О ВСТРЕЧАХ С МЕИРОМ АМИТОМ (Слуцким), ЛЕГЕНДОЙ ИЗРАИЛЬСКОЙ РАЗВЕДКИ “МОССАД”

История далекая и близкая
№30 (745)

Год назад,17 июля 2009 года, ушёл из жизни Меир Амит (Слуцкий) - человек, которым гордится Израиль: боевой генерал, в разные годы начальник военной разведки “АМАН”, внешней разведки “МОССАД”, министр, руководитель фирмы, обеспечившей запуск серии  израильских спутников “АМОС”, создатель Института - Музея разведки Израиля, лауреат Госпремии Израиля.

За прошедший год о Меире Амите появилось много  информации: в интернете, газетах, на телевидении, однако  всегда  интересно  знать, каким он был в личной жизни. И поэтому возникло желание рассказать о нем устами его родственников из бывшего  СССР .
Меир принадлежит  к большому  клану Слуцких (более 300 человек), развеянному погромами и русскими революциями по всему миру. Основоположником рода является Хаим Слуцкий 1850 года рождения, стародубский мещанин Черниговской губернии. У Хаима было пятеро детей.
Первый сын Хаима Наум имел пятерых сыновей, среди которых были Шимон и Авраам. У Шимона, в 1920 году приехавшего в Палестину, в Тверию, и родился сын Меир (Амит) - будущая легенда разведки Израиля. У Авраама, оставшегося в СССР - сын Борис - стал видныи поэтом двадцатого столетия.
Первая  встреча Меира Амита с родственниками из СССР - троюродным братом Иммануилом и его сыном  Александром произошла в мае 1990 на традиционном  приёме, посвящённом празднованию образования государства Израиль. Эти приёмы-встречи Меир  устраивал во дворе своего скромного дома. На них приглашались его боевые соратники, коллеги из разведслужб, а также многочисленные родственники.
Сначала гости выслушали желающих выступить, а затем направились к столикам с разнообразными напитками и незатейливыми закусками. Иммануила  и  его сына, приехавших по гостевой визе из разорённого перестроечного СССР,  поразил бочонок с пивом, из которого этот напиток разливали в неограниченном количестве. Иммануил, не знавший в то время ничего о деятельности Меира и не владевший  ивритом, собирался, насладившись пивом,  отсидеться в уголке и понаблюдать за истеблишментом Израиля, как вдруг к нему подошёл Меир и через брата Иммануила Григория, иммигрировавшего в Израиль в 1978 году и знавшего иврит, начал расспрашивать о Ленинграде, о работе, поинтересовался  делами и здоровьем сына.  В глазах у Меира было столько доброты, что он сразу расположил к себе собеседников.
В конце беседы Иммануил пригласил Меира в гости в Ленинград, на что тот с иронией сказал: “Кто же меня впустит, ведь я для СССР персона “нон грата!
Иммануил и не подозревал, что в бытность свою директором “МОССАДа” Меир Амит организовал  похищение из Ирака  новейшего советского  истребителя МИГ-21 и во многом способствовал сокрушительному разгрому Египта  в “Шестидневной войне”.
Вторая встреча с Меиром произошла спустя два года, после того, как  были восстановлены дипломатические отношения между  Израилем и СССР и затем на обломках последнего возникла независимая Россия. За это время  Саша   с женой и дочерью переехали в Израиль на  постоянное место жительства.
Необходимо отметить сердечное отношение всего  клана Слуцких к вновь прибывшим репатриантам. Они собрали значительную сумму денег на оплату съёмной квартиры в центре Тель-Авива, способствовали организации высококачественной медицинской помощи, которая спасла Саше жизнь.
Осенью 1992 года в ленинградской квартире Иммануила раздался телефонный звонок и женский голос сообщил, что завтра, 29 сентября, на несколько часов в гости приедет Меир Амит с женой Ионой.
Трудно  представить удивление и волнение Иммануила и его жены Светланы. Ведь в этот период со снабжением в России была полная анархия. Закупив всё небходимое на рынке, накрыли праздничный стол, украшением которого были баночка чёрной икры и дагестанский коньяк. Гости - бравый, чуть сутулый генерал Меир, его жена Иона и сотрудница  израильского  посольства, переводившая с иврита, – после приветствий и объятий были приглашены к столу.
Дружно осушили бокалы и попытались закусить дефицитной русской икоркой. Однако если коньяк произвёл на Меира благоприятное впечатление, то с икрой чуть случился конфуз: в банке оказались желатиновые капсулы, наполненные растительным маслом! Светлана была близка к обмороку, но положение, как всегда, спасла селёдочка и традиционная варёная картошка, выращенная Иммануилом на садовом участке. Да и Меир, который хвалил коньяк и шутил по поводу “перестроечной” икры.
После трапезы он достал видеокамеру и снял фильм об этой встрече. Как опытный разведчик он обследовал всю трёхкомнатную типичную советскую квартиру, зафиксировав всё на видеоленту. Ведь это была первая и, вероятно, последняя увиденная им квартира в бывшем СССР.
Его интересовало  всё: рассказ Светланы, учёного секретаря Всероссийского института космоаэрогеологических методов, о конгрессе в Вашингтоне, где она делала доклад, рассказ Иммануила о своих и отцовских наиболее интересных и значимых изобретениях в области видеозаписи и тонкого фарфора. Но главное, Меир поделился впечатлениями о пребывании в бывшем СССР. Он отметил, что КГБ запугал многих советских граждан до такой степени, что они до конца своих дней не могут освободиться от страха общения с иностранцами.
Меир сказал: “Можно понять моих двоюродных братьев поэта Бориса Слуцкого и Фиму - преподавателя Военного института в Туле, когда в 1964 году  они побоялись встретиться с моей матерью, приехавшей из Израиля в СССР, чтобы повидать родственников. Я не был знаком с Борисом, но давно знал и любил его поэзию. Мне хотелось бы узнать от  Фимы о последних днях жизни Бориса. Я собирался поехать к нему домой. Но Фима  согласился встретиться только в вестибюле гостиницы, был очень сдержан и официален. А ведь это уже был 1992 год!”
Третья встреча с Меиром состоялась в октябре того же года, когда Светлана Слуцкая впервые приехала в Израиль в гости к сыну. Меир и Иона  пригласили её к себе в свой дом в Раматгане. За столом собралось человек 20 родственников, которым Меир продемонстрировал  видеофильм, снятый им во время пребывания в Ленинграде. 
А чуть позже Меир пригласил Светлану с сыном на удивительное мероприятие - съезд бывших разведчиков в Институте  разведки на окраине Тель-Авива, где есть музей, библиотека и мемориал. Это учреждение организовал, построил и руководил им сам Меир Амит.
Зрелище, где проходил съезд разведчиков, было непередаваемо! Убелённые сединами головы, лица мудрых людей, негромкие разговоры на разных языках... Такую необыкновенную аудиторию можно увидеть только  раз в жизни. В качестве председательствующего на трибуну поднялся Меир Амит и произнёс речь на иврите и английском языках, которую Светлане синхронно переводил её сын. Неожиданно Меир показал рукой на Светлану, все присутствующие повернулись к ней, и он сказал следующее:
“Дорогие коллеги, чтобы вы могли оценить те перемены, которые происходят в бывшем Советском Союзе, и почувствовать, что такое перестройка, посмотрите на эту женщину, мою родственницу, которая только что приехала из Ленинграда, где я был у неё в гостях. Она научный сотрудник космического института, месяц назад делала доклад на научном съезде в США, а сейчас она находится среди нас, разведчиков всех стран, и ничего не боится! Могли бы вы такое представить несколько лет назад?!”
После речей и официальной части Меир провёл Светлану и Сашу по музею, показывая первое вооружение боевых отрядов израильтян, состоящее из советских автоматов Калашникова, пулемётов и прочего  оружия, знакомого  по советским фильмам. Меир рассказал о зале Памяти, куда могут приходить родственники погибших разведчиков, читать их рукописи, просматривать фотографии, газеты и все материалы о каждом из разведчиков. В этом же зале находятся  ритуальные предметы, чтобы можно было  провести обряд поминовения. Затем Меир показал памятник разведчику Григорию Слуцкому, на котором была начертана такая родная фамилия. Подобные памятники установлены в музее тем погибшим разведчикам, тела которых не были преданы земле ни на родине, ни на чужбине. Такой музей и такого  гида  забыть невозможно!
В день вылета Светланы у Меира Амита было важное совещание и он позвонил, чтобы попрощаться, но вдруг через час раздался  звонок в дверь – на пороге стоял Меир. Уставший, но со своей неизменной доброй улыбкой. Он протянул Светлане баночку мёда и сказал: "Это очень полезно".
Вот таким был боевой генерал, ас разведки, гроза врагов Израиля, Человек с большой буквы!
Светлая ему Память!

Светлана
и Иммануил Слуцкие.
 Нью-Йорк


comments (Total: 1)

kak mozgno svyzatsy s avtorami

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir