицейские заочно выносили приговор чернокожим. Как, например, в случае с вышеупомянутым Джеймсом Бэйном. Из тысяч афроамериканцев чистосердечное признание выбивалось под пытками и угрозами.

Так, чернокожий Майкл Энтони Грин из Хьюстона (штат Техас) отсидел в тюрьме 27 лет за изнасилование. Суд признал его виновным несмотря на отсутствие весомых доказательств. «Я никогда не видел изнасилованную женщину и находился далеко от места происшествия, - признаётся Грин. – Но у меня не было алиби. Всё остальное прокурор и полиция придумали. С фантазией у этих ребят всё в порядке».

Надо сказать, что Грин отбывал 75-летний тюремный срок. Если бы анализ ДНК не был произведён, то, оказавшись за решёткой в 18 лет, он вышел бы на свободу только в 93 года. Если бы, конечно, дожил.
Напоследок стоит сказать, что обязательный анализ ДНК при аресте, а такой федеральный закон когда-нибудь будет принят, раскроет массу тайн и загадок международного масштаба. Например, настоящего убийцу Джона Кеннеди можно установить за считанные часы. Для этого достаточно взять пробу ДНК с жирового отпечатка на пуле, которую убийца зарядил в винтовку. Он, напомню, не пользовался перчатками во время совершения громкого преступления...


comments (Total: 1)

Раскрываемость преступлений - дело ТОЛКОВЫХ,УМНЫХ сышиков,детективов и следователей.Светлые мозги кримлабораторией не заменишь.Хотя охрененно полезное введение,IMHO.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir