Чем ответит Саддам
Последняя резолюция Совета Безопасности ООН поставила ряд проблем перед теми, кто планирует оперативные задачи войны с Ираком. Главная из них, - отсрочка начала боевых действий не менее чем на месяц. Если война начнется в январе 2003 года, на активные боевые действия останется не более 2 – 2,5 месяца, так как уже в марте в междуречье Тигра и Евфрата и на всех равнинных участках территории Ирака – а боевые действия будут вестись именно там – начинается сезон зноя и обжигающих ветров.
УДАРНЫЕ ГРУППИРОВКИ
Несколько облегчает предстоящее развитие событий уже начавшееся развертывание американо–английских ударных группировок как за пределами Ирака, так и на его территории. В общем виде план операции предусматривает сосредоточение не менее 250 тысяч военнослужащих, более тысячи самолетов тактической авиации и около ста – стратегической, 100 – 110 боевых кораблей первого класса, в том числе 6 – 7 авианосных соединений.
Основным плацдармом для развертывания южной ударной группировки являются Кувейт и некоторые эмираты Персидского залива. В Катаре находится громадная авиабаза «Аль-Удейд», имеющая самую длинную взлетно – посадочную полосу в регионе. База способна разместить до 150 самолетов, половина которых будет укрыта в подземных ангарах. Именно сюда также планируется перевести штаб–квартиру Центрального командования США, которая сейчас находится в Тампа /шт. Флорида/.
В Кувейте уже сегодня сосредоточены три американские бригады наземных войск и ряд других подразделений – всего 15 тысяч солдат, 200 танков. На авиабазе «Али Салам» находится авиакрыло тактической авиации – около 100 самолетов.
Важнейшее значение для развертывания южной ударной группировки имеют два острова: Бахрейн и Диего-Гарсия. Последний принадлежит Великобритании и находится в центральной части Индийского океана на удалении около 4 тысяч миль от Багдада. Такое расстояние вполне приемлемо для активных действий стратегических бомбардировщиков Б-52, Б-1 и Б-2, которые, стартуя с Диего-Гарсия, способны будут бомбить любую точку Ирака и без дозаправки в воздухе возвращаться на остров. Именно на нем планируется разместить почти половину из находящихся в строю стратегических бомбардировщиков США.
На Бахрейне расположена штаб-квартира Пятого регионального флота США, в составе которого более 40 боевых кораблей и пять авиакрыльев – 400 самолетов тактической авиации. Вместе с амфибийными группами морской пехоты на острове Бахрейн сосредоточено до 10 тыс. американских военнослужащих.
Северная группировка американо-английской экспедиционной армии сосредотачивается на базах Турции и иракского Курдистана. И хотя новое турецкое правительство заявило, что без санкции ООН не позволит использовать свое воздушное пространство для удара по Ираку, на основную авиабазу США «Инджерлик» продолжают прибывать американские войска. По данным агентства «Рейтер», в настоящее время там сосредоточены около 13 тыс. солдат, более 200 американских и 50 английских самолетов тактической авиации. В иракском Курдистане американские передовые инженерные части уже подготовили к приему транспортных самолетов пять аэродромов: Мосул, Эрбиль, Равандуз, Бомарни и Дахук. В общей сложности на этих аэродромах могут быть развернуты 2 – 3 авиакрыла тактической авиации – до 200 самолетов – и не менее 3-х дивизий сухопутных войск. С учетом боевых отрядов курдских организаций – Патриотического Союза и Демократической партии – северная ударная группировка может к новому году насчитывать не менее 150 тыс. солдат сухопутных войск.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИРАКА
Без курдов и южных шиитов верноподданное население Ирака насчитывает около 17 миллионов человек. Но армия этой страны - сама крупная по численности на Ближнем и Среднем Востоке. Вместе с военизированными формированиями она насчитывает 470 тысяч солдат и офицеров – почти три процента населения, из которого возможно призывать новобранцев. В мирное время такое соотношение не наблюдается ни в одной стране мира. К примеру, почти столько же под ружьем имеет Египет, но в нем более 70 миллионов жителей.
Но и, кроме того, относительно боеспособный резерв, который может быть призван в армию в течение 2 – 3 недель, насчитывает 650 тысяч человек. По сути , это будет ополчение, вооруженное устаревшими ружьями и не имеющее даже артиллерии и бронетехники,– настоящее пушечное мясо.
Сама же кадровая армия имеет на вооружении около 2200 танков, 3300 бовых бронемашин, более 2000 артиллерийских орудий и установок залпового огня. В авиации около 200 тактических истребителей, 375 вертолетов /100 боевых/. Военного флота практически не существует. Все вооружение произведено в Советском Союзе не позднее 1990 года, морально и физически устарело и плохо обслуживается. В случае начала боевых действий его эффективность будет низка, а немалая часть вообще выйдет из строя.
Ракетные формирования, по данным справочника «Милитри Белэнс», насчитывают 50 пусковых установок тактических ракет типа «Аль Самуд» /усовершенствованные советские комплексы «Луна–2» / дальностью до 180 км. Кроме того, в тщательно скрываемых местах находятся еще 10 – 15 пусковых установок носителей типа «Аль Хусейн» /усовершенствованные советские оперативно–тактические ракеты ОТР–300, по классификации НАТО «Скад»/ . Количество самих ракет точно не установлено, но они способны доставить на удаление около 650 км боеголовку весом более 100 кг в обычном снаряжении. Есть достоверные данные, что для ракет такого типа в Ираке изготовлены боеголовки с химическими и бактериологическими рецептурами. По тем же данным, к доставке неконвенционального оружия подготовлено несколько десятков беспилотных летательных аппаратов, закупленных на Украине.
Хотя численно вооруженные силы Ирака представляют собой громадную махину, но они в целом весьма плохо обучены, в морально–психологическом отношении находятся на крайне низком уровне и не способны противостоять мощным ударам современных боевых средств. В последние 10 лет военнослужащие кадровой армии очень плохо обеспечивались даже одеждой и обувью, денежное их содержание и по иракским меркам – нищенское. Рядовые получают около 8 тыс. динаров /5 долларов/ в месяц, офицеры – от 20 тыс. до 40 тыс. динаров / 11 – 20 долл. /.
С учетом низкой боеспособности основной массы иракских вооруженных сил главную опору Саддама Хусейна составляет так называемая Республиканская гвардия, состоящая из добровольцев. В ее шести дивизиях насчитывается свыше 80 тысяч солдат и офицеров. Из них три танковые – «Хаммураби», «Ал–Нида» и «Медина» - являются главным стратегическим резервом. Они оснащены шестью сотнями лучших танков типа Т- 72.
Но и в самой Республиканской гвардии имеется суперэлитная «Золотая дивизия», укомплектованная соплеменниками Саддама, уроженцами округа Тикрит. Ее четыре бригады обеспечивают безопасность диктатора, охраняют его дворцы, склады химического и биологического оружия и объекты ядерной программы. По отзывам военных экспертов США, Англии и Израиля, только соединения Гражданской гвардии достаточно боеспособны и будут стойко обороняться в случае наступления войск США и их союзников.
Однако такому наступлению должен предшествовать четырехнедельный период авиаракетных атак с применением высокоточного оружия большой мощности. По опыту операций «Буря в пустыне», югославской и афганской, можно рассчитывать, что основные силы иракской армии будут деморализованы, а сравнительно стойкие дивизии Гражданской гвардии – истреблены. Однако и в этом случае главная опасность заключается в том, что перед лицом неминуемого краха своей власти и угрозой уничтожения багдадский мясник способен решиться на применение оружия массового поражения. Есть ли у него такая возможность?
ЧУМНЫЕ ЗАКРОМА САДДАМА ХУСЕЙНА
О ядерной программе Ирака имеются сравнительно достоверные сведения, представленные бывшим ее руководителем доктором Хидиром Хамза, бежавшим в США. По этим данным, после уничтожения израильскими летчиками ядерного реактора в Озираке Саддам ассигновал 10 миллиардов долл. на разработку ядерного оружия и привлек к этой работе более 7 тыс. человек. Новая программа предусматривала получение оружейного урана не из реакторов, а при помощи мощных электромагнитных центрифуг, которые иракские агенты закупали в основном в Германии и Франции. Высокообогащенный уран они покупали в бывшем Советском Союзе и СНГ, а также в Бразилии. Центрифуги устанавливались в тоннелях, пробитых в толще горного массива Хамрин, что в 70 км. севернее Багдада.
Лаборатории, непосредственно разрабатывающие ядерные боезаряды, размещены в специальных железнодорожных составах, где их сотрудники не только работают, но и проживают постоянно. Эти составы передвигаются по двум основным магистралям Ирака, чтобы не быть застигнутыми врасплох авиаракетным ударом американцев. Кроме того, для каждого эшелона проложены 1 – 2 ветки, по которым они могут скрыться в специальных тоннелях. По данным американской и израильской разведки, эти лаборатории уже имеют достаточный запас оружейного урана и других компонентов для сборки нескольких ядерных боеприпасов. Неизвестно, сколько еще им потребуется времени для этого, но предполагается, что не более полугода.
Не менее строгая система принята в Ираке для разработок биологического и химического оружия. Хранилища и производства запрятаны в горных бункерах, лаборатории находятся в подвижном составе железных дорог и на большегрузных автотрейлерах. Всю программу производства биологических боевых рецептур возглавляет 46-летняя женщина – доктор Рихаб Таха. По ее же собственному заявлению, сделанному в 1995 году инспекторам ООН, на предприятии «Аль Хакам», которым она руководила, было произведено 8,5 тыс. литров спор антракса, 2,2 тыс. литров других болезнетворных микроорганизмов.
В 1998 году на страницах «Нью-Йорк таймс» было помещено итоговое исследование результатов работы инспекции. В нем прямо сказано, что даже из официально признанного иракской стороной количества биооружия персоналом инспекции уничтожено не более трети. Спутниковой и воздушной разведкой было установлено, что все объекты, прежде задействованные в изготовлении неконвенционального оружия, восстановлены и работают гораздо более интенсивно, чем во время инспекций ООН. Таким образом не может быть никаких сомнений, что Ирак обладает значительным количеством боевых химических и биологических рецептур. Имеются также авиационные и ракетные средства их доставки. Кроме того, в Багдаде уже несколько лет ведутся работы по применению беспилотных летательных аппаратов для распыления таких смертоносных веществ. Вопрос состоит лишь в том, реально ли применение этого арсенала против экспедиционных сил США и Англии, против Израиля и в качестве оружия для массовых терактов? Мнения здесь существуют самые разные. К примеру, директор ЦРУ, выступая в Конгрессе, заявил: «Если США решатся начать войну с Ираком, его диктатор наверняка применит против нас весь арсенал своего оружия массового уничтожения».
Упомянутый выше доктор Хидир Хамза в недавнем интервью выразился так: «Запад виновен в том, что не предпринял всего возможного, чтобы вовремя остановиить Саддама. Этот палач, если его припрут к стенке, не остановится перед применением любого из всех имеющихся в его распоряжении боевых средств, включая самые ужасные».
Наиболее остро, пожалуй, стоит вопрос о реакции Израиля на такую атаку. В 1991 году «Скады», падавшие на его территории, были снаряжены тротилом. Тогда Израиль, по просьбе Буша-старшего, не ответил на иракскую атаку. Что будет, если в боеголовках окажется смертоносный газ или антракс?
В докладе, представленном ЦРУ Конгрессу в начале сентября текущего года, сказано: «Если Ирак нанесет по Израилю удар при помощи оружия массового поражения, который приведет к гибели большого количества населения, Израиль может ответить ядерным ударом и Ирак будет стерт с лица земли». Возможности для такого ответа у израильского руководства имеются. В арсеналах еврейского государства более 200 ядерных боеприпасов. Для их доставки на боевом дежурстве находятся две эскадрильи бомбардировщиков, три подлодки с крылатыми ракетами «Габриэль–3» и бригада носителей наземного пуска «Иерихон». Любой из компонентов израильской триады с лихвой перекрывает расстояние до самых удаленных объектов Ирака.
Решится ли Саддам? Это вопрос, пожалуй, недалекого будущего. Но уже сейчас зафиксировано проявление активности иракских коммандос на юго–востоке страны, которое лишний раз свидетельствует о том, что багдадский диктатор не считается ни с какими интересами даже собственного населения, если надо нанести ущерб неприятелю. Этот район, где обитает полумиллионная община иракских шиитов, примыкает к границе с Ираном, идущей по руслу Шатт–эль–Араб. Вдоль нее тянется многокилометровая полоса торфяных и тростниковых болот. По приказу Саддама они подожжены его спецназовцами. Ситуация в этом районе живо напомнила заключительный этап войны в Заливе, когда Саддам приказал поджечь все нефтяные скважины Кувейта, что привело к экологической катастрофе. Нечто подобное происходит и сейчас. Облака дыма и гари ползут через реку на иранскую сторону, достигают нефтепромыслов, расположенных вокруг Абадана, заволакивают иранский порт Хорремшехр, блокируют судоходство по Шатт-эль-Арабу.
Но и, кроме того, задымление сократило возможности спутниковой, воздушной и наземной разведки передовых американских и британских подразделений, которые здесь действуют. Если в иракском Курдистане эти подразделения хозяйничают уже более полугода, то на юго-востоке они оперируют второй месяц. Опираясь на поддержку шиитского населения таких городов, как Наиф, Кербелла и Аль-Музария, американцы и англичане вытесняют иракские власти из многих важных объектов либо заставляют запираться в опорных пунктах. Как известно, зона южнее 32–й параллели запретна для полетов иракской авиации, что позволяет наземным подразделениям спецназа союзников действовать круглосуточно и весьма эффективно. Так что сегодня можно утверждать, что вторжение в Ирак, несмотря на резолюцию ООН, уже началось. И как бы ни реагировал багдадский мясник на требования инспекторов ООН, военное решение иракской проблемы не только реально, но практически неизбежно.