Туманные перспективы
В мире
По сообщению “Дифенс ньюс”, правительство Германии приняло решение не выделять Израилю пакет финансовой помощи, направленный на строительство шестой подводной лодки класса “Дольфин” и двух фрегатов МЕКО А-100. Общая стоимость планировавшейся сделки составляла 1.4 млрд. евро, а немецкая помощь – 400 миллионов.
Именно на нее рассчитывали в израильских ВМФ, когда планировали принятие на вооружение немецких фрегатов. В свете прошлых событий долгосрочные планы вооружения флота оказались под угрозой. В отличие от фрегатов, отказ от шестой подводной лодки многие представители ВМФ встретили с пониманием, но об этом ниже.
В начале июля, после переговоров, длившихся целый год, в том числе и на самом высоком уровне (например, личное обращение Биньямина Нетаниягу к канцлеру Ангеле Меркель), возглавляемая гендиректором министерства обороны Уди Шани израильская делегация получила от немцев ответ: контакты о предоставлении помощи замораживаются.
“Германия оказалась в непростом экономическом положении, и мы понимаем, что на данный момент она не может нам помочь. Таким образом, наши планы придется пересмотреть заново”, - сказал Шани в интервью “Дифенс ньюс”.
Крушение надежд на Германию вызвало серьезные дискуссии не только в штабе флота и командовании ЦАХАЛа, но и в политическом руководстве страны. В свете финансового дефицита теперь совершенно неясно, каким путем пойдет флот. Дебаты между сторонниками приобретения шестой подводной лодки и теми, кто предпочитают ей фрегаты, также разгорелись с новой силой. Как сказал в беседе с “Дифенс ньюс” высокопоставленный офицер ЦАХАЛа, если бы выбор предоставили армии, он был бы сделан в пользу надводных кораблей, но шестую подводную лодку флоту... из стратегических соображений навязывают политики. Тем не менее, именно на ВМФ и лично на его командующего Эли Марома источник “Дифенс ньюс” и возложил ответственность за нынешнюю тупиковую ситуацию. Из его слов следует, что Маром исходил из того, что немецкая помощь у Израиля “уже в кармане”, а значит, сделка осуществится. Именно на этом и строились все финансовые расчеты и долгосрочное планирование. Поэтому и были отвергнуты планы приобретения кораблей в США за средства из американской военной помощи.
Прокомментировал ситуацию и министр финансов Израиля Юваль Штайниц. По его словам, обсуждавшаяся опция строительства немецких фрегатов в Израиле по закупленной лицензии нереальна. Слишком дорого обойдется возведение необходимой для этого инфраструктуры. О подводных лодках - из-за специфики производства - в данном случае речь даже не заходила.
Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю.
Впервые о возможности закупки немецких дизельных лодок всерьез заговорили всерьез в 80-е годы. Сама необходимость обращения к Германии диктовалась одной, на первый взгляд, необычной причиной: купить лодки в США не было никакой возможности. Значительная часть выделяемой американцами военной помощи должна расходоваться Израилем именно в США и, казалось бы, обращение к Вашингтону напрашивалось. Но как тогда, так и сейчас проблема оказалось в том, что дизельные подлодки, в отличие от атомных, в США попросту не строятся. Собственно поэтому и начались переговоры с Германией, ведущим в мире производителем дизельных подлодок. Но в этом случае у Израиля имелись ограничения по использованию американской военной помощи, а собственных средств явно не хватало. Проект оказался слишком дорогим.
Несмотря на явное устаревание стоявших тогда на вооружении подводных лодок типа “Галь” (построенных в 1973 -1977 годах в Англии), в 1990-м от покупки новых пришлось отказаться. Все изменила война в Персидском заливе. После ее окончания стали известны факты сотрудничества германских фирм с режимом Саддама Хусейна, а также их роль в вооружении иракцев, подвергших Израиль обстрелам баллистическими ракетами. В этой связи правительство Гельмута Коля решило проявить добрую волю по отношению к еврейскому государству и полностью финансировать строительство двух подводных лодок. Позднее, в ходе переговоров между сторонами, Германия согласилась оплатить и 50% стоимости третьего корабля. Цифры немного разнятся, но большинство источников сходятся на том, что его стоимость достигла 1.1 миллиарда долларов, при этом лишь одна шестая часть суммы легла на плечи израильских налогоплательщиков. Работы над головной лодкой “Дольфин” начались в 1994 году на верфях Киля, а завершились - в1999-2000 году вступлением в строй всех трех кораблей, ставших самыми дорогими боевыми платформами в ЦАХАЛе, стоимостью свыше 350 миллионов долларов каждая.
Современные подводные лодки являются совершенными боевыми механизмами, начиненными сложнейшей аппаратурой. По сообщениям из иностранных источников, израильские подлодки кроме стандартного противокорабельного оружия, имеют на вооружении и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Именно этим во многом и объясняют тот факт, что в политическом руководстве предпочитают подлодки надводным кораблям. Более того, по крайне мере на данный момент можно говорить, что выбор в пользу подлодок уже был сделан: в эти дни на тех же немецких судоверфях полным ходом идет строительство еще двух “Дольфинов”. Причем данная классификация весьма условна, так как новые корабли будут весьма существенно отличаться от своих предшественников. И в данном случае имела место масштабная финансовая помощь со стороны Германии, что в значительной степени и предопределило выбор. Тем не менее, в свете относительной устарелости парка наводных кораблей ВМФ, он весьма показателен. Из трех израильских корветов, последний (“Ханит”, получивший тяжелые повреждения во время Второй ливанской) вступил в строй в 1995 году. Стоящие на вооружении ракетные катера типа “Саар-4.5” вообще спроектированы в начале 80-х. Именно в 80-е и 90-е большинство из них и были введены в строй. Более того, все они являются небольшими кораблями, чьи возможности по противоздушной обороне и борьбе с подводными лодками весьма ограничены. Поэтому обновление парка надводных кораблей стоит на повестке дня уже давно.
Кстати, находясь в оппозиции, яростным лоббистом усиления ВМФ являлся именно Юваль Штайниц. Он ратовал за приобретение крупных боевых кораблей как важнейшей стратегической составляющей. Армейские командование и политики даже всерьез рассматривали закупку хотя бы одного крупного корабля с мощным универсальным вооружением, обладающего десантными возможностями. Среди противников этого универсального чуда военной техники были многие офицеры ВМФ, считавшие, что такой корабль совершенно не подходит для нужд Израиля. Один из них, бывший командующий флотом Шломо Арэль подчеркивал в написанной им статье, что приоритет должен отдаваться закупке новых подводных лодок. По мнению Арэля, подлодка при всех равных, всегда обнаружит и успешно атакует противника раньше, чем это сделает надводный корабль. Значимость лодки как стратегического фактора и средства разведки трудно переоценить.
Как бы там ни было, от приобретения новых надводных кораблей отказываться не хотели. Несмотря на финансовые трудности, на повестке дня оказалось рассмотрение нового американского проекта LCS (корабль ближней морской зоны). Однако и здесь огромная дороговизна и задержки в продвижении проекта сделали свое дело: уверовав, что немецкая помощь поступит и на этот раз, в Израиле решили поставить на покупку двух 2700-тонных немецких фрегатов МЕКО А-100. Для сравнения, полное водоизмещение “Ханит” - всего 1227 тонн. Боевые возможности МЕКО А-100, который планировалось оборудовать многочисленными израильскими системами, значительно шире.
В свете отказа Берлина от частичного финансирования сделки, перспективы покупки новых фрегатов выглядели крайне туманно. Не исключено и возвращение к американской опции, но здесь, опять-таки, под вопросом и сроки реализации и финансирование, ведь от этого варианта уже успели отказаться ранее.
Еще одним неприятным для Израиля сюрпризом стало недавнее приобретение фирмой из Объединенных Арабских Эмиратов значительного пакета акций немецкой компании, строящей МЕКО А-100.
Пока же, по крайней мере временно, покупка шестой подлодки снята с повестки дня. Об этом, согласно сообщению того же “Дифенс ньюс “, заявил министр обороны Эхуд Барак.
Несмотря на серьезные неурядицы, командование флота не сидит сложа руки. Два крупномасштабных проекта уже практически готовы к реализации в сотрудничестве с американцами. Так, на базе ВМФ в Хайфе планируется строительство двух больших укрытий для кораблей, способных вместить шесть подводных лодок. Они должны быть готовы к 2012 году, когда в строй войдут две новые подлодки. Стоимость проекта 40 - миллионов долларов.
Кроме того, на ашдодской военно-морской базе американскими инженерными войсками будет построено два длинных причала вместо имеющихся четырех маленьких. Таким образом, здесь смогут базироваться большие наводные кораблям. Это строительство обойдется в $22 миллиона.
Давид Шарп
Именно на нее рассчитывали в израильских ВМФ, когда планировали принятие на вооружение немецких фрегатов. В свете прошлых событий долгосрочные планы вооружения флота оказались под угрозой. В отличие от фрегатов, отказ от шестой подводной лодки многие представители ВМФ встретили с пониманием, но об этом ниже.
В начале июля, после переговоров, длившихся целый год, в том числе и на самом высоком уровне (например, личное обращение Биньямина Нетаниягу к канцлеру Ангеле Меркель), возглавляемая гендиректором министерства обороны Уди Шани израильская делегация получила от немцев ответ: контакты о предоставлении помощи замораживаются.
“Германия оказалась в непростом экономическом положении, и мы понимаем, что на данный момент она не может нам помочь. Таким образом, наши планы придется пересмотреть заново”, - сказал Шани в интервью “Дифенс ньюс”.
Крушение надежд на Германию вызвало серьезные дискуссии не только в штабе флота и командовании ЦАХАЛа, но и в политическом руководстве страны. В свете финансового дефицита теперь совершенно неясно, каким путем пойдет флот. Дебаты между сторонниками приобретения шестой подводной лодки и теми, кто предпочитают ей фрегаты, также разгорелись с новой силой. Как сказал в беседе с “Дифенс ньюс” высокопоставленный офицер ЦАХАЛа, если бы выбор предоставили армии, он был бы сделан в пользу надводных кораблей, но шестую подводную лодку флоту... из стратегических соображений навязывают политики. Тем не менее, именно на ВМФ и лично на его командующего Эли Марома источник “Дифенс ньюс” и возложил ответственность за нынешнюю тупиковую ситуацию. Из его слов следует, что Маром исходил из того, что немецкая помощь у Израиля “уже в кармане”, а значит, сделка осуществится. Именно на этом и строились все финансовые расчеты и долгосрочное планирование. Поэтому и были отвергнуты планы приобретения кораблей в США за средства из американской военной помощи.
Прокомментировал ситуацию и министр финансов Израиля Юваль Штайниц. По его словам, обсуждавшаяся опция строительства немецких фрегатов в Израиле по закупленной лицензии нереальна. Слишком дорого обойдется возведение необходимой для этого инфраструктуры. О подводных лодках - из-за специфики производства - в данном случае речь даже не заходила.
Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю.
Впервые о возможности закупки немецких дизельных лодок всерьез заговорили всерьез в 80-е годы. Сама необходимость обращения к Германии диктовалась одной, на первый взгляд, необычной причиной: купить лодки в США не было никакой возможности. Значительная часть выделяемой американцами военной помощи должна расходоваться Израилем именно в США и, казалось бы, обращение к Вашингтону напрашивалось. Но как тогда, так и сейчас проблема оказалось в том, что дизельные подлодки, в отличие от атомных, в США попросту не строятся. Собственно поэтому и начались переговоры с Германией, ведущим в мире производителем дизельных подлодок. Но в этом случае у Израиля имелись ограничения по использованию американской военной помощи, а собственных средств явно не хватало. Проект оказался слишком дорогим.
Несмотря на явное устаревание стоявших тогда на вооружении подводных лодок типа “Галь” (построенных в 1973 -1977 годах в Англии), в 1990-м от покупки новых пришлось отказаться. Все изменила война в Персидском заливе. После ее окончания стали известны факты сотрудничества германских фирм с режимом Саддама Хусейна, а также их роль в вооружении иракцев, подвергших Израиль обстрелам баллистическими ракетами. В этой связи правительство Гельмута Коля решило проявить добрую волю по отношению к еврейскому государству и полностью финансировать строительство двух подводных лодок. Позднее, в ходе переговоров между сторонами, Германия согласилась оплатить и 50% стоимости третьего корабля. Цифры немного разнятся, но большинство источников сходятся на том, что его стоимость достигла 1.1 миллиарда долларов, при этом лишь одна шестая часть суммы легла на плечи израильских налогоплательщиков. Работы над головной лодкой “Дольфин” начались в 1994 году на верфях Киля, а завершились - в1999-2000 году вступлением в строй всех трех кораблей, ставших самыми дорогими боевыми платформами в ЦАХАЛе, стоимостью свыше 350 миллионов долларов каждая.
Современные подводные лодки являются совершенными боевыми механизмами, начиненными сложнейшей аппаратурой. По сообщениям из иностранных источников, израильские подлодки кроме стандартного противокорабельного оружия, имеют на вооружении и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Именно этим во многом и объясняют тот факт, что в политическом руководстве предпочитают подлодки надводным кораблям. Более того, по крайне мере на данный момент можно говорить, что выбор в пользу подлодок уже был сделан: в эти дни на тех же немецких судоверфях полным ходом идет строительство еще двух “Дольфинов”. Причем данная классификация весьма условна, так как новые корабли будут весьма существенно отличаться от своих предшественников. И в данном случае имела место масштабная финансовая помощь со стороны Германии, что в значительной степени и предопределило выбор. Тем не менее, в свете относительной устарелости парка наводных кораблей ВМФ, он весьма показателен. Из трех израильских корветов, последний (“Ханит”, получивший тяжелые повреждения во время Второй ливанской) вступил в строй в 1995 году. Стоящие на вооружении ракетные катера типа “Саар-4.5” вообще спроектированы в начале 80-х. Именно в 80-е и 90-е большинство из них и были введены в строй. Более того, все они являются небольшими кораблями, чьи возможности по противоздушной обороне и борьбе с подводными лодками весьма ограничены. Поэтому обновление парка надводных кораблей стоит на повестке дня уже давно.
Кстати, находясь в оппозиции, яростным лоббистом усиления ВМФ являлся именно Юваль Штайниц. Он ратовал за приобретение крупных боевых кораблей как важнейшей стратегической составляющей. Армейские командование и политики даже всерьез рассматривали закупку хотя бы одного крупного корабля с мощным универсальным вооружением, обладающего десантными возможностями. Среди противников этого универсального чуда военной техники были многие офицеры ВМФ, считавшие, что такой корабль совершенно не подходит для нужд Израиля. Один из них, бывший командующий флотом Шломо Арэль подчеркивал в написанной им статье, что приоритет должен отдаваться закупке новых подводных лодок. По мнению Арэля, подлодка при всех равных, всегда обнаружит и успешно атакует противника раньше, чем это сделает надводный корабль. Значимость лодки как стратегического фактора и средства разведки трудно переоценить.
Как бы там ни было, от приобретения новых надводных кораблей отказываться не хотели. Несмотря на финансовые трудности, на повестке дня оказалось рассмотрение нового американского проекта LCS (корабль ближней морской зоны). Однако и здесь огромная дороговизна и задержки в продвижении проекта сделали свое дело: уверовав, что немецкая помощь поступит и на этот раз, в Израиле решили поставить на покупку двух 2700-тонных немецких фрегатов МЕКО А-100. Для сравнения, полное водоизмещение “Ханит” - всего 1227 тонн. Боевые возможности МЕКО А-100, который планировалось оборудовать многочисленными израильскими системами, значительно шире.
В свете отказа Берлина от частичного финансирования сделки, перспективы покупки новых фрегатов выглядели крайне туманно. Не исключено и возвращение к американской опции, но здесь, опять-таки, под вопросом и сроки реализации и финансирование, ведь от этого варианта уже успели отказаться ранее.
Еще одним неприятным для Израиля сюрпризом стало недавнее приобретение фирмой из Объединенных Арабских Эмиратов значительного пакета акций немецкой компании, строящей МЕКО А-100.
Пока же, по крайней мере временно, покупка шестой подлодки снята с повестки дня. Об этом, согласно сообщению того же “Дифенс ньюс “, заявил министр обороны Эхуд Барак.
Несмотря на серьезные неурядицы, командование флота не сидит сложа руки. Два крупномасштабных проекта уже практически готовы к реализации в сотрудничестве с американцами. Так, на базе ВМФ в Хайфе планируется строительство двух больших укрытий для кораблей, способных вместить шесть подводных лодок. Они должны быть готовы к 2012 году, когда в строй войдут две новые подлодки. Стоимость проекта 40 - миллионов долларов.
Кроме того, на ашдодской военно-морской базе американскими инженерными войсками будет построено два длинных причала вместо имеющихся четырех маленьких. Таким образом, здесь смогут базироваться большие наводные кораблям. Это строительство обойдется в $22 миллиона.
Давид Шарп