ПОКАЯНИЕ ВИЛЛИ БРАНДТА

История далекая и близкая
№36 (751)

В 1970 году мир обошла и взволновала многих людей фотография. Перед мемориалом в Варшаве - памятником героям и жертвам восстания в еврейском гетто - застыл коленопреклоненный канцлер ФРГ Вилли Брандт в знак покаяния немцев. Этот беспрецедентный поступок никого не оставил равнодушным. Газета “Таймс” назвала Брандта человеком года, а в следующем году он стал лауреатом Нобелевской премии мира.
 Брандт - первый канцлер ФРГ, посетивший Израиль. Этот визит был не простым. И как когда-то в Варшаве Брандт делает жест, который взволновал всю страну. Он приходит в Яд ва-Шем даже не в кипе, а в шляпе, которую носят ортодоксальные евреи. Раскрывает Книгу псалмов и читает вслух по-немецки из 103-го псалма:
 “Мы совершили грехи и преступления. Боже милосердный, прости нас”.
 Брандт покорил сердце многих израильтян.
 Первым своим долгом Брандт считал помочь своему народу преодолеть недавнее прошлое. Тогда в Варшаве он сказал:
 “Нет народа, который мог бы скрыться от своей истории”.
 Вилли Брандта по праву можно считать одним из самых выдающихся политиков прошлого столетия. В своих мемуарах он писал:
 “Я не переоцениваю того, что мне удалось достичь в Берлине, а потом в Бонне. Но я знаю, что не добился бы ничего существенного, если бы в юности избрал путь, казавшийся более легким, если бы не был готов к тому, что меня могут не только не понять и оскорбить, но и угрожать самому моему существованию. Если бы сначала не почувствовал, а потом не усвоил одну простую вещь - не надо бояться трудностей, научись сносить превратности судьбы, если ты хочешь помогать обществу - в национальном и более широком масштабе - идти вперед”.

 * * *

 Вилли Брандт родился 18 декабря 1913 года в Любеке. Настоящее его имя Герберт Карл Фрам. Мать его Марта Фрам была продавщицей кооперативного магазина. Он вырос без отца и никогда не знал его. Лишь когда ему было за 30 и понадобились точные данные о родителях, мать прислала ему записку, на которой было имя его отца - Йон Меллер из Гамбурга. Да, по сути нормальной семьи Герберт Фрам никогда не знал.
 “Мать активно участвовала в рабочем движении, - вспоминал он позже, - я жил не у нее и мы виделись лишь раз в неделю. Поэтому у меня не могло быть нормальной привязанности, которую испытывает ребенок, когда растет рядом с матерью. Представьте себе, какую это причиняло боль: вы растете без отца, живете не с матерью, считаете отцом деда и он играет роль отца”.
 В 14 лет одаренного ученика принимают в привилегированную гимназию “Иоганнеум”. Гимназия дала ему прекрасное общее образование. Воспитанием Вилли занимался дед - водитель грузовика и ревностный социалист. Он оказал большое влияние на формирование мировоззрения юного Брандта. Внук обожал деда. Мальчик хорошо усвоил его взгляды и как губка впитывал каждое слово своего наставника. Еще в гимназии он начал писать статьи для социалистической газеты “Народный вестник”. В 1930 году, в 17-летнем возрасте, Вилли вступил в социал-демократическую партию. Когда в 1933 году Гитлер пришел к власти и была запрещена деятельность всех левых партий, юный социал-демократ, спасаясь от ареста, тайком на рыбацкой шхуне через Балтийское море отправляется в Данию. Пробыв недолго в Копенгагене, он переезжает в Осло.
 Герберту Фраму 19 лет. Он принимает подпольную кличку Вилли Брандт. Под этим именем он и станет известным всему миру. На удивление быстро овладев норвежским языком, он работает в Норвежской рабочей партии, пишет статьи для партийных и профсоюзных газет. Здесь изучает историю и философию в университете Осло. В 1936 году нелегально возвращается в Германию под псевдонимом Гуннар Гаасланд, по заданию своей партии несколько месяцев изучает ситуацию в стране. Пребывание в Норвегии помогло Брандту освободиться от догматических шор левого радикализма.
 В 1937 году в качестве военного корреспондента норвежских газет находился в Испании, освещал события гражданской войны. Был лишен правительством Третьего рейха немецкого гражданства. В 1940 году вермахт оккупировал Норвегию. Чтобы не угодить в лапы гестапо, Вилли выдает себя за норвежского солдата. Он попадает в плен. Нацисты не опознают в нем немца. В июне 1940 г. его отпускают, и Брандту пришлось снова бежать, на этот раз в Швецию.
 В том же 1940 году Вилли женился на норвежке Карлотте, через год ей удается приехать с их дочерью Ниньей в Стокгольм. Карлотта на 9 лет старше, она интеллектуалка, он многим ей обязан. Но их семейное счастье длится недолго. Через три года они расстаются. Однако на всю жизнь сохраняют добрые отношения.
 “Я была рада иметь родителей, которые были очень лояльны друг к другу, - вспоминала дочь Нинья. - Я не чувствовала себя оставленной ни одним из них”.
 Причина развода - Рут Хансен. В Стокгольме на вечеринке у знакомого норвежца Бруна Вилли познакомился с его невестой Рут Хансен и был покорен умной и очень красивой норвежкой. Он тоже произвел на нее впечатление. В итоге Рут рассталась с Бруном, а Брандт со своей женой Карлоттой. Вилли и Рут поженились и прожили вместе 33 года. Все это время Рут была незаменимой помощницей мужа. Родила ему трех сыновей - Петера, Ларса и Матиаса. Супружеская чета вернулась в Норвегию. Вилли окончил университет в Осло. Он принимал активное участие в Сопротивлении, работал корреспондентом нескольких скандинавских газет. В качестве журналиста присутствовал на Нюрнбергском процессе, некоторое время служил в норвежской дипломатической службе, по заданию которой часто ездил в командировки в Берлин.
 После капитуляции Германии немец с норвежским гражданством Вилли Брандт отклонил предложение стать бургомистром Любека - у него нет желания быть провинциальным функционером. Он продолжает работать в норвежской военной миссии в Берлине. В 1947 году Брандт попросил вернуть ему германское гражданство, которого был лишен нацистами. Он возвратился на родину. Здесь стал помощником Эрнста Ротера - бургомистра Западного Берлина. Одновременно занялся возрождением и укреплением социал-демократической партии и ее печати. Он принимает самое активное участие в политической жизни Западной Германии. Брандт был избран депутатом первого западногерманского бундестага от партии социал-демократов.
 В 1957 году Вилли Брандт стал бургомистром Западного Берлина. В этой роли на его долю выпало много тяжелых испытаний. Западный Берлин в то время занимал особое место в Европе. Здесь пересекались интересы двух германских государств, четырех великих держав, всей Европы. Брандт как бургомистр Западного Берлина пользовался огромным авторитетом - талантливый организатор, прекрасный оратор, умелый руководитель-демократ, он сплотил вокруг себя большую группу способных людей, как теперь говорят, настоящую команду.
 С 1964 года Брандт четверть века возглавлял Социал-демократическую партию Германии - СДПГ. Когда в августе 1961 года Берлинская стена разделила город на западную и восточную часть, Брандт заявил:
 “Мы должны научиться жить со стеной. Нам надо подумать о том, чтобы сделать ее прозрачной. Ее нельзя устранить - она должна стать ненужной в рамках более крупного процесса” (Вилли Брандт, “Воспоминания”, М., “Новости”, 1991).
 Вилли Брандт был честолюбив. Пост бургомистра не позволял ему в полной мере раскрыть свои возможности. Поэтому он выдвинул свою кандидатуру на выборах канцлера ФРГ от Социал-демократической партии. Однако его противники во главе с Конрадом Аденауэром начали яростную кампанию по дискредитации соперника. Не остановились даже перед грязными оскорблениями. Аденауэр заявил:
 “Господин Брандт, он же Фрам, родившийся вне брака и лишенный отечества эмигрант”.
 Фото Брандта в норвежской форме с надписью: “Мы не будем голосовать за предателя” были развешаны по всей стране. В результате на выборах лидер СДПГ потерпел поражение и на целых три года покинул политическую арену. Но Брандт не капитулировал. В 1961 году он вновь стал депутатом парламента, а в 1964 году председателем СДПГ. Этот пост он занимал до 1987 года. Еще в 1959 году на совещании руководителей партии в Бат-Годесберге было решено порвать с традиционной марксистской идеологией. Брандт играл ведущую роль на этой конференции. Он был сторонником поддержки частной собственности, рыночной экономики и религиозной терпимости. Вилли Брандт напрочь отвергал советскую модель социализма.
 Во второй половине 1960-х годов социал-демократы ФРГ впервые вошли в состав правительства так называемой “большой коалиции” и Брандт занял пост вице-канцлера и министра иностранных дел. Восхождению Брандта во многом способствовал “газетный король” Аксель Шпрингер, видевший в Брандте новый тип социал-демократа, свободный от свойственной многим функционерам затхлости мышления.
 В этот период напряженность “холодной войны” несколько спала. Появился термин “восточная политика”. Именно Брандт внес решающий вклад в новые подходы к странам Варшавского договора, особенно после того, как в 1969 году возглавил правительство ФРГ. Он стремился наладить добрососедские отношения с восточноевропейскими странами. Брандт считал, что судьба двух Германий должна решаться немцами, а ключ решения проблемы лежит в улучшении отношений с Востоком, особенно с СССР. Брандт начал проводить политику, направленную на поиск взаимопонимания с СССР и странами Восточной Европы. В разгар “холодной войны” это в значительной степени помогло стабилизировать обстановку в Европе. Брандт считал, что когда ослабнет напряженность между Востоком и Западом, СССР, не исключено, окажется менее жестким в вопросе об объединении двух Германий.

 * * *

 В своих “Воспоминаниях” Брандт писал:
 “Политики, которые преклоняются перед догмами и претендуют на то, чтобы их водрузили на пьедестал непогрешимого государственного деятеля, не заслуживают доверия”.
 В словах и делах Брандта есть много такого, с чем мы не сможем согласиться. Однако при этом нельзя не оценить тот вклад, который он внес в разрядку напряженности в Европе. Здесь он неоднократно доказывал, что сам далек от преклонения перед догмами.
 На фоне успехов во внешней политике резкий контраст отмечался во внутреннем положении ФРГ. Начиная с 1973 года, вследствие энергетического кризиса и резкого повышения мировых цен на нефть в стране, рост производства составил только 0,5%. С 1973 по 1974 г. инфляция возросла на 7%, а рост цен на 8%. Росла безработица, рабочие требовали повышения заработной платы. По стране прокатилась волна стачек. Пресса писала о коррупции в высших эшелонах власти. Для СДПГ, которая себя позиционировала как партия трудящихся, все это было особенно болезненно. Во всем этом обвиняли в первую очередь канцлера. В октябре 1973 г. журнал “Шпигель” ехидно писал:
 “Чего не хватает правительству - это головы”.

 * * *
 
Тут еще ко всему на голову Брандта обрушился скандал с одним из его трех помощников Гюнтером Гийомом. Он оказался шпионом “Штази” - разведки ГДР. И был арестован. Это стало последней каплей, которая привела к отставке канцлера.
 Гюнтер Гийом был своим человеком в доме Брандта. Он и его жена Кристель были давно завербованы полковником разведки ГДР Лауфером в качестве перспективных агентов. По заданию “Штази” они вступили в СДПГ. И не просто вступили, но и стали делать партийную карьеру. Кристель работала секретаршей депутата бундестага от СДПГ Вильгельма Биркельбаха. Гюнтер был хорошим фотографом. Сначала он делал фотографии партийных митингов, затем устроился в газету “Социал-демократ”. Трудился на совесть. Его сделали секретарем окружной организации СДПГ и он стал членом городского совета во Франкфурте.
 Ступенька за ступенькой, и Гюнтер добрался до поста референта-советника канцлера. Теперь госбезопасность ГДР имела своего опытного разведчика во дворце Шаумбург, резиденции западногерманского канцлера в Бонне. Плохо сработала контрразведка ФРГ, которая проверяла Гийома, на самом деле было за что зацепиться, однако он был допущен к работе с материалами под грифом “совершенно секретно”.
 После парламентских выборов 1972 года Гийом взобрался на следующую ступеньку служебной лестницы - он был назначен одним из трех персональных помощников канцлера Брандта. Гийом от имени главы правительства осуществлял связь с руководством СДПГ и ее парламентской фракцией, а также с другими партиями и объединениями. Этот пост давал чрезвычайное влияние и доступ к любой информации.
 Гийом втерся в доверие к Брандту с такой же легкостью, как к своим предыдущим начальникам. Шпион пропадал на работе чуть ли не круглые сутки и, за исключением недолгих отпусков, всегда старался находиться рядом с канцлером и часто сопровождал его в официальных и неофициальных поездках.
 В 6.32 утра 24 апреля 1974 года четверо детективов уголовной полиции постучали в дверь квартиры Гийома, которую открыл 18-летний сын шпионов Пьер. Он думал, что разносчик пекарни принес к завтраку свежие булочки. Вместо булочек он увидел четырех полицейских с ордерами на арест его родителей. Когда Гюнтеру Гийому объявили, что он арестован по обвинению в шпионаже, он выпалил:
 “Я офицер Народной армии ГДР и сотрудник министерства государственной безопасности. Я прошу уважать мою честь как офицера”.
 Так что он признался в шпионаже даже еще до первого допроса. (Джон Келер. “Секреты “Штази”, Смоленск “Русич”, 2000).
 В связи с делом Гийома Брандт решил уйти в отставку. Позже он говорил, что мог этого не делать. Слишком поддался эмоциям. Достаточно сказать, что ни один руководитель спецслужб, проморгавших шпиона, в отставку не ушел.

 * * *

 На этом карьера бывшего канцлера не закончилась. Он остался председателем СДПГ. И председателем Социалистического Интернационала - Социнтерна.
 С приходом Брандта Социнтерн обрел новое дыхание. Новый председатель активизировал сотрудничество партий в решении вопросов войны и мира, расширились контакты со странами Третьего мира. Брандт продолжал пользоваться большим авторитетом в стране и за ее пределами.
 Как сказал поэт, любви все возрасты покорны. В 67-летнем возрасте Вилли Брандт оставил вторую жену Рут и женился на своей секретарше Бригитт Зеебахер (спустя несколько лет она не допустила Рут даже на похороны бывшего мужа).
 В 1985 году Брандт был удостоен Эйнштейновской премии мира, учрежденной в память вклада Альберта Эйнштейна в дело мира. После падения Берлинской стены в 1989 году Брандт выдвинул лозунг: “Что было вместе, тому вместе расти”, имея в виду постепенный процесс объединения двух Германий. Он активно включился в политическую жизнь. Выступал на митингах и собраниях, встречался с представителями партий ФРГ и ГДР. Берлинская стена была разрушена - объединение Германии стало реальностью.
 В 1992 году как старейший депутат бундестага экс-канцлер открывал заседание первого в послевоенной истории общегерманского парламента.
 Последние годы жизни Вилли Брандт провел в Ункеле - местечке около Бонна.
 Когда в 1992 году Брандт скончался, правительство организовало пышные похороны. На его надгробной плите выбита, согласно его завещанию, надпись:
 “Мы делали, что могли”.

Иосиф ТЕЛЬМАН,
кандидат исторических наук, Нешер

 


comments (Total: 2)

Это была Великая Личность! Во всём.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Вилли Брандт был одной из величайших политических фигур второй половины XX века! Не у одного канцлера послевоенной Германии не хватило совести ни мужества искренни раскаяться встать на колени перед памятником жертвам Холокоста а Вилли Брандт сделал это-великая честь и хвала достойному правителю и порядочному человеку!!!!

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir