“Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно”

В мире
№40 (755)

Авторитетные международные эксперты сделали о Грузии еще один официальный вывод, в котором мало приятного. В феврале в стране побывали члены Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство отношения или наказания. Это длинное название укладывается в аббревиатуру ЕКПП. Так вот, европейцы проехали по нескольким колониям и тюрьмам, посмотрели, что там происходит, и убыли писать отчет об увиденном. А сейчас этот документ представлен мировой общественности.
Представители Совета Европы резко критикуют власти Грузии за положение в пенитенциарной системе. Основные претензии – к невыносимым условиям, в которых содержатся заключенные, в том числе к перегруженности тюрем и из рук вон плохому медицинскому обслуживанию. И это при том, что, как легко догадаться, показывали гостям далеко не самые худшие исправительные учреждения.
Сейчас в тюрьмах содержатся около 30 тысяч человек, что для маленькой Грузии – огромная цифра. Она в 2-2,5 раза больше, чем при правлении Эдуарда Шеварднадзе. Но и тем, кто выходит на свободу, тоже приходится нелегко. В стране практически нет программ социальной реабилитации экс-зеков, так что многие из не нашедших места в жизни за воротами тюрьмы, вновь идут «на дело», и в уголовных сводках все чаще появляются уточнения после фамилий преступников: «Ранее судимый».
Неправительственные организации не раз требовали решить все эти проблемы, но в целом воз и ныне там. Хотя, конечно, есть и изменения. В Тбилиси отстроили новую тюрьму, «обустроенную по европейским стандартам», на «зонах» открыли магазины, где зеки делают покупки не за наличные, а по карточкам с открытых для них счетов. Патриархия объявила о своем «ноу-хау» - она согласна принимать заключенных на работы в монастырские хозяйства и там расселять их. А еще в системе – новый руководитель. Вернее, руководительница. Прежнего министра по исполнению наказаний, возглавившего теперь образование и использующего накопленный опыт для наведения порядка в средних школах, сменила 32-летняя Хатуна Калмахелидзе.
Но новшества с магазинами на «зонах» обернулись тем, что многие «граждане начальнички» перестали выдавать зекам постельное белье – пусть пополняют кассы новых торговых точек. В которых, кстати, как и на воле, цены растут на все. А поскольку из-за этого перечисления на счета заключенных тоже стали расти, появилось еще одно «ноу-хау». Все суммы свыше тысячи лари, переведенные не родственниками осужденных, с 1 октября обложили 12-процентным налогом.
Ну а сын первого президента Грузии Цотнэ Гамсахурдиа, сидящий, как утверждает оппозиция, по надуманному обвинению, жалуется: по ночам постоянно слышны крики избиваемых. И происходит это в той самой тюрьме «по европейским стандартам».
Так стоит ли удивляться тому, что на происходящее в далекой от этих стандартов Ксанской колонии №7 отреагировал сам Страсбургский суд по правам человека? Там через полгода после визита экспертов ЕКПП жестоко избили заключенных, требуя, чтобы они отозвали жалобы, поданные в этот самый суд. Причем занимались этим лично замначальника колонии с начальником режима и спецназовцы в масках. Несколько человек остались инвалидами.
Грузинская НПО «Приоритет прав человека» сообщила об этом в Страсбург, где экстренно провели специальное заседание палаты. И потребовали от правительства Грузии, как ответчика, «представить детальную информацию об инциденте и его расследовании».
Красавица-министр же пока озабочена не этим, а показательными открытиями в колониях пекарен и небольших мастерских, в которых будут работать единицы из отбывающих наказание.
“В последнее время идет много разговоров о том, что условия содержания заключенных улучшаются. Но сообщают об этом сами власти, и никаких возможностей проверить эти заявления нет – по грузинским законам навещать заключенных могут только члены их семей», - утверждает руководитель тбилисского «Института Евразии» Гулбаат Рцхиладзе.
Увы, к тому, что зеков били и бьют по поводу и без повода, что они зачастую лишены элементарных санитарных условий, а в небольших камерах содержатся по нескольку десятков человек, в Грузии уже привыкли. С гораздо большим волнением сейчас обсуждаются законодательные изменения в тех сферах, которые предшествуют попаданию человека за решетку. То есть в задержании и осуждении.
Только что полиции предоставили право «приостановления и поверхностной проверки граждан на основе разумного подозрения в совершении преступления». Без какого-либо разрешения суда или прокуратуры. И общественность очень обеспокоена тем, что людей будут шмонать на улицах просто из-за подозрения, порожденного разумом полицейского.
Оппозиционеры утверждают, что полномочий у полиции так много, что их надо сокращать, а не расширять. Что в законодательстве  и без того масса статей, позволяющих задерживать людей. Что это – «антиконституционная и дискриминационная норма, дающая и так неконтролируемому полицейскому новые возможности злоупотребления служебным положением».
А оппозиционный парламентарий Гия Цагареишвили исходит из печальной практики подкидывания вещдоков: «Если вы увидите приставленного к стене гражданина и обыскивающего его полицейского, знайте, что во время этой проверки в кармане задержанного может оказаться героин».
А теперь о том, что следует за задержанием – законным или незаконным, то есть о суде.
В Уголовно-процессуальный кодекс внесены изменения, разработанные без участия «Ассоциации адвокатов Грузии» (ААГ) и вызвавшие возмущение этой авторитетной организации. Теперь защитник не имеет права... подавать апелляционную и кассационную жалобы. Потерпевший не является «стороной процесса» и лишен права на обжалование судебного решения. Упразднена альтернативная, независимая экспертиза, значительно расширены полномочия прокурора, позволяется скашивать сроки заключения стукачам.
«Эти новшества написаны для бананового государства,- возмущается глава ААГ Заза Хатиашвили. – Они не уменьшат, а увеличат количество заключенных в стране».
Что ж, с таким специалистом в юриспруденции трудно не согласиться. Наверное, надо, чтобы эксперты Совета Европы заинтересовались и Уголовно-процессуальным кодексом Грузии, призванным пополнять «население» уже раскритикованной ими пенитенциарной системы. Может, тогда судебно-исправительная сфера страны достигнет хотя бы части тех высот демократии, к которым так стремятся грузинские власти? Но оптимистических надежд не очень много. Именно из-за того, что продолжает твориться в тюрьмах и колониях даже после визита членов ЕПКК.


comments (Total: 50)

И тюрьмы в ней тоже европейские? И обращение с арестованными тоже европейское?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Sam ty aziat. Georgia (a ne Gruzia) - eto Evropa!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Вообще-то о положении в тюрьмах Грузии, как и других азиатских стран бывшего СССР, есть самые неутешительные данные. И никакими наездами европейских проверяющих дела моментально не исправить.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Глупости изволите писать, господин аноним. Если в колониях находят возможность занять заключенных хоть каким-нибудь трудом, это отлично. Со времен Шевврднадзе на "зонах" в Грузии зеки дурью маялись от нечего делать. А теперь и в мастерских, и в пекарнях могут время с пользой убить, и в монастырях. Чем это плохо?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Собственные пекарни на зонах это интересно. Нас лупят, а мы хлеба печем. А если плохо выпечем,то и сокамерники отлупят.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Не слабы они вовсе! Они баб своих из постелей на хорошие должности вытаскивают. И правят страной из-за стройных спинок этих баб

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Умеют же грузины красавицами распоряжаться. На такие сферы, как экономика и "ГУЛАГ" их посадили. Слабы грузинские мужики, слабы!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Действовавший и ранее закон тоже хорош - навещать заключенных имеют право лишь члены их семей. от это демократия!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Какая замечательная судебная реформа у Саакашвили! ///Теперь защитник не имеет права... подавать апелляционную и кассационную жалобы. Потерпевший не является «стороной процесса» и лишен права на обжалование судебного решения///. Уникально!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
А чего, неопасных зеков, которые в побег не пойдут, можно и по монастырям. Пущай попашут на святых отцрв. А те за них конкретно помолятся.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

1 2 3 4 5
Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir