Имперские щупальца Ирана
Сенсация сенсацией, но внутри сенсации тоже есть сенсация. Так и тянет перефразировать известные слова Черчилля, поменяв тайну на сенсацию: сенсация, покрытая сенсацией и обернутая сенсацией. Или здесь приложима нехитрая конструкция нашей матрешки? В любом случае нельзя объять необъятное, а в очередной порции секретных иракских документов, выложенных в Интернете на сайте WikiLeaks и широко публикуемых сейчас в мировых СМИ, ни больше, ни меньше как 400 тысяч архивных единиц за шестилетний период войны с января 2004-го по декабрь 2009-го. Есть из чего выбирать, но тем более труден отбор. Как отсеять пшеницу от плевел?
Австралийский хакер Джулиан Ассанж не первый раз, а постоянно, регулярно, рутинно будоражит мир, делая тайное явным в своем скандальном портале. Кто только не становится объектами (или жертвами? зависит от того, как посмотреть) его разоблачений, независимо от идеологической принадлежности: от нефтяных магнатов и банковских заправил до ученых-экологов, которые занимались подтасовкой данных о потеплении мирового климата, до магометан, когда у него на сайте был показан антиисламский фильм голландского парламентария Гиирта Вилдерса. Кем бы Джулиан Ассанж не был – авантюристом, игроком, провокатором или правдоискателем – или всем вместе, но за ним идет настоящая охота, и он вынужден скрываться в разных странах – от Кении до Грузии. Пока что, как говорил великий украинский философ Григорий Сковорода, мир его ловил, но не поймал.
К американским властям Джулиан Ассанж подбирался давно – тихой сапой и напропалую. Среди совершенно секретных бумаг, им рассекреченных: чтo именно американцы прячут в Гуантанамо от Красного Креста, какие там применяют пытки к заключенным (травят собаками), полевые сводки с театра военных действий в Афганистане и Ираке и прочее. WikiLeaks имеет миллионы пользователей – может быть, это в самом деле СМИ будущего, как утверждает Джулиан Ассанж. Тем более многие его сообщения появляются в газетах, по радио и ТВ.
Так случилось и сейчас с «иракским досье» - пожалуй, в большей степени, чем обычно. Даже в американских новостных лентах временно отодвинулись на задний план промежуточные выборы, хоть те и на носу – о мировых СМИ и говорить нечего. Вот я пытаюсь произвести отбор, заранее предупредив читателя, что он будет субъективен. Хотя кто знает?
Лично меня не могу сказать, чтобы сильно взволновала корректировка числа убитых в иракской войне - 109 тысяч человек, а из них более 66 тысяч мирного населения. Мирное население всегда, в любых войнах более уязвимо, чем до зубов вооруженная солдатня, щит и меч, а на войне как на войне, прошу прощения скорее за трезвость, чем цинизм и милитаризм. Пытки в иракских тюрьмах при новом проамериканском режиме? Скорее следовало бы удивляться, если бы их не было, особенно с учетом повстанческого движения против марионеточного багдадского режима и религиозного раскола страны на шиитов, суннитов и курдов –на чем держится это лоскутное государство? При Саддаме Хусейне – на диктатуре, а сейчас? Или мы все еще верим в свободные выборы в Ираке, которые там вроде бы прошли с полгода назад, но до сих пор не выяснен победитель и не сформировано новое правительство? Демократия как панацея и парочка-выручалочка? Да никогда! Не верю я что-то в такую вот импортированную демократию – демократию на штыках. А штыки годятся для всего, кроме одного: на них нельзя сидеть. Так говорил Талейран Наполеону.
Что меня больше всего поразило в «иракском досье», так это информация об иранской диверсионной работе в Ираке.
В конце 2006 года американские военные власти в Багдаде выпустили секретное предупреждение о командире шиитской милиции, который ответствен за похищение чиновников из иракского министерства образования и планировал взять в заложники американских солдат. Однако командир шиитских инсургентов Ашар аль-Дулайми был только исполнителем, а тайными заказчиками и руководителями этих операций - Иран и Хезболла. Больше того, Ашар аль-Дулайми прошел тренировку в лагерях Хезболлы в Иране. И хоть спустя пять месяцев он был убит во время американского рейда, но теперь уже США вынуждены были признать, хотя и на секретном уровне, что в Ираке они ведут войну c Ираном, пусть и by proxy – с подставными лицами.
Что Хезболла террористический филиал иранских служб госбезопасности – секрет Полишинеля. Однако на этот раз WikiLeaks выложила на своем сайте неопровержимые доказательства, что эта так называемая «партия Аллаха» ведет террористическую войну на два как минимум фронта – не только с территории Ливана против Израиля, но и на территории Ирака против Америки.
Звучит сенсационно на контрастном фоне критики Буша-младшего в том, что он преувеличивал роль иранской угрозы, в то время как он, судя по слитой в Интернет информации, ее недооценивал, как недооценивает ее, боюсь, и нынешняя белодомовская администрация. Тем более многие наши влиятельные комментаторы и политологи, которые за завтраком, ланчем или обедом берут интервью у бесноватого то ли экстравагантного президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада часто, несмотря на его лунатические заявления, приходят к заключению, что та же атомная бомба, над которой персы усердно, в поте лица работают, – не более чем бумажный тигр. Так, по крайней мере, черным по белому написал недавно нью-йорктаймсовский колумнист Роджер Коэн.
Если бы это была только его личная эйфория! Специалист из Международного института стратегических исследований Марк Фитцпатрик считает, что, несмотря на все ядерные приготовления и политический шантаж Запада, Иран не решится сделать атомную бомбу, даже если это будет в его силах, потому что отлично понимает: это значило бы перейти роковую черту и спровоцировать неизбежную военную атаку (Израиля или Америки или совместную).
Наконец, Джон Маркофф 1и Дэвид Санжер аргументируют аналогичную позицию ссылкой на футурологическую статистику Моссада, который предсказывал, что бомба появится у Ирана в 1999, 2004 и в каждом следующем году, а теперь ее создание отодвинуто и вовсе к 1914 году. Вывод: полтора десятилетия Израиль кричит «Волк», а волка всё нет. Увы, это не значит, однако, что иранский атомный «волк» не станет в конце концов реальностью.
Но и без ядерного оружия, уже сейчас, Иран представляет прямую угрозу Израилю, Америке и в целом Западу, о чем прямо свидетельствует выложенное в Интернете «иракское досье». Точнее – «иракско-иранское досье». Это Иран – в куда большей степени, чем «Аль-Каеда» - снабжает иракских диверсантов современным оружием, включая ружья, автоматы, магнитные дорожные бомбы, на которых подрываются машины и танки, ракеты «земля-воздух», которые обстреливают американские вертолеты, а один летом 2007 года сбили в самом Багдаде. Не говоря уже об упомянутых тренировках иракских экстремистов на иранских военных базах. Это принцип Ирана со времен революции 1979 года – импортировать радикальный ислам. Вопрос на засыпку: что укоренится в Ираке скорее – импортная демократия американского образца или импортный исламизм на иранский манер?
Конечно, существует давний, многостолетний антагонизм между персами и арабами, который в последний раз, в конце прошлого века, вылился в девятилетнюю войну и миллион жертв – не слабо! Кто прав, кто виноват – «Чума на оба ваших дома!» К тому же неизвестно, кто победил в этой войне. Однако сейчас, в политически и экономически ослабленном и религиозно (идеологически) расколотом Ираке, у Ирана появился новый шанс, тем более там есть такая мощная питательная среда, как шиитское большинство: та же религиозная секта, которая господствует и рулит в Иране.
Условно, согласно господствующему там лексикону, эти амбиции обозначаются как «революционные», но если вспомнить об историческом империализме персов, который у них если не в крови, то уж в генетической памяти - точно, то и нынешняя война Ирана в Ираке (если называть вещи своими именами) – той же имперской природы. Не стану перечислять: независимое арабское государство Иран считает одной из своих провинций, святыни мусульманского мира Мекку и Медину, пока что расположенные в Саудовской Аравии, собирается прибрать к своим рукам, а Ирак – оккупировать, как следует из документов, выложенных в своем портале Джулианом Ассанжем, чем бы он ни руководствовался – поисками истины или сенсации.
Косвенное и грозное подтверждение иранского имперского наступления пришло буквально через пару дней после интернетной сенсации WikiLeaks.
Словно в доказательство, что бумажные средства информации тоже еще на что-то способны, «Нью-Йорк таймс» и «Шпигель» выступили с разоблачением ближайшего сотрудника «нашего человека» в Кабуле Хамида Карзая - начальника президентской канцелярии Умара Даудзая, который регулярно получал и продолжает получать зарплату от иранского руководства. Должность Умара Даудзая аналогична той, которую до недавнего времени, пока не ушел, чтобы выдвинуть свою кандидатуру в мэры Чикаго, занимал в Белом доме Рам Эмануэль, правая рука президента. Теперь представьте, что Рам Эмануэль был бы на содержании у какой-либо страны, без разницы какой – России, Китая да хоть того же Ирана. Деньги начальнику канцелярии афганского президента передавались в пластиковых пакетах. Сколько вы думаете? Не считано! Миллионы долларов. Вряд ли – даром, ни за что ни про что.
Чего конкретно добивается Иран? Дезинформировать марионеточное правительство Хамида Карзая, а через него США, о ситуации в стране? Упрочить иранское присутствие в Афганистане, особенно в перспективе, рано или поздно, ухода американских войск? А в дальней и, может быть, не такой уж далекой перспективе? Создать гигантскую персидскую супердержаву, как это уже было когда-то в истории, дежа-вю, но на этот раз с ядерным оружием?
Вопросы, вопросы, вопросы.
comments (Total: 1)