Оправданные затраты
В мире
Сообщение о том, что министр обороны Эхуд Барак дал “добро” на заключение сделки по закупке истребителя пятого поколения F-35 “лайтнинг”, в общем-то, не стало неожиданностью. Несмотря на трудности, сопровождавшие переговоры, было известно, что командование ВВС настаивает на закупке именно этой машины. Так как требования наших летчиков в течение последних десятилетий всегда удовлетворялись, то и сейчас не было серьезных оснований думать, что произойдет по-другому
Основные проблемы на шедших долгое время переговорах касались двух плоскостей – финансы и интеграция в самолет различных израильских систем. Причем вторая проблема во многом тоже в какой-то степени зависела от первой.
В отличие от сделок, заключенных ранее, на этот раз производитель, концерн “Локхид Мартин”, имел на переговорах серьезные козыри. Если в прошлом, приобретая американский самолет, израильское министерство обороны имело возможность выбирать как минимум из двух машин разных производителей, то сейчас ничего подобного не было. Желаете получить истребитель пятого поколения? F-35 – единственное, что мы можем вам предложить.
Хотя чисто теоретически альтернатива существует. Это F-22 “раптор”, уже имеющий оперативный статус в американских ВВС. Более того, этот самолет по многим параметрам превосходит еще не пущенный в серийное производство F-35. Именно F-22 предпочитали в Израиле изначально, несмотря на его астрономическую стоимость. К огромному сожалению Иерусалима, а также некоторых других ближайших союзников США, Вашингтон наотрез отказался экспортировать F-22 из соображений секретности.
Необходимость приобретения самолета пятого поколения считается специалистами настолько высокой, что министерство обороны решилось пойти на беспрецедентные затраты. За 20 самолетов F-35 будет заплачено 2,75 миллиарда долларов, т. е. около 137 миллионов долларов за самолет. Для Израиля эта сумма - рекорд всех времен. Правда, собственно машина стоит 96 миллионов, и примерно 41 миллион уходит на покупку запчастей, симуляторов, обслуживание и ряд других затрат. Кроме того, нельзя забывать, что доллар середины 90-х и нынешний – это, фигурально выражаясь, две большие разницы. В 90-х один F-15I стоил около 90 млн. долларов.
Определенной неожиданностью стало сообщение о том, что на данном этапе будет куплено всего 20 машин, ведь речь шла о 25. Несмотря на то, что оплата покупки осуществляется из американской военной помощи, в этом вопросе также решающую роль сыграл финансовый фактор. Пришлось Израилю уступить и по большинству требований, касавшихся интеграции в самолет систем собственного производства.
Однако наряду с перечисленными минусами имеются и очень весомые плюсы. В качестве ответного шага “Локхид Мартин” обязался осуществить закупки в Израиле на сумму в 4 миллиарда долларов, а также максимально привлечь израильские фирмы к производству и разработкам различных компонентов самолета. Согласно весьма оптимистичным оценкам, если проект F-35 наберет обороты во всемирном масштабе, общая сумма заказов в Израиле может достигнуть 5 миллиардов долларов. Кроме того, американцы обязались в случае дальнейших покупок с израильской стороны всерьез заняться интеграцией наших систем в F-35. Собственно, 4 миллиарда в виде встречных заказов и стали одним из самых весомых доводов при принятии решения о заключении сделки, кроме, естественно, оперативных возможностей машины.
Именно на них стоит остановиться подробней. Главный и неотъемлемый признак принадлежности самолета к пятому поколению – это так называемая невидимость, другими словами - малозаметность для радаров. Ни F-35, ни его предшественники F-117 и F-22 не являются для радаров абсолютно невидимыми. Но все эти самолеты объединяет важнейшее качество: радары могут обнаруживать их только тогда, когда они находятся уже очень близко. Это позволяет “невидимке” уничтожить противника, будь то наземный объект или самолет, значительно раньше, чем тот узнает о его присутствии.
Впервые возможности малозаметных самолетов были продемонстрированы в 1991 году во время операции “Буря в пустыне”. Состоящие тогда на вооружении F-117 сыграли важнейшую роль в уничтожении объектов первостепенной важности, в том числе иракской ПВО. Огромное количество боевых вылетов, высочайший процент поражения целей, и все это без потерь - факты говорили сами за себя. Затем была не менее успешная кампания в Югославии. Нанесение эффективных ударов по земле в условиях неподавленной ПВО - со всем этим F-117 по-прежнему великолепно справился. Ничего не изменил и тот факт, что югославским зенитчикам удалось сбить одну “невидимку”. Малозаметные самолеты снова доказали свою состоятельность.
Тем не менее, F-117 был самолетом с ограниченными возможностями, например, он не был предназначен для завоевания господства в воздухе. За многолетнюю службу его ресурс оказался исчерпан, и в строй начали вступать малозаметные самолеты, способные гораздо на большее. F-117 был снят с вооружения, и теперь, кроме стратегической невидимки В-2, на боевом дежурстве у американцев находится только F-22. В отличие от F-117 он-то как раз в первую очередь предназначен для завоевания господства. Его ЭПР (эффективная площадь рассеивания – величина, определяющая степень видимости для радаров) чрезвычайно мала. Точные характеристики ЭПР F-22 засекречены, но ставшие достоянием гласности результаты учений американских ВВС и отдельные свидетельства специалистов говорят о высочайшей эффективности истребителей. Причем таковая достигается в основном именно из-за “микроскопической” ЭПР. Так, на одних из учений F-22 одержали верх над самолетами условного противника с поразительным результатом 144:0. И это при том, что “невидимок” в ходе этих учений ставили в сложнейшие условия, а противостояли им машины, составляющие костяк американских ВВС, например, F-15. По словам одного из пилотов, противостоявших F-22, даже когда он уже наблюдал “противника” визуально, радар по-прежнему не замечал его, а значит, у него не было возможности применить оружие.
В эпоху, когда ближний воздушный бой остался в прошлом, способность обнаружить противника первым, после чего атаковать его с дальней дистанции, имеет первостепенное значение. Тем не менее все это не значит, что у самолетов пятого поколения отсутствуют другие высокие тактико-технические характеристики. Тот же F-22 обладает крейсерским сверхзвуком и отличной маневренностью, не говоря уже о его электронной начинке. При необходимости он и в пушечном ближнем бою “по старинке” покажет себя лучше, чем тот же F-15. Только вот в условиях современных боевых действий такая необходимость вряд ли может возникнуть.
Разработка F-22 началась еще в период “холодной войны”. Изменившиеся геополитические обстоятельства и серьезнейшие финансовые трудности заставили Пентагон заметно уменьшить число заказанных самолетов. Всего их должно поступить в войска немногим более 180, после чего производство планируется свернуть.
Нишу “массовой невидимки попроще” займет находящийся на последних стадиях доводки F-35. Его разработка началась в 2003 году, и в проекте приняли участие многие союзники США. С самого начала работу сопровождали различные трудности, в результате чего сроки принятия машины на вооружение постоянно откладывались, а стоимость самолета непрерывно росла. Тем не менее завершение испытаний различных моделей F-35 уже близко.
Согласно условиям сделки, Израиль получит первые F-35 в 2015 году, а в 2017 году поставки завершатся. Таким образом, именно в 2017-м у наших ВВС появится первая укомплектованная F-35 полноценная эскадрилья. По многим тактико-техническим характеристикам, в том числе и самому основному – ЭПР, F-35 уступает “раптору”. Тем не менее его ЭПР и других качеств достаточно, чтобы успешно противостоять современным средствам ПВО и истребителям четвертого поколения, будь то машины западного или российского производства. F-35 – универсальный летательный аппарат, способный успешно вести воздушный бой и наносить удары по наземным целям.
На фоне поставок арабским странам и Ирану новейших самолетов и зенитно-ракетных комплексов командование ВВС Израиля приложило все усилия для того, чтобы заполучить такой весомый козырь. Поэтому не остановила военных ни колоссальная цена сделки, ни довольно активная ее критика, правда, носящая, как правило, дилетантский и демагогический характер.
Кстати, схожая ситуация уже имела место и в далеком прошлом. В конце 50-х - начале 60-х годов XX века передовые армии мира только начинали переходить на сверхзвуковые реактивные самолеты второго поколения. Однако многие военные, не имеющие отношения к авиации, а также политики совершенно не понимали сути момента. Когда тогдашний командующий ВВС Израиля Эзер Вайцман потребовал купить находившийся в разработке “мираж-3” – а стоил он астрономическую на тот момент сумму, - эта идея встретила серьезнейшее сопротивление. Дилетанты не могли понять, как можно брать неизвестно на что способный “сырой” самолет за деньги, на которые у тех же французов можно купить в несколько раз больше (!) проверенных и прекрасно себя проявивших “супермистеров”. С большим трудом Вайцману удалось настоять на своем, и именно это упорство стало одной из его величайших заслуг перед израильскими ВВС, для которых он и кроме этого сделал очень и очень немало. В руках израильских пилотов “мираж” превратился в легенду истребительной авиации второй половины XX века, а своевременный переход на истребители нового поколения стал прочнейшим фундаментом будущих побед наших ВВС.
Давид Шарп
Основные проблемы на шедших долгое время переговорах касались двух плоскостей – финансы и интеграция в самолет различных израильских систем. Причем вторая проблема во многом тоже в какой-то степени зависела от первой.
В отличие от сделок, заключенных ранее, на этот раз производитель, концерн “Локхид Мартин”, имел на переговорах серьезные козыри. Если в прошлом, приобретая американский самолет, израильское министерство обороны имело возможность выбирать как минимум из двух машин разных производителей, то сейчас ничего подобного не было. Желаете получить истребитель пятого поколения? F-35 – единственное, что мы можем вам предложить.
Хотя чисто теоретически альтернатива существует. Это F-22 “раптор”, уже имеющий оперативный статус в американских ВВС. Более того, этот самолет по многим параметрам превосходит еще не пущенный в серийное производство F-35. Именно F-22 предпочитали в Израиле изначально, несмотря на его астрономическую стоимость. К огромному сожалению Иерусалима, а также некоторых других ближайших союзников США, Вашингтон наотрез отказался экспортировать F-22 из соображений секретности.
Необходимость приобретения самолета пятого поколения считается специалистами настолько высокой, что министерство обороны решилось пойти на беспрецедентные затраты. За 20 самолетов F-35 будет заплачено 2,75 миллиарда долларов, т. е. около 137 миллионов долларов за самолет. Для Израиля эта сумма - рекорд всех времен. Правда, собственно машина стоит 96 миллионов, и примерно 41 миллион уходит на покупку запчастей, симуляторов, обслуживание и ряд других затрат. Кроме того, нельзя забывать, что доллар середины 90-х и нынешний – это, фигурально выражаясь, две большие разницы. В 90-х один F-15I стоил около 90 млн. долларов.
Определенной неожиданностью стало сообщение о том, что на данном этапе будет куплено всего 20 машин, ведь речь шла о 25. Несмотря на то, что оплата покупки осуществляется из американской военной помощи, в этом вопросе также решающую роль сыграл финансовый фактор. Пришлось Израилю уступить и по большинству требований, касавшихся интеграции в самолет систем собственного производства.
Однако наряду с перечисленными минусами имеются и очень весомые плюсы. В качестве ответного шага “Локхид Мартин” обязался осуществить закупки в Израиле на сумму в 4 миллиарда долларов, а также максимально привлечь израильские фирмы к производству и разработкам различных компонентов самолета. Согласно весьма оптимистичным оценкам, если проект F-35 наберет обороты во всемирном масштабе, общая сумма заказов в Израиле может достигнуть 5 миллиардов долларов. Кроме того, американцы обязались в случае дальнейших покупок с израильской стороны всерьез заняться интеграцией наших систем в F-35. Собственно, 4 миллиарда в виде встречных заказов и стали одним из самых весомых доводов при принятии решения о заключении сделки, кроме, естественно, оперативных возможностей машины.
Именно на них стоит остановиться подробней. Главный и неотъемлемый признак принадлежности самолета к пятому поколению – это так называемая невидимость, другими словами - малозаметность для радаров. Ни F-35, ни его предшественники F-117 и F-22 не являются для радаров абсолютно невидимыми. Но все эти самолеты объединяет важнейшее качество: радары могут обнаруживать их только тогда, когда они находятся уже очень близко. Это позволяет “невидимке” уничтожить противника, будь то наземный объект или самолет, значительно раньше, чем тот узнает о его присутствии.
Впервые возможности малозаметных самолетов были продемонстрированы в 1991 году во время операции “Буря в пустыне”. Состоящие тогда на вооружении F-117 сыграли важнейшую роль в уничтожении объектов первостепенной важности, в том числе иракской ПВО. Огромное количество боевых вылетов, высочайший процент поражения целей, и все это без потерь - факты говорили сами за себя. Затем была не менее успешная кампания в Югославии. Нанесение эффективных ударов по земле в условиях неподавленной ПВО - со всем этим F-117 по-прежнему великолепно справился. Ничего не изменил и тот факт, что югославским зенитчикам удалось сбить одну “невидимку”. Малозаметные самолеты снова доказали свою состоятельность.
Тем не менее, F-117 был самолетом с ограниченными возможностями, например, он не был предназначен для завоевания господства в воздухе. За многолетнюю службу его ресурс оказался исчерпан, и в строй начали вступать малозаметные самолеты, способные гораздо на большее. F-117 был снят с вооружения, и теперь, кроме стратегической невидимки В-2, на боевом дежурстве у американцев находится только F-22. В отличие от F-117 он-то как раз в первую очередь предназначен для завоевания господства. Его ЭПР (эффективная площадь рассеивания – величина, определяющая степень видимости для радаров) чрезвычайно мала. Точные характеристики ЭПР F-22 засекречены, но ставшие достоянием гласности результаты учений американских ВВС и отдельные свидетельства специалистов говорят о высочайшей эффективности истребителей. Причем таковая достигается в основном именно из-за “микроскопической” ЭПР. Так, на одних из учений F-22 одержали верх над самолетами условного противника с поразительным результатом 144:0. И это при том, что “невидимок” в ходе этих учений ставили в сложнейшие условия, а противостояли им машины, составляющие костяк американских ВВС, например, F-15. По словам одного из пилотов, противостоявших F-22, даже когда он уже наблюдал “противника” визуально, радар по-прежнему не замечал его, а значит, у него не было возможности применить оружие.
В эпоху, когда ближний воздушный бой остался в прошлом, способность обнаружить противника первым, после чего атаковать его с дальней дистанции, имеет первостепенное значение. Тем не менее все это не значит, что у самолетов пятого поколения отсутствуют другие высокие тактико-технические характеристики. Тот же F-22 обладает крейсерским сверхзвуком и отличной маневренностью, не говоря уже о его электронной начинке. При необходимости он и в пушечном ближнем бою “по старинке” покажет себя лучше, чем тот же F-15. Только вот в условиях современных боевых действий такая необходимость вряд ли может возникнуть.
Разработка F-22 началась еще в период “холодной войны”. Изменившиеся геополитические обстоятельства и серьезнейшие финансовые трудности заставили Пентагон заметно уменьшить число заказанных самолетов. Всего их должно поступить в войска немногим более 180, после чего производство планируется свернуть.
Нишу “массовой невидимки попроще” займет находящийся на последних стадиях доводки F-35. Его разработка началась в 2003 году, и в проекте приняли участие многие союзники США. С самого начала работу сопровождали различные трудности, в результате чего сроки принятия машины на вооружение постоянно откладывались, а стоимость самолета непрерывно росла. Тем не менее завершение испытаний различных моделей F-35 уже близко.
Согласно условиям сделки, Израиль получит первые F-35 в 2015 году, а в 2017 году поставки завершатся. Таким образом, именно в 2017-м у наших ВВС появится первая укомплектованная F-35 полноценная эскадрилья. По многим тактико-техническим характеристикам, в том числе и самому основному – ЭПР, F-35 уступает “раптору”. Тем не менее его ЭПР и других качеств достаточно, чтобы успешно противостоять современным средствам ПВО и истребителям четвертого поколения, будь то машины западного или российского производства. F-35 – универсальный летательный аппарат, способный успешно вести воздушный бой и наносить удары по наземным целям.
На фоне поставок арабским странам и Ирану новейших самолетов и зенитно-ракетных комплексов командование ВВС Израиля приложило все усилия для того, чтобы заполучить такой весомый козырь. Поэтому не остановила военных ни колоссальная цена сделки, ни довольно активная ее критика, правда, носящая, как правило, дилетантский и демагогический характер.
Кстати, схожая ситуация уже имела место и в далеком прошлом. В конце 50-х - начале 60-х годов XX века передовые армии мира только начинали переходить на сверхзвуковые реактивные самолеты второго поколения. Однако многие военные, не имеющие отношения к авиации, а также политики совершенно не понимали сути момента. Когда тогдашний командующий ВВС Израиля Эзер Вайцман потребовал купить находившийся в разработке “мираж-3” – а стоил он астрономическую на тот момент сумму, - эта идея встретила серьезнейшее сопротивление. Дилетанты не могли понять, как можно брать неизвестно на что способный “сырой” самолет за деньги, на которые у тех же французов можно купить в несколько раз больше (!) проверенных и прекрасно себя проявивших “супермистеров”. С большим трудом Вайцману удалось настоять на своем, и именно это упорство стало одной из его величайших заслуг перед израильскими ВВС, для которых он и кроме этого сделал очень и очень немало. В руках израильских пилотов “мираж” превратился в легенду истребительной авиации второй половины XX века, а своевременный переход на истребители нового поколения стал прочнейшим фундаментом будущих побед наших ВВС.
Давид Шарп