Кто за кем шпионит?

В мире
№13 (988)
24 марта в авторитетном американском издании “Уолл-стрит джорнал” был опубликован материал, в котором со ссылкой на высокопоставленный источник в Вашингтоне говорилось, что Израиль шпионил за американскими официальными лицами, имеющими непосредственное отношение к переговорам с Тегераном по иранской ядерной программе. Прежде чем перейти к тому, в чем суть этих обвинений и с чем связано их появление, - немного о ходе самих переговоров между Ираном и странами “большой шестерки” (5 членов СБ ООН плюс Германия)
 
Переговорный процесс проходит в обстановке секретности, и открытая информация о нем часто носит противоречивый характер. То сообщается о серьезном прогрессе, то, наоборот, участники рассказывают о многочисленных непреодоленных разногласиях. Вместе с тем, имеется немало пищи для определенных выводов. 
 
Конечная дата подписания окончательного договора - 30 июня, однако менее обязательная, но все же очень значимая дата рамочного соглашения гораздо ближе: 31 марта, и шансы на его достижение, по оценкам приближенным к переговорам источникам, весьма велики. Важным свидетельством тому стала утечка 19 марта в агентство АР черновика подготавливаемого соглашения. И если итоговый договор в самом деле окажется похожим на то, что стало известно, то его огромная проблематичность для тех, кто по-настоящему опасается создания Ираном ядерного оружия, очевидна.
 
Итак, согласно этим данным, американцы готовы оставить в распоряжении Ирана 6 тысяч функционирующих центрифуг по обогащению урана. Согласно предыдущим утечкам, переговоры велись вокруг цифры 6500, то есть уменьшение незначительное и носит во многом формальный характер. Кроме этого Иран должен будет перестроить тяжеловодный реактор в Араке таким образом, чтобы на нем невозможно было производить оружейный плутоний. 
 
Данный пункт имеет одновременно и большое, и в то же время, как ни странно, второстепенное значение в свете иранской ядерной программы в целом, и вот почему: для выделения оружейного плутония из полученного в реакторе ядерного топлива необходимо еще одно специальное предприятие, строительство которого долгосрочно, масштабно, и его практически невероятно скрыть. Несмотря на то, что для производства ядерного оружия плутоний гораздо предпочтительнее обогащенного урана, Иран изначально пошел по первому пути. Плутониевое направление должно стать приоритетным лишь тогда, когда ядерный щит - в лице бомбы, созданной на основе обогащенного урана - будет уже получен. А вот здесь Иран, которому, согласно пресловутому черновику, оставят 6 тысяч центрифуг, возможности по обогащению урана в серьезных масштабах как раз лишен и не будет. 
 
Американские источники, осведомленные о ходе переговоров, все последнее время и не скрывают, что в их планы уже не входит полноценная “кастрация” иранской ядерной программы. 
 
Согласно прямо озвучиваемым срокам, Исламская Республика по итогам процесса должна оказаться в ситуации, когда она, нарушив соглашение, сможет создать ядерный заряд не раньше чем через год… Это-то и позволят сделать оставленные 6 тысяч центрифуг, продолжающие обогащать уран, а также другие центрифуги, которые, в случае нарушения договора, иранцы решат срочно смонтировать. 
 
Очевидно, что если бы в Вашингтоне настояли на полном демонтаже всех центрифуг или оставлении их символического количества, потенциальные сроки создания Ираном бомбы были бы значительно продлены. Любопытно, что начинали США переговоры как раз с такого требования: речь шла об оставлении Ирану всего от 500 до 1 тысячи центрифуг, однако в дальнейшем Вашингтон отступал все дальше и дальше. 
 
В итоге прошлогоднее, уже гораздо менее приемлемое, чем изначально, американское “требование” говорило о 4 тысячах, а сейчас речь идет уже о 6 тысячах и годовой дистанции для получения бомбы. Почему именно год? В Белом доме считают, что этого срока будет более чем достаточно для адекватной реакции на обнаруженный иранский рывок к обладанию ядерным оружием, будь то экономические санкции или военные меры. 
 
Однако в Иерусалиме резонно задаются вопросом: но что произойдет, если экономические санкции на тот момент времени на Иран не подействуют (если их вообще введут), а военного удара сами американцы по каким-то политическим причинам не нанесут?
 
Согласно черновику договора и информации из приближенных к переговорам источников, мало того, что по их итогам Иран перманентно “зависнет” в годе от атомной бомбы, договор будет действовать всего 10 лет - срок в исторической перспективе очень коротким. Затем основная часть ограничений по ядерной программе будет снята, а меньшая их часть вроде как продолжит действовать еще 5 лет. Это еще одно очевидное слабое место готовящегося соглашения, и совершенно понятно, почему все это не устраивает ни Израиль, ни арабские страны Персидского залива. 
 
Согласно черновику, как только соглашение будет подписано, с Ирана начнут поэтапно снимать различные санкции, включая и эмбарго на поставку вооружений. Подобный расклад позволит Тегерану подойти к гипотетическому моменту нарушения договора (он будет лишь выбирать наиболее удобный, с точки зрения политической обстановки, момент) серьезно укрепившимся как с экономической, так и с военной точки зрения. 
 
Первый фактор позволит ему гораздо успешнее противостоять санкциям, нежели сейчас, а второй может в заметной степени осложнить проведение военной операции против его ядерных объектов (или принятие решения о ее проведении), а для кого-то вообще сделать такую операцию нецелесообразной.
 
На данный момент основные разногласия между сторонами якобы находятся в плоскости сроков снятия санкций. Иранцы требуют полного и немедленного снятия сразу после подписания договора, “шестерка” предпочитает поэтапный вариант.
 
Как это ни парадоксально, но, пожалуй, основным препятствием для подписания договора с Ираном в его негативном варианте является Франция. Не исключено, что на позицию Парижа всерьез повлияли уже заключенные и потенциальные многомиллиардные сделки со странами Персидского залива по закупке вооружений.
 
В этом же ряду стоят уже реализованные или планирующиеся к реализации многомиллиардные контракты такого же рода с Египтом и Ливаном. Здесь в качестве основного спонсора выступает Саудовская Аравия и в меньшей степени - ОАЭ.
 
Как бы там ни было, французы проявляют такую твердость, что, согласно американским источникам, в Вашингтоне ломают голову над тем, как обойти сопротивление Парижа. Среди прочего, Франция якобы требует, чтобы договор был продолжительностью 25 лет, а не 10. и проявляет неуступчивость в вопросе темпов отмены санкций.
 
Ну а теперь вернемся к публикации в “Уолл-стрит джорнал”. Как пишет автор, ссылаясь на свой высокопоставленный источник, американские разведслужбы перехватили некие беседы или переписку между израильтянами, в которых содержалась такая информация о переговорах с Ираном, которая могла быть получена только в результате шпионажа. Причем шпионажа за американскими дипломатами. 
 
Получив эти сведения, как сообщил американец, израильтяне использовали их в беседах с конгрессменами, дабы настроить тех против готовящегося договора.
 
Данное обвинение абсурдно сразу по нескольким соображениям. Начать стоит с того, что после дела Полларда Израиль не занимается шпионажем такого рода - уж очень тяжелыми оказались последствия того дела, ощущающиеся, кстати, и в наши дни. Однако этот фактор не самый главный. Очевидно, что Израиль крайне заинтересован знать, что происходит на переговорах. 
 
Но, видимо, источник слива “забыл”, что теми же самыми секретами владеют и другие участники переговоров, включая иранскую сторону. То есть у Израиля - чисто теоретически - имелась возможность получить информацию разведывательными способами у иранцев, а также из диалогов с теми участниками переговоров от большой “шестерки”, которые решили не скрывать ее от еврейского государства.
 
Так, собственно, согласно источникам в Израиле, и произошло. 
 
Насчет иранского направления можно только догадываться, а вот то, что сведениями с нами поделились французы, согласно ряду источников, - факт.
 
Официальный Иерусалим обвинения в шпионаже за американцами полностью отверг. В окружении премьера заявили, что сведения получены иными способами.
 
В свете американских обвинений особенно забавен тот факт, что в статье напрямую говорится: спецслужбы США перехватили израильские сообщения с той самой закрытой информацией. Иными словами, подтвержден факт шпионажа за Израилем. Не то чтобы это стало сюрпризом, но в этом свете обвинения Израиля в чем-то подобном, причем почти наверняка необоснованные, выглядят несколько странно. Интересно и то, что в прошлом высокопоставленные американские чиновники не раз утверждали, что делятся всей необходимой информацией о переговорах со своими израильскими союзниками. Получается, что отнюдь не всей?
 
В целом данный вброс стал еще одним шагом администрации Белого дома, направленным на сведение счетов с Нетаниягу, а также частью непрерывно возрастающего в последние дни нажима на Израиль.
 
Данная кампания Обамы и госдепартамента - это отдельная тема, значительно более широкая, чем проблема глубоких разногласий между Вашингтоном и Иерусалимом по вопросу переговоров с Ираном.
 
Однако следует отметить еще одну важную цель этого хода: обвинения Израиля в шпионаже по данному вопросу призваны повлиять на позицию ряда конгрессменов и сенаторов, выступающих против договора с Ираном в том виде, в каком он готовится.
 
И в самом деле, разве может им понравиться шпионаж против их страны и ситуация, когда их же в придачу превратили в своего рода сообщников (ведь “добытая шпионами” информация якобы этим самым конгрессменам израильтянами и передавалась)!?
 
Давид Шарп
“Новости недели”

comments (Total: 1)

А разве не проще и выгоднее было продать пару десятков ядерных бомб средней мощности для установления ограниченного щита и топливо для атомных станций,чем продавать центрифуги и прочее,чтобы потом мурыжить их "контролем и сверхконтролем"?

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir