Один из них – майор разведки, другой – прекрасный семьянин
В мире
Российские спецслужбы распоясались настолько, что не ограничиваются лишь созданием шпионских сетей в Грузии. Они занялись уже прямыми терактами, но слабо им против грузинских правоохранителей. Такой вывод можно сделать из последних громких событий в Грузии, ставших отголоском нескольких, до того малопонятных взрывов. Выявление целой банды террористов, работавших конечно же на Россию, вызвало ликование в закавказской стране и очередные презрительные отклики ее северного соседа. Но не сняло многих вопросов.
В сентябре, с интервалом в 9 дней, прогремели два взрыва недалеко от посольства США в Тбилиси, в следующем месяце была попытка подорвать железнодорожный мост в Западной Грузии, в октябре было сообщено о двух взрывах у Центрального вокзала столицы. Все это, к счастью, не принесло ни жертв, ни особых разрушений. Но в конце ноября взрыв у офиса оппозиционной Лейбористской партии унес жизнь женщины из соседнего дома, ранил несколько человек и повредил окрестные здания. А в тот же вечер взрывное устройство изуродовало супермаркет на окраине города. Лейбористы тут же обвинили власти в провокации, но полиция сообщила, что в двух последних случаях использовалась одинаковая взрывчатка. Не прошло и десяти дней, как виновников всех этих злодеяний уже можно было видеть на телеэкранах. Непосредственный исполнитель терактов Гогита Аркания и 5 его сообщников, среди которых – две женщины, подробно рассказывали и показывали, как получали и хранили взрывчатку, организовывали взрывы. Сообщено, что еще пара организаторов и исполнителей терактов скрылась в Абхазии. А корреспондентка правительственного телевидения прошлась по местам событий, воссоздавая перед камерой детали и ход происходившего. Получился увлекательный кинофильм, в котором общественности продемонстрировали и 10 килограммов гексогена, в том числе расфасованного по 13 банкам, среди которых были начиненные гвоздями и пулями. Правда, создатели фильма несколько перестарались – с экрана подробно рассказывалось, как из обнаруженных материалов можно смастерить бомбу, и получилось нечто вроде пособия для начинающих террористов «сделай сам». Впрочем, оперативности полиции это не умаляет. А министр внутренних дел лично сообщил, что руководитель преступной группы Аркания до 2008 года служил в грузинской армии и даже успел побывать в Ираке, в составе миротворческого контингента. А работать на российские спецслужбы начал еще 12 лет назад. Из армии его уволили за употребление наркотиков и «после того, как он потерял возможность собирать информацию, его начали использовать как террориста».
По данным грузинских контрразведчиков, сделал это майор российской армии Евгений Борисов, с марта по октябрь 2008 года служивший заместителем начальника штаба южной зоны миротворческих сил РФ в Зугдидском районе. Он-то и поручил Аркания создать террористическую группу, в противном случае угрожая расправой над его семьей, живущей в Гальском районе Абхазии. Наиболее тщательно готовились взрывы у американского диппредставительства: «Женя показал мне карту Тбилиси, снятую со спутника, указал на ней посольство США и детально рассказал, где нужно было установить взрывные устройства». В остальных случаях указания о терактах и доклады об их исполнении делались только по мобильному телефону, который, как утверждают в Тбилиси, зарегистрирован на Минобороны России. Всего преступная группа просуществовала 1,5 года. Михаил Саакашвили, улетая в Мексику, успел поблагодарить правоохранительные органы страны за оперативное реагирование. И заявил, что «страна сумела избежать очень серьезных терактов, подготовленных на оккупированной территории Абхазского региона, для которых уже были получены инструкции и взрывчатые вещества». Сказал свое слово и глава столь отличившегося МВД Вано Мерабишвили: «Некоторым показалось, что бомбы очень кустарные. Поверьте, это - самые хорошо экипированные бомбы, которые я встречал в своей жизни. В них - очень высокого качества гексоген, взрыватель, механизм для замедления процесса – взрыватель можно было установить от 0 до 48 часов. Во всех предыдущих терактах в Грузии не всегда взрывалась вся взрывчатка, а здесь был усилитель – механизм, усиливающий и полностью взрывающий гексоген». А еще главный грузинский полицейский критически отозвался о профессионализме российских «грушников», за последнее время дважды оглушительно провалившихся в его стране.
В Москве же к этой истории отнеслись не просто критически. В МИДе ее назвали «грузинскими сказками про внешнего врага, которые становятся все примитивнее», «очередным шоу, которое могло бы вызвать улыбку у здравомыслящих людей, если бы не поступило сообщение о гибели при взрыве пожилой женщины», «выдумкой режима Саакашвили, в которой просматривается попытка посеять раздор между Москвой и ее ведущими международными партнерами». «Для нас очевидно, что перед началом очередного раунда женевских дискуссий по Закавказью президент Грузии хочет еще раз обратить на себя внимание как на лидера самого демократического и успешного государства на постсоветском пространстве, которому мешают некие «злые силы», - заявляет внешнеполитическое ведомство РФ. В Минобороны считают, что «нет никакой нужды официально комментировать обвинения Тбилиси в якобы причастности российского офицера Евгения Борисова к организации серии терактов», и подчеркивают: «Вброс информации о том, что заказчик терактов пользовался телефоном, зарегистрированным на Минобороны России, вообще глупость. Из книг и телесериалов даже дилетанты давно владеют азами конспирации». В комитете Госдумы по международным делам заявляют, что «Саакашвили просто нужно удерживать в грузинском обществе образ России как врага». Впрочем, нечто подобное звучит и в Тбилиси. Лейбористы по-прежнему считают: взрыв у их офиса организован грузинскими спецслужбами – «чтобы стравить Россию с США и запугать население Грузии». Другие оппозиционеры выражают свой скепсис поосторожнее. «Свободные демократы»: «Сложно делать непредвзятые выводы, исходя из телевизионных сюжетов. Плохо, что правоохранительные органы не смогли предотвратить теракты и мы выслушали лишь констатацию факта. Надеемся, что расследование будет компетентным и суд даст реальную картину того, кто и где спланировал эти теракты». Христиан-демократы: «Нам непонятен главный мотив серии взрывов. Было ли это желанием дестабилизировать ситуацию, планом против кого-либо конкретно или вызвано чем-нибудь еще?».
А вот часть экспертов говорит о некоторых «странностях» этого дела. Например, о том, что сразу после двух последних взрывов спикер парламента Давид Бакрадзе и заместитель главы МВД Эка Згуладзе проявили недюжинное чутье, заявив, что теракты организованы некими внешними силами. Многим неясно, почему связь с исполнителями диверсий поддерживалась через телефонный номер, открыто зарегистрированный на российское Минобороны? И зачем во взрывных устройствах использовались детонаторы российского производства, являющиеся явными уликами. «Движение за справедливую Грузию» недоумевает, как можно было возить взрывчатку из Гали в Тбилиси, когда там очень тщательный досмотр на границе. А газета «Алиа» интересуется, почему майор Борисов не мог точно установить, произошел ли взрыв у стены посольства США, если он пользуется данными со спутника. Кстати, журналисты этой газеты позвонили по указанному МВД номеру Борисова, и автоответчик почему-то сперва ответил на турецком, а после - на русском. Кое у кого вызывает вопросы и откровенность покаявшегося главы террористов. Даже этот человек с обликом имбецила не мог не понимать: развязав язык, он только усугубляет опасность, которой подвергается его семья в Гали. Но большинство политологов и экспертов верит официальной версии. Говорят, что расчет организаторов взрыва у офиса лейбористов был правильным - первым, кого обвинили оппозиционеры, стал Михаил Саакашвили. Утверждается, что в Абхазии создан российский «центр идеологических диверсий», цель которого - «полностью отчуждать жителей приграничного района от грузинского этноса, настроить против Грузии». И что это уже дает результаты: все участники террористической группировки – грузины. Ну а депутаты парламента в восторге оттого, что «спецслужбы Грузии уже представляют собой высокопрофессиональную структуру». При этом подчеркивается: «Главной проблемой является оккупация 20% грузинских территорий, и пока она продолжается, перед Грузией всегда будет стоять опасность терроризма и диверсий».
Ну а что же, так сказать, третьи стороны? Наблюдательная миссия Евросоюза, в последнее время во многом поддерживающая Грузию, сделала такое специальное заявление: «В отличие от опубликованных в последнее время в прессе материалов мы не можем ни подтвердить, ни отрицать участие России в осуществленных недавно взрывах. Миссия не начинала расследование, так как ее мандатом подобное действие не предусмотрено». Специальный помощник президента США по России и Евразии Майкл Макфол выразил озабоченность «действиями диверсионных групп в Грузии, за которыми стоит офицер министерства обороны России». И сообщил, что его страна с нетерпением ждет дополнительной информации. Впрочем, США – не такая уж «третья сторона» в этом деле. Поэтому их посол в Грузии Джон Басс заявил: «Мы понимаем, что посольство США всегда находится под прицелом, и до конца изучаем информацию, которая касается нашей безопасности. Грузинские правоохранители провели довольно-таки серьёзную работу. Я не могу делать заявлений от имени российского руководства, однако призываю всех, кто обладает информацией о взрывах, сотрудничать со следствием».
Сейчас грузинское МВД с высоты одержанной им победы заявляет, что надеется на конструктивизм российской стороны, и предлагает сотрудничество в расследовании терактов. О том, что Москва примет это предложение, нечего и говорить. Значит, остается только ждать, о каком еще провале российских спецслужб объявят в Тбилиси. В том, что это произойдет, сомнений нет: по словам Вано Мерабишвили, в Грузии – десятки тысяч российских агентов. Ни больше, ни меньше.
В сентябре, с интервалом в 9 дней, прогремели два взрыва недалеко от посольства США в Тбилиси, в следующем месяце была попытка подорвать железнодорожный мост в Западной Грузии, в октябре было сообщено о двух взрывах у Центрального вокзала столицы. Все это, к счастью, не принесло ни жертв, ни особых разрушений. Но в конце ноября взрыв у офиса оппозиционной Лейбористской партии унес жизнь женщины из соседнего дома, ранил несколько человек и повредил окрестные здания. А в тот же вечер взрывное устройство изуродовало супермаркет на окраине города. Лейбористы тут же обвинили власти в провокации, но полиция сообщила, что в двух последних случаях использовалась одинаковая взрывчатка. Не прошло и десяти дней, как виновников всех этих злодеяний уже можно было видеть на телеэкранах. Непосредственный исполнитель терактов Гогита Аркания и 5 его сообщников, среди которых – две женщины, подробно рассказывали и показывали, как получали и хранили взрывчатку, организовывали взрывы. Сообщено, что еще пара организаторов и исполнителей терактов скрылась в Абхазии. А корреспондентка правительственного телевидения прошлась по местам событий, воссоздавая перед камерой детали и ход происходившего. Получился увлекательный кинофильм, в котором общественности продемонстрировали и 10 килограммов гексогена, в том числе расфасованного по 13 банкам, среди которых были начиненные гвоздями и пулями. Правда, создатели фильма несколько перестарались – с экрана подробно рассказывалось, как из обнаруженных материалов можно смастерить бомбу, и получилось нечто вроде пособия для начинающих террористов «сделай сам». Впрочем, оперативности полиции это не умаляет. А министр внутренних дел лично сообщил, что руководитель преступной группы Аркания до 2008 года служил в грузинской армии и даже успел побывать в Ираке, в составе миротворческого контингента. А работать на российские спецслужбы начал еще 12 лет назад. Из армии его уволили за употребление наркотиков и «после того, как он потерял возможность собирать информацию, его начали использовать как террориста».
По данным грузинских контрразведчиков, сделал это майор российской армии Евгений Борисов, с марта по октябрь 2008 года служивший заместителем начальника штаба южной зоны миротворческих сил РФ в Зугдидском районе. Он-то и поручил Аркания создать террористическую группу, в противном случае угрожая расправой над его семьей, живущей в Гальском районе Абхазии. Наиболее тщательно готовились взрывы у американского диппредставительства: «Женя показал мне карту Тбилиси, снятую со спутника, указал на ней посольство США и детально рассказал, где нужно было установить взрывные устройства». В остальных случаях указания о терактах и доклады об их исполнении делались только по мобильному телефону, который, как утверждают в Тбилиси, зарегистрирован на Минобороны России. Всего преступная группа просуществовала 1,5 года. Михаил Саакашвили, улетая в Мексику, успел поблагодарить правоохранительные органы страны за оперативное реагирование. И заявил, что «страна сумела избежать очень серьезных терактов, подготовленных на оккупированной территории Абхазского региона, для которых уже были получены инструкции и взрывчатые вещества». Сказал свое слово и глава столь отличившегося МВД Вано Мерабишвили: «Некоторым показалось, что бомбы очень кустарные. Поверьте, это - самые хорошо экипированные бомбы, которые я встречал в своей жизни. В них - очень высокого качества гексоген, взрыватель, механизм для замедления процесса – взрыватель можно было установить от 0 до 48 часов. Во всех предыдущих терактах в Грузии не всегда взрывалась вся взрывчатка, а здесь был усилитель – механизм, усиливающий и полностью взрывающий гексоген». А еще главный грузинский полицейский критически отозвался о профессионализме российских «грушников», за последнее время дважды оглушительно провалившихся в его стране.
В Москве же к этой истории отнеслись не просто критически. В МИДе ее назвали «грузинскими сказками про внешнего врага, которые становятся все примитивнее», «очередным шоу, которое могло бы вызвать улыбку у здравомыслящих людей, если бы не поступило сообщение о гибели при взрыве пожилой женщины», «выдумкой режима Саакашвили, в которой просматривается попытка посеять раздор между Москвой и ее ведущими международными партнерами». «Для нас очевидно, что перед началом очередного раунда женевских дискуссий по Закавказью президент Грузии хочет еще раз обратить на себя внимание как на лидера самого демократического и успешного государства на постсоветском пространстве, которому мешают некие «злые силы», - заявляет внешнеполитическое ведомство РФ. В Минобороны считают, что «нет никакой нужды официально комментировать обвинения Тбилиси в якобы причастности российского офицера Евгения Борисова к организации серии терактов», и подчеркивают: «Вброс информации о том, что заказчик терактов пользовался телефоном, зарегистрированным на Минобороны России, вообще глупость. Из книг и телесериалов даже дилетанты давно владеют азами конспирации». В комитете Госдумы по международным делам заявляют, что «Саакашвили просто нужно удерживать в грузинском обществе образ России как врага». Впрочем, нечто подобное звучит и в Тбилиси. Лейбористы по-прежнему считают: взрыв у их офиса организован грузинскими спецслужбами – «чтобы стравить Россию с США и запугать население Грузии». Другие оппозиционеры выражают свой скепсис поосторожнее. «Свободные демократы»: «Сложно делать непредвзятые выводы, исходя из телевизионных сюжетов. Плохо, что правоохранительные органы не смогли предотвратить теракты и мы выслушали лишь констатацию факта. Надеемся, что расследование будет компетентным и суд даст реальную картину того, кто и где спланировал эти теракты». Христиан-демократы: «Нам непонятен главный мотив серии взрывов. Было ли это желанием дестабилизировать ситуацию, планом против кого-либо конкретно или вызвано чем-нибудь еще?».
А вот часть экспертов говорит о некоторых «странностях» этого дела. Например, о том, что сразу после двух последних взрывов спикер парламента Давид Бакрадзе и заместитель главы МВД Эка Згуладзе проявили недюжинное чутье, заявив, что теракты организованы некими внешними силами. Многим неясно, почему связь с исполнителями диверсий поддерживалась через телефонный номер, открыто зарегистрированный на российское Минобороны? И зачем во взрывных устройствах использовались детонаторы российского производства, являющиеся явными уликами. «Движение за справедливую Грузию» недоумевает, как можно было возить взрывчатку из Гали в Тбилиси, когда там очень тщательный досмотр на границе. А газета «Алиа» интересуется, почему майор Борисов не мог точно установить, произошел ли взрыв у стены посольства США, если он пользуется данными со спутника. Кстати, журналисты этой газеты позвонили по указанному МВД номеру Борисова, и автоответчик почему-то сперва ответил на турецком, а после - на русском. Кое у кого вызывает вопросы и откровенность покаявшегося главы террористов. Даже этот человек с обликом имбецила не мог не понимать: развязав язык, он только усугубляет опасность, которой подвергается его семья в Гали. Но большинство политологов и экспертов верит официальной версии. Говорят, что расчет организаторов взрыва у офиса лейбористов был правильным - первым, кого обвинили оппозиционеры, стал Михаил Саакашвили. Утверждается, что в Абхазии создан российский «центр идеологических диверсий», цель которого - «полностью отчуждать жителей приграничного района от грузинского этноса, настроить против Грузии». И что это уже дает результаты: все участники террористической группировки – грузины. Ну а депутаты парламента в восторге оттого, что «спецслужбы Грузии уже представляют собой высокопрофессиональную структуру». При этом подчеркивается: «Главной проблемой является оккупация 20% грузинских территорий, и пока она продолжается, перед Грузией всегда будет стоять опасность терроризма и диверсий».
Ну а что же, так сказать, третьи стороны? Наблюдательная миссия Евросоюза, в последнее время во многом поддерживающая Грузию, сделала такое специальное заявление: «В отличие от опубликованных в последнее время в прессе материалов мы не можем ни подтвердить, ни отрицать участие России в осуществленных недавно взрывах. Миссия не начинала расследование, так как ее мандатом подобное действие не предусмотрено». Специальный помощник президента США по России и Евразии Майкл Макфол выразил озабоченность «действиями диверсионных групп в Грузии, за которыми стоит офицер министерства обороны России». И сообщил, что его страна с нетерпением ждет дополнительной информации. Впрочем, США – не такая уж «третья сторона» в этом деле. Поэтому их посол в Грузии Джон Басс заявил: «Мы понимаем, что посольство США всегда находится под прицелом, и до конца изучаем информацию, которая касается нашей безопасности. Грузинские правоохранители провели довольно-таки серьёзную работу. Я не могу делать заявлений от имени российского руководства, однако призываю всех, кто обладает информацией о взрывах, сотрудничать со следствием».
Сейчас грузинское МВД с высоты одержанной им победы заявляет, что надеется на конструктивизм российской стороны, и предлагает сотрудничество в расследовании терактов. О том, что Москва примет это предложение, нечего и говорить. Значит, остается только ждать, о каком еще провале российских спецслужб объявят в Тбилиси. В том, что это произойдет, сомнений нет: по словам Вано Мерабишвили, в Грузии – десятки тысяч российских агентов. Ни больше, ни меньше.
comments (Total: 60)