Уйти, чтобы остаться
Далеко не в пользу Шварценеггера говорит уже одна его попытка решать финансовые проблемы штата за счет наиболее уязвимой и малоимущей части населения – учащихся, служащих, инвалидов, пенсионеров. Если вспомнить, каким процветающим и богатым он взял в свои руки Золотой штат и сравнить с тем бедственным положением, в каком его оставляет, то можно однозначно сказать: с этой ролью Железный Арни не справился.
Но очень старался. А посему отдадим ему должное за то, чем сам он остался доволен, – за попытку решить в масштабах штата проблемы экологии. С первых губернаторских шагов и до последних он был и остается последовательным и упорным борцом за чистоту окружающей среды, сделав зеленый цвет своей фирменной маркой.
Получается, Калифорния подарила стране и миру двух крупных политических деятелей, сделавших основную ставку на проблемы экологии, – бывшего вице-президента страны Ала Гора и, теперь уже тоже бывшего, губернатора Арнольда Шварценеггера. Первого американцы окрестили экологической совестью нации, второго – флагманом экобизнеса.
Правда, Природа, о которой так заботится Арни, его явно не жаловала, устроив с самых первых дней его вступления в должность грандиозный огненный фейерверк по всему штату. Вместо того чтобы принимать поздравления и наслаждаться своим новым положением, ему пришлось, объявив чрезвычайное положение, лететь в Вашингтон и соседние пределы, моля об экстренной помощи.
Засуха, а с ней и пожары преследовали Арни с поразительным постоянством, опустошая и без того отощавшую бюджетную казну. А если наконец, шли долгожданные дожди, это оборачивалось новыми бедствиями - наводнениями и оползнями. Даже под конец губернаторского срока Природа не позволила Железному Арни спокойно уйти со своего поста, устроив на прощание небесный плач дней этак на десять – с затопленными домами, с разрушившимися мостами и дорогами. И как результат уходящий губернатор в канун Рождества снова объявил в шести южных графствах чрезвычайное положение.
Однако, не держа на Природу обиды, он намерен и дальше служить ей верой и правдой, о чем давно и упорно заявляет через прессу и в политических кругах Вашингтона, весьма прозрачно намекая, что не имел бы ничего против соответствующего поста в администрации Барака Обамы.
Шварценеггер очень гордится тем, что успел сделать на посту губернатора для борьбы с парниковым эффектом, зачастую идя наперекор федеральному правительству при Джордже Буше. Так, в 2006 он становится первым губернатором в Штатах, подписавшим Киотский протокол несмотря на отказ Буша присоединиться к соглашению. СМИ расценили данную инициативу как “новую эру в борьбе за чистоту окружающей среды в США, открытую губернатором Калифорнии”. Позднее к ней присоединились еще 9 штатов и 740 городов.
- Глобальное потепление - это не землетрясение, когда вдруг все загрохотало и потемнело и ты кричишь - вот это тряхнуло! Глобальное потепление наползает на нас незаметно. Температура поднимается на полградуса, океан прибывает на полмиллиметра, тонкими ручьями подтаивают ледники. Все происходит очень медленно. А потом вдруг ты понимаешь, что уже слишком поздно что-либо изменить, – говорит Арни.
Самое большое противодействие во всех его начинаниях оказывали ему демократы собственного штата, которых он воспринимает как личных врагов: “Я постоянно нахожусь в окружении демократов. Даже когда ложусь ночью спать, думаю: Боже мой, вокруг одни демократы!” (Еще бы, ведь в одной с ним постели спит представительница “вражеского лагеря” – его собственная жена, демократ Мария Шрайвер.)
Но Железный Арни научился в кино брать препятствия на абордаж и выходить победителем. Он напрямую договаривается с британским премьер-министром Тони Блэром, практически в обход президента США и демократов, о сотрудничестве и взаимопомощи в борьбе с глобальным потеплением. Активно поощряя и поддерживая использование возобновляемых источников энергии, Арни всячески стимулирует инвестиции в эту область экономики, находя богатых спонсоров.
В 2007 он проводит указ, ограничивающий объем парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу крупными предприятиями штата, машиностроительными гигантами и топливными электростанциями, обязав их к 2020 г сократить загрязнение атмосферы ровно на четверть – по сравнению с 1990 г. С тяжелой руки губернатора были начаты судебные разбирательства против 6 автогигантов, таких, как “Дженерал моторс” и “Даймлер Крайслер”, по обвинению в том, что их продукция загрязняет выхлопными газами окружающую среду.
В 2008 Арни принимает законопроект об увеличении использования энергии геотермальных источников земных недр – с 5 до 20% к 2010 году (в целом по стране этот показатель равен 1,6%).
Сама идея, возникшая еще в середине прошлого века, для Калифорнии далеко не беспочвенна. Именно на ее территории, в 140 км севернее Сан-Франциско, в Долине Больших Гейзеров (Great Geysers), сосредоточены крупнейшие в мире залегания геотермальных вод – горячие реки и моря на глубине до 3,5 км, с температурой до 260 градусов по Цельсию. Практически это готовые “подземные котлы”, откуда воду или пар можно добывать с помощью буровых скважин и использовать для обогрева домов, ферм, теплиц, бассейнов. И для электростанций. Ученые считают, что здесь можно построить геотермальные теплоэлектростанции мощностью до 4 800 МВт. Первая ласточка – Гейзерс (ГеоТЭС) уже функционирует.
С началом второго срока губернаторства Шварценеггером был принят билль на $3,6 млрд. по развитию альтернативной энергетики с увеличением доли электроэнергии на возобновляемых источниках до 15-30% от общего ее производства уже к 2010-12 гг. В него вошел законопроект, получивший название Million Solar Roofs (заключавшийся в установке солнечных батарей на крыши домов), после реализации которого Калифорния должна была стать одним из самых активных потребителей солнечной энергии в мире.
С избранием Барака Обамы инициативы Арни зазвучали в унисон с внутренней политикой новой администрации. Обращение взоров правительства страны к чистым источникам энергии Обама назвал ключом к созданию рабочих мест и сильной экономики.
В калифорнийской пустыне Мохаве работает несколько огромных солнечных электростанций, построенных до и во время правления Шварценеггера. В настоящее время ведутся подготовительные работы для сооружения еще одной, наикрупнейшей электрогенерирующей системы Ivanpah, компании Bright Source Energy, поддержанной на федеральном уровне. После вступления в строй “Айвенпах” почти удвоит объем всей солнечной энергии, производимой в стране.
Арни-супермен, когда-то въехавший в Голливуд на ярко-желтом Hummer и заразивший этой армейской махиной своих звездных коллег, и в губернаторах остался для них законодателем моды. В период предвыборной кампании, в 2003, он демонстративно перевел свой “Хаммер” на водород. Прошло несколько лет, и Леонардо Ди Каприо, Джулия Робертс, Сара Джессика Паркер, Сьюзен Сарандон и др., загнав, по его примеру, свои шикарные автомобили и лимузины в гаражи, пересели на Toyota Prius, компактную и экономичную, а главное – экологически чистую машину с гибридным бензиново-электрическим двигателем. А Джордж Клуни и вовсе ездит теперь на прямо-таки мультипликационном крошечном электромобиле Tango 600 (где единственное пассажирское место располагается у него за спиной).
Компания BMW каждый год вручает ключи от BMW Hydrogen 7 – автомобиля нового типа с водородным двигателем, одной из голливудских звезд. В их числе уже оказались Анжелина Джоли, Камерон Диаз, Мелисса Этеридж. В этом году выбор пал на Хиллари Суонк.
Недавно Mitsubishi Motors North America предоставила Калифорнии для эксплуатации и тестирования два электромобиля с нулевым выбросом СО2 – i-MiEV, надежных, бесшумных и безопасных, как их охарактеризовали. Эту модель, которую в штате планируют пустить в широкую продажу уже с 2011 года, губернатор обкатывал и оценивал лично.
Ассортимент доступного калифорнийскому покупателю экотранспорта пока невелик. Слишком много еще связанных с его внедрением нерешенных проблем – от себестоимости и рентабельности самой машины до зарядных и заправочных станций.
Некоторые ученые склонны считать водород топливом будущего. Арни так загорелся этой идеей, что разработал программу “Видение-2010”, торжественно открыв в международном аэропорту Лос-Анджелеса первую в штате заправочную станцию на водороде и пообещав к 2010 построить “водородную магистраль” с 200 заправочными станциями по всему штату. Поспешил! Водородное топливо нуждается в дальнейших научных разработках и на сегодняшний день стоит запредельно дорого.
Специалисты называют наиболее оптимальным сроком для реализации подобных проектов 2050 год.
Таковы достижения и устремления Арни-губернатора в области экологии, отступать от которых он не собирается. Давая на днях интервью Los Angeles Times, Арни сказал, что сразу после новогодних праздников намерен отправиться в Вашингтон с бывшим госсекретарем США Джорджем Шульцем, чтобы настоять на внесении в законодательство страны определенных мер, препятствующих глобальному потеплению, аналогичных тем, что были приняты им в масштабах Калифорнии... если от администрации Барака Обамы поступит соответствующее предложение. И добавил:
- Кем бы я ни был, я точно знаю, что буду заниматься защитой природы и буду продолжать свою линию сокращения вредных выбросов в атмосферу.
Удастся ему это или нет - покажет время. Что же касается Калифорнии, можно не сомневаться, что новый губернатор, демократ Джерри Браун, подхватит эстафету Шварценеггера, поскольку в бытность свою губернатором этого же штата (с 1975 по 1983) слыл не менее рьяным поборником “зеленых идей”, также активно борясь за чистоту окружающей среды и возобновляемые источники энергии. Так что по части экологии политика Калифорнии скорее всего не изменится. А вот всё остальное, куда более для нас насущное, покрыто пока мраком неизвестности.
comments (Total: 3)
Сегодня Калифорния зависит от Техаса и других штатов которые поставляют ей электричество. Благодаря "экологам" некогда процветающая экономика Калифорнии находится на грани коллапса. Выбранный недавно губернатором больной на голову Джерри Браун может стать для Калифорнии новым Горбачевым.
И, уверен, что он, сделал бы для нашей страны больше(не обязательно супер), чем сделали бы оскотинившыеся местноурождённые.