“Их человек” в Палестине
В мире
СМИ опубликовали сообщение о том, что министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман отдал своим сотрудникам распоряжение подготовить план действий в случае провозглашения палестинцами в одностороннем порядке своего государства. До этого, 28 октября, премьер-министр ПА Салам Файяд заявил в интервью итальянской газете “Корьерре делла серра”, что палестинцы будут праздновать день независимости летом 2011 года, когда ООН отметит свое 66-летие, и это уже не первая угроза такого рода.
Действительно ли руководство ПА взяло курс на провозглашение государственности в одностороннем порядке? Насколько реально такое развитие событий? Получит ли Фалястын признание со стороны Запада? Какие встречные шаги может и должен предпринять Израиль в случае односторонних действий ПА?
Напомним: 15 ноября 1988 года Арафат, находящийся в Алжире, провозгласил рождение государства Фалястын, и эта дата считается Днем независимой Палестины. В 1999 году, в преддверии Кэмп-Дэвида, он также угрожал создать палестинское государство вне рамок переговорного процесса Осло. Все эти угрозы так и остались угрозами, и можно предположить, что нынешние декларации также рассчитаны не более чем на внешний эффект. Всякий раз, когда переговоры стопорятся, палестинцы прибегают к шантажу, и эта тактика работает безотказно. Американские и европейские эмиссары в панике устремляются на Ближний Восток, призывая Израиль проявить гибкость, а палестинское руководство выдвигает все новые и новые условия, обретая дополнительную популярность у себя дома. Возможно, мы и на этот раз станем свидетелями игры под названием
“Держите меня крепче”, но скорее всего слова Салама Файяда не являются пустым звуком.
Любопытный момент: в роли знаменосца этой идеи выступают не аппаратчики ФАТХа, а именно Файяд. Это весьма не характерно для арабских режимов, где премьер-министр имеет узкие полномочия и не наделен правом делать далеко идущие заявления по принципиальным вопросам. В любой арабской стране это привилегия президента (раиса), и именно так до последнего времени происходило в ПА.
Уникальность ситуации в том, что Файяд - не рядовой палестинский премьер, а протеже США и их любимец. Выпускник Американского университета в Бейруте, он получил докторат по экономике в Университете Техаса и на протяжении 8 лет (с 1987 по 1995 год) работал в Международном банке. Назначенный Арафатом на должность министра финансов, Файяд впоследствии ушел с этого поста и в 2006 году создал собственное движение “Третий путь”, которое потерпело оглушительное фиаско, получив всего 2,4% голосов в Законодательном собрании ПА. Тем не менее под давлением Вашингтона Абу-Мазен назначает его в 2007 году премьер-министром “независимого правительства”. В марте 2009 года Файяд подает заявление об отставке, но, опять-таки по настоянию США, Абу-Мазен возвращает его на этот пост.
Тогда же происходят любопытные совпадения... В тот момент, когда Файяд объявляет о своей амбициозной программе под названием “Палестина - конец оккупации, основание государства”, Конгресс США по его просьбе одобряет выделение ПА кредита в 200 миллионов долларов. Программа Файяда, которая предусматривает разделение ветвей власти, развитие свободного рынка, создание инфраструктуры, государственных институтов, собственной биржи, аэропорта и даже нового города Раваби в центре Самарии, получает название “Файядизм” и обретает широкую поддержку на Западе. Американские политики и СМИ поют Файяду дифирамбы, а ведущий американский журналист Томас Фридман в марте этого года пишет: “Он (Файяд) создал прозрачные институты власти, очистив их от коррупции, и осуществляет эффективное руководство, что сделает возможным провозглашение палестинского государства на Западном берегу после ухода отсюда израильских войск к 2011 году”.
Томас Фридман - не просто известный журналист, он журналист, “приближенный ко двору”. Фридман публикует статьи, в которых как бы исподволь выдвигаются прогнозы и версии, впоследствии воплощающиеся в официальную линию Белого дома. (Так, в свое время он забросил “пробный шар” о необходимости ведения переговоров с “Талибаном” в Афганистане, а вскоре появились сообщения, что эти переговоры уже идут полным ходом). Издание The New York Review of Books посвятило Файяду 14 октября статью с красноречивым названием “Наш человек в Палестине” (Our Man in Palestine), где описывает его достижения и лидерские способности.
В то же время американцы ускоренными темпами с согласия Израиля ведут подготовку воинских формирований, которым предстоит взять под контроль территорию Иудеи и Самарии. Руководит системой подготовки палестинской милиции генерал-лейтенант Кейт Дайтон, создавший в Иудее и Самарии сеть тренировочных лагерей. За три года госдепартамент выделил ему около 400 млн. долларов и выделит еще 150 млн. в 2011 году.
Сегодня Файяд - центральная фигура на политической сцене ПА, и единодушная и безусловная поддержка со стороны Запада делает его фактически неуязвимым для главарей ФАТХа. В самом ФАТХе, впрочем, не склонны умиляться перспективой односторонних решений. До сих пор вожди ФАТХа существовали в режиме “особого благоприятствования”, находясь под защитой Израиля и сколачивая свой политический и финансовый капитал на поношении своего же защитника. Создание государства означает, что им придется нести ответственность за свои действия, свой народ и свое государство, а понятие “ответственность” никогда не входило в их политический лексикон.
В результате лидеры ФАТХа заговорили об опции односторонних шагов с опозданием, как бы нехотя и с разного рода оговорками. Так, на совещании министров иностранных дел Лиги арабских государств в Ливии Абу-Мазен заявил, что альтернативой мирному процессу станет обращение к администрации США или в СБ ООН для признания палестинского государства. Нечто подобное повторил и глава его переговорной группы Саиб Арикат. Тем самым решение об официальном признании своего государства палестинские бонзы благоразумно перекладывают на плечи администрации США и международных институтов. Это позволит им снять с себя ответственность при любом развитии событий. Если США откажутся поддержать провозглашение Фалястын, они заявят, что Белый дом не хочет мира на Ближнем Востоке. Если США и ООН, напротив, санкционируют такой шаг, преподнесут его как вынужденную необходимость.
Наиболее изящно повел себя Джибриль Раджуб. Провозглашение государства Фалястын обречено на провал, посетовал он, но палестинцам просто не оставляют другого выхода.
Так или иначе, несмотря на внешнее сходство, нынешняя ситуация разительно отличается от того, что происходило в недавнем прошлом: идея провозглашения государства Фалястын принадлежит, по-видимому, не палестинским лидерам, а Западу, прежде всего администрации Обамы. И это в корне меняет дело.
Для Обамы установление мира на Ближнем Востоке было изначально одним из декларируемых приоритетов его внешней политики. Теперь, когда после выборов в Конгресс его возможности резко сузились, эта идея выглядит для него едва ли не спасительной соломинкой. Как известно, полномочия президента во внутренней политике в случае победы его соперников в Конгрессе и Сенате значительно сужаются. Президент по-прежнему располагает полной свободой действий на международной арене и может набирать там политические очки, однако проблема Обамы в том, что он блокирован практически по всем направлениям внешней политики. Обещанный им уход из Ирака приведет к хаосу в этой стране; в Афганистане США безнадежно увязли и ведут тайные переговоры с талибами; Иран с его ядерной программой Обаме явно не по зубам, а страх конфликта на Корейском полуострове дамокловым мечом нависает над Вашингтоном. Единственное, на что Обама может уповать, - это прорыв на Ближнем Востоке, поэтому прорыв должен быть достигнут любой ценой.
Тогда становятся понятными натужные разъяснения американских дипломатов о том, что США попытаются использовать свое право вето в случае провозглашения палестинцами своего государства, но вынуждены считаться с мировым сообществом. Иными словами, США негласно дают “зеленый свет” Файяду на провозглашение им независимости ПА по образу и подобию Косово. Вот почему признание палестинского образования все больше воспринимается в мире как неизбежная реальность.
26 октября на встрече с Файядом специальный координатор ООН на Ближнем Востоке Роберт Х. Серри заявил, что ООН поддержит односторонние шаги палестинцев. Более того, он сказал о международном консенсусе в этом вопросе и полной готовности палестинцев к провозглашению своего государства.
О возможности признания палестинской государственности в одностороннем порядке высказались глава французского МИДа Бернар Кушнер и посол ЕС в Израиле Эндрю Стэндли. В Брюсселе дали понять, что фиаско на переговорах приведет к нежелательному шагу, коим является провозглашение Фалястын. Не исключено, что израильской публике провозглашение палестинского государства будет подано как необходимая мера во избежание усиления ХАМАСа.
Какова будет реакция Израиля на односторонние действия палестинцев? 16 ноября 2009 года “Гаарец” процитировал двух израильских министров - Узи Ландау и Исраэля Каца, которые предлагают в случае провозглашения палестинского государства аннексировать поселения в Иудее и Самарии. Ландау заявил, что Израиль объявит своей территорией районы, имеющие, по условиям норвежских соглашений, статус “C”. Нетаниягу, в свою очередь, сказал, что одностороннее провозглашение независимости палестинцами приведет к аннулированию всех подписанных ранее соглашений.
В любом случае Израилю придется в очередной раз столкнуться с массированным международным давлением. В этой ситуации более чем оправданным становится решение Либермана сформировать группу специалистов для подготовки рекомендаций, учитывающих различные варианты развития событий. Оно позволяет Израилю подготовиться к “косовскому сценарию” и не дать застать себя врасплох. Нельзя исключать, что одним из наиболее реалистичных вариантов решения проблемы станет сценарий самого Либермана по обмену территориями и населением, который в последнее время получает все большую поддержку в политических и академических кругах.
Действительно ли руководство ПА взяло курс на провозглашение государственности в одностороннем порядке? Насколько реально такое развитие событий? Получит ли Фалястын признание со стороны Запада? Какие встречные шаги может и должен предпринять Израиль в случае односторонних действий ПА?
Напомним: 15 ноября 1988 года Арафат, находящийся в Алжире, провозгласил рождение государства Фалястын, и эта дата считается Днем независимой Палестины. В 1999 году, в преддверии Кэмп-Дэвида, он также угрожал создать палестинское государство вне рамок переговорного процесса Осло. Все эти угрозы так и остались угрозами, и можно предположить, что нынешние декларации также рассчитаны не более чем на внешний эффект. Всякий раз, когда переговоры стопорятся, палестинцы прибегают к шантажу, и эта тактика работает безотказно. Американские и европейские эмиссары в панике устремляются на Ближний Восток, призывая Израиль проявить гибкость, а палестинское руководство выдвигает все новые и новые условия, обретая дополнительную популярность у себя дома. Возможно, мы и на этот раз станем свидетелями игры под названием
“Держите меня крепче”, но скорее всего слова Салама Файяда не являются пустым звуком.
Любопытный момент: в роли знаменосца этой идеи выступают не аппаратчики ФАТХа, а именно Файяд. Это весьма не характерно для арабских режимов, где премьер-министр имеет узкие полномочия и не наделен правом делать далеко идущие заявления по принципиальным вопросам. В любой арабской стране это привилегия президента (раиса), и именно так до последнего времени происходило в ПА.
Уникальность ситуации в том, что Файяд - не рядовой палестинский премьер, а протеже США и их любимец. Выпускник Американского университета в Бейруте, он получил докторат по экономике в Университете Техаса и на протяжении 8 лет (с 1987 по 1995 год) работал в Международном банке. Назначенный Арафатом на должность министра финансов, Файяд впоследствии ушел с этого поста и в 2006 году создал собственное движение “Третий путь”, которое потерпело оглушительное фиаско, получив всего 2,4% голосов в Законодательном собрании ПА. Тем не менее под давлением Вашингтона Абу-Мазен назначает его в 2007 году премьер-министром “независимого правительства”. В марте 2009 года Файяд подает заявление об отставке, но, опять-таки по настоянию США, Абу-Мазен возвращает его на этот пост.
Тогда же происходят любопытные совпадения... В тот момент, когда Файяд объявляет о своей амбициозной программе под названием “Палестина - конец оккупации, основание государства”, Конгресс США по его просьбе одобряет выделение ПА кредита в 200 миллионов долларов. Программа Файяда, которая предусматривает разделение ветвей власти, развитие свободного рынка, создание инфраструктуры, государственных институтов, собственной биржи, аэропорта и даже нового города Раваби в центре Самарии, получает название “Файядизм” и обретает широкую поддержку на Западе. Американские политики и СМИ поют Файяду дифирамбы, а ведущий американский журналист Томас Фридман в марте этого года пишет: “Он (Файяд) создал прозрачные институты власти, очистив их от коррупции, и осуществляет эффективное руководство, что сделает возможным провозглашение палестинского государства на Западном берегу после ухода отсюда израильских войск к 2011 году”.
Томас Фридман - не просто известный журналист, он журналист, “приближенный ко двору”. Фридман публикует статьи, в которых как бы исподволь выдвигаются прогнозы и версии, впоследствии воплощающиеся в официальную линию Белого дома. (Так, в свое время он забросил “пробный шар” о необходимости ведения переговоров с “Талибаном” в Афганистане, а вскоре появились сообщения, что эти переговоры уже идут полным ходом). Издание The New York Review of Books посвятило Файяду 14 октября статью с красноречивым названием “Наш человек в Палестине” (Our Man in Palestine), где описывает его достижения и лидерские способности.
В то же время американцы ускоренными темпами с согласия Израиля ведут подготовку воинских формирований, которым предстоит взять под контроль территорию Иудеи и Самарии. Руководит системой подготовки палестинской милиции генерал-лейтенант Кейт Дайтон, создавший в Иудее и Самарии сеть тренировочных лагерей. За три года госдепартамент выделил ему около 400 млн. долларов и выделит еще 150 млн. в 2011 году.
Сегодня Файяд - центральная фигура на политической сцене ПА, и единодушная и безусловная поддержка со стороны Запада делает его фактически неуязвимым для главарей ФАТХа. В самом ФАТХе, впрочем, не склонны умиляться перспективой односторонних решений. До сих пор вожди ФАТХа существовали в режиме “особого благоприятствования”, находясь под защитой Израиля и сколачивая свой политический и финансовый капитал на поношении своего же защитника. Создание государства означает, что им придется нести ответственность за свои действия, свой народ и свое государство, а понятие “ответственность” никогда не входило в их политический лексикон.
В результате лидеры ФАТХа заговорили об опции односторонних шагов с опозданием, как бы нехотя и с разного рода оговорками. Так, на совещании министров иностранных дел Лиги арабских государств в Ливии Абу-Мазен заявил, что альтернативой мирному процессу станет обращение к администрации США или в СБ ООН для признания палестинского государства. Нечто подобное повторил и глава его переговорной группы Саиб Арикат. Тем самым решение об официальном признании своего государства палестинские бонзы благоразумно перекладывают на плечи администрации США и международных институтов. Это позволит им снять с себя ответственность при любом развитии событий. Если США откажутся поддержать провозглашение Фалястын, они заявят, что Белый дом не хочет мира на Ближнем Востоке. Если США и ООН, напротив, санкционируют такой шаг, преподнесут его как вынужденную необходимость.
Наиболее изящно повел себя Джибриль Раджуб. Провозглашение государства Фалястын обречено на провал, посетовал он, но палестинцам просто не оставляют другого выхода.
Так или иначе, несмотря на внешнее сходство, нынешняя ситуация разительно отличается от того, что происходило в недавнем прошлом: идея провозглашения государства Фалястын принадлежит, по-видимому, не палестинским лидерам, а Западу, прежде всего администрации Обамы. И это в корне меняет дело.
Для Обамы установление мира на Ближнем Востоке было изначально одним из декларируемых приоритетов его внешней политики. Теперь, когда после выборов в Конгресс его возможности резко сузились, эта идея выглядит для него едва ли не спасительной соломинкой. Как известно, полномочия президента во внутренней политике в случае победы его соперников в Конгрессе и Сенате значительно сужаются. Президент по-прежнему располагает полной свободой действий на международной арене и может набирать там политические очки, однако проблема Обамы в том, что он блокирован практически по всем направлениям внешней политики. Обещанный им уход из Ирака приведет к хаосу в этой стране; в Афганистане США безнадежно увязли и ведут тайные переговоры с талибами; Иран с его ядерной программой Обаме явно не по зубам, а страх конфликта на Корейском полуострове дамокловым мечом нависает над Вашингтоном. Единственное, на что Обама может уповать, - это прорыв на Ближнем Востоке, поэтому прорыв должен быть достигнут любой ценой.
Тогда становятся понятными натужные разъяснения американских дипломатов о том, что США попытаются использовать свое право вето в случае провозглашения палестинцами своего государства, но вынуждены считаться с мировым сообществом. Иными словами, США негласно дают “зеленый свет” Файяду на провозглашение им независимости ПА по образу и подобию Косово. Вот почему признание палестинского образования все больше воспринимается в мире как неизбежная реальность.
26 октября на встрече с Файядом специальный координатор ООН на Ближнем Востоке Роберт Х. Серри заявил, что ООН поддержит односторонние шаги палестинцев. Более того, он сказал о международном консенсусе в этом вопросе и полной готовности палестинцев к провозглашению своего государства.
О возможности признания палестинской государственности в одностороннем порядке высказались глава французского МИДа Бернар Кушнер и посол ЕС в Израиле Эндрю Стэндли. В Брюсселе дали понять, что фиаско на переговорах приведет к нежелательному шагу, коим является провозглашение Фалястын. Не исключено, что израильской публике провозглашение палестинского государства будет подано как необходимая мера во избежание усиления ХАМАСа.
Какова будет реакция Израиля на односторонние действия палестинцев? 16 ноября 2009 года “Гаарец” процитировал двух израильских министров - Узи Ландау и Исраэля Каца, которые предлагают в случае провозглашения палестинского государства аннексировать поселения в Иудее и Самарии. Ландау заявил, что Израиль объявит своей территорией районы, имеющие, по условиям норвежских соглашений, статус “C”. Нетаниягу, в свою очередь, сказал, что одностороннее провозглашение независимости палестинцами приведет к аннулированию всех подписанных ранее соглашений.
В любом случае Израилю придется в очередной раз столкнуться с массированным международным давлением. В этой ситуации более чем оправданным становится решение Либермана сформировать группу специалистов для подготовки рекомендаций, учитывающих различные варианты развития событий. Оно позволяет Израилю подготовиться к “косовскому сценарию” и не дать застать себя врасплох. Нельзя исключать, что одним из наиболее реалистичных вариантов решения проблемы станет сценарий самого Либермана по обмену территориями и населением, который в последнее время получает все большую поддержку в политических и академических кругах.
Александр Майстровой
“Новости недели”