Тут вам не Сохнут!
В мире
Галилейское море, как известно, пополняется за счет реки Иордан и подземных источников. Трудовой ресурс Государства Израиль также пополняется двумя путями: за счет репатриации евреев диаспоры и доставки иностранных рабочих. И если первый источник производительной силы, как и мелеющий Иордан, оскудевает год от года, то второй бьет ключом. Потому, что он, второй, сам состоит из двух составляющих – законной и незаконной.
Получилось так, что в течение одной и той же июньской недели в Израиле вплотную занимались обеими проблемами: репатриантами – на прошедшем в Иерусалиме Совете попечителей Еврейского агентства “Сохнут”, гастарбайтерами – на специальном заседании израильского правительства.
Съезд Совета попечителей “Сохнута” чем-то походил на фильм “Ленин в Октябре”, точнее, на тот его эпизод, в котором вождь делает свое историческое объявление. Так вот, коренная реформа деятельности “Сохнута”, о необходимости которой так долго говорил глава Еврейского агентства Натан (Анатолий Борисович) Щаранский, свершилась. Точнее, свершается. А еще точнее, на такое свершение получено добро спонсоров - попечителей этой “негосударственной, неправительственной, некоммерческой международной еврейской организации с центром в Иерусалиме”.
Совет попечителей “Сохнута” является центральным органом, определяющим политику Еврейского агентства, следовательно, можно сказать, что вопрос решен. Более не актуальны поиски резервов увеличения репатриации евреев и их потомков на родину предков кого-то из них. А злободневен ныне другой вопрос – национальная и духовная идентификация живущих в диаспоре. Это значит, что из многочисленных зарубежных сохнутовских “цехов” уже можно убрать транспарант: “План – закон: выполнение – норма, перевыполнение – честь!” И повесить на его место другой, более поэтичный: “Хоть в Литве, хоть в Корее оставайся евреем!” Но является ли в нем ключевым слово “оставайся”? В смысле, сиди, где сидишь, национально и духовно дозревая до сознательного решения о репатриации?
Судя по выступлению Щаранского, он продолжает считать “собирание народа” важнейшей из задач “Сохнута”. Однако при этом главный сохнутовец замечает: “На сегодня 94 процента евреев диаспоры живут в свободных странах, где евреев никто не преследует и откуда они могут беспрепятственно репатриироваться. Вместе с тем ассимиляция в этих странах крайне высока. Если мы сегодня не приложим все свои силы для укрепления еврейской идентификации евреев в диаспоре, то через какое-то время просто некому будет репатриироваться”.
Как это понимать и каким образом принимать к действию? Ведь противодействовать ассимиляции можно разными способами. Например, пропагандировать ценности мононационального брака, убеждать евреев жениться на еврейках – и более ни на ком. Но дело ли это светского по своей сути “Сохнута”? Его работники на местах что, клубы знакомств примутся создавать, смотрины устраивать, свахами заделаются? Предположим, что им эта древняя профессия придется по душе и они даже добьются определенных успехов, сократив на подотчетных территориях число смешанных браков. Однако прислушаются ли к новоявленной Хануме молодые американцы, россияне или французы, дорожащие своим еврейским происхождением, гордящиеся страной, созданной их народом, и даже стремящиеся в нее, однако не менее ценящие также любовь и свободу выбора? Вот ведь пытались какие-то доброхоты (по некоторым сведениям, это были именно активисты “Сохнута”) поговорить с ними о “странностях любви” и что из этого вышло? Тогда в Интернете появились виды улиц с якобы вывешенными плакатами, на которых под фотографиями молодых людей было написано слово “Lost”. Имелось в виду, что тот еврей, который вступил в брак представителем другой национальности, для своего народа потерян. В итоге европейцы обиделись, и небесспорные в плане деликатности сюжеты пришлось из сети изъять.
Щаранский пока что не раскрыл все планы реформы, направленной на “укрепление еврейской идентификации евреев в диаспоре”, но одно свое намерение озвучил: “Сохнут” больше не будет гнаться за количеством репатриантов. Агентство понимает, что в данной ситуации важнее мотивация тех, кто приезжает в Израиль. В практическом же плане это означает сокращение аппарата Еврейского агентства и перераспределение финансовых потоков.
И вот тут, на почве экономической, причудливым образом объединились проблемы репатриации и проблемы иностранной рабочей силы. Израиль уже не подпитывается за счет алии: ее в последние годы слишком мало, чтобы всерьез говорить о том, что новые рабочие руки спасают страну. Ушли в славную историю времена, когда на поля и стройки сионизма шли, едва спустившись с трапов самолетов или кораблей. Минула даже недавняя, конца прошлого века, пора замены репатриантами коренных израильтян на особенно тяжелых и не престижных работах. Вот уже не первое десятилетие этим в стране занимаются преимущественно иностранные рабочие. И их в Израиль ежегодно прибывает куда как больше, чем новых репатриантов. Причем большая часть – незаконно. Это - когда гастарбайтеры проникают в страну под видом беженцев через дыры в египетско-израильской границе или ввозятся большими семейными группами как туристы. Но даже те, кто прибывает с рабочими визами, остаются тут на значительно превышающее срок их действия время, а то и навсегда.
В центральном районе Гуш-Дан (Тель-Авиве и городах-спутниках) образовались уже целые районы, где не живет ни один израильтянин. Анклавы гастарбайтеров расширяются, наступая, кстати, на те недорогие, но вполне уютные кварталы, где поселились выходцы из бывшего СССР, прибывшие в 90-е годы. Их обитатели не в восторге от нового соседства: они ворчат, что ехали не в Судан или Гану, не в Таиланд или Вьетнам, а почему-то именно в Израиль (см. абзацы о задачах “Сохнута”). Прибавилось хлопот полиции, ей пришлось даже создать особые иммиграционные подразделения. Депутаты Кнессета, защищая интересы своих избирателей, потребовали от правительства навести порядок в этой сфере: оставить в стране только временных иностранных рабочих с действительными визами, а беспокойных нелегалов отправить назад.
Кабинет министров нехотя, но все же среагировал на эти сигналы и поставил на повестку дня вопрос депортации семей нелегалов. Биньмину Нетаниягу пришлось даже сделать в прошлом году громкое заявление: “Правительство не намерено превращать страну в магнит, притягивающий сотни тысяч незаконных иммигрантов со всего света!” Была образована комиссия во главе с министром внутренних дел Эли Ишаем, всегда выступавшим за депортацию нелегалов. Кое-где даже прошли облавы на нелегалов, какое-то незначительное их число было посажено на самолеты и за счет израильского налогоплательщика отправлено восвояси. Но тут же всполошились правозащитные организации, и правительство приняло “гибкое” решение депортацию незаконных рабочих и их семей отложить до конца учебного года.
И вот он настал. Однако тут в дело вмешалась самая, пожалуй, влиятельная сила – строительные подрядчики. Ассоциация строительных компаний подала иск в БАГАЦ, Высший суд справедливости, требуя не депортировать трудящихся нелегалов, пока не будет увеличена квота на ввоз в страну иностранных рабочих. Посыл их прост и прям: “Строители-израильтяне ленивы и требуют высокой оплаты. Верните нам гастарбайтеров, иначе взвинтим цены на жилье до таких высот, какие вам даже сегодня не снились!” И хотя нелегалы заняты отнюдь не только в строительной отрасли, но и в сельском хозяйстве, сфере туризма, обслуживании инвалидов, угроза эта подействовала. Ведь общими силами предприниматели, эксплуатирующие иностранцев, легко могут задрать цены и на овощи-фрукты, и на места в отелях, и на услуги помощников по дому. На днях правительство Израиля пошло на попятную, снова отложив окончательное решение вопроса депортации нелегалов. И уже ни у кого нет сомнений в том, что таким отсрочкам не будет конца: все решил Его Превосходительство Шекель.
Кому какое дело, что добрая треть иностранных рабочих никакими рабочими не являются, а просто пригрелись в стране, где можно обойтись минимумом и жить значительно лучше, чем там, откуда они прибыли? А то, что среди мнимых “суданских беженцев” почти нет трудяг, зато много бывших членов разношерстных бандформирований и просто уголовников – так это “издержки производства”. Того самого производства, которое на самом деле обогащает подрядчиков и владельцев компаний. А они на убытки не согласны, даже во имя закона, порядка и нормальных условий жизни граждан своей страны.
Тут вам не “Сохнут”, который пытается – пусть и не слишком ловко – разобраться с тем, надо ли безрассудно “гнать вал”. Здесь – большой бизнес, ему не сантиментов.
Получилось так, что в течение одной и той же июньской недели в Израиле вплотную занимались обеими проблемами: репатриантами – на прошедшем в Иерусалиме Совете попечителей Еврейского агентства “Сохнут”, гастарбайтерами – на специальном заседании израильского правительства.
Съезд Совета попечителей “Сохнута” чем-то походил на фильм “Ленин в Октябре”, точнее, на тот его эпизод, в котором вождь делает свое историческое объявление. Так вот, коренная реформа деятельности “Сохнута”, о необходимости которой так долго говорил глава Еврейского агентства Натан (Анатолий Борисович) Щаранский, свершилась. Точнее, свершается. А еще точнее, на такое свершение получено добро спонсоров - попечителей этой “негосударственной, неправительственной, некоммерческой международной еврейской организации с центром в Иерусалиме”.
Совет попечителей “Сохнута” является центральным органом, определяющим политику Еврейского агентства, следовательно, можно сказать, что вопрос решен. Более не актуальны поиски резервов увеличения репатриации евреев и их потомков на родину предков кого-то из них. А злободневен ныне другой вопрос – национальная и духовная идентификация живущих в диаспоре. Это значит, что из многочисленных зарубежных сохнутовских “цехов” уже можно убрать транспарант: “План – закон: выполнение – норма, перевыполнение – честь!” И повесить на его место другой, более поэтичный: “Хоть в Литве, хоть в Корее оставайся евреем!” Но является ли в нем ключевым слово “оставайся”? В смысле, сиди, где сидишь, национально и духовно дозревая до сознательного решения о репатриации?
Судя по выступлению Щаранского, он продолжает считать “собирание народа” важнейшей из задач “Сохнута”. Однако при этом главный сохнутовец замечает: “На сегодня 94 процента евреев диаспоры живут в свободных странах, где евреев никто не преследует и откуда они могут беспрепятственно репатриироваться. Вместе с тем ассимиляция в этих странах крайне высока. Если мы сегодня не приложим все свои силы для укрепления еврейской идентификации евреев в диаспоре, то через какое-то время просто некому будет репатриироваться”.
Как это понимать и каким образом принимать к действию? Ведь противодействовать ассимиляции можно разными способами. Например, пропагандировать ценности мононационального брака, убеждать евреев жениться на еврейках – и более ни на ком. Но дело ли это светского по своей сути “Сохнута”? Его работники на местах что, клубы знакомств примутся создавать, смотрины устраивать, свахами заделаются? Предположим, что им эта древняя профессия придется по душе и они даже добьются определенных успехов, сократив на подотчетных территориях число смешанных браков. Однако прислушаются ли к новоявленной Хануме молодые американцы, россияне или французы, дорожащие своим еврейским происхождением, гордящиеся страной, созданной их народом, и даже стремящиеся в нее, однако не менее ценящие также любовь и свободу выбора? Вот ведь пытались какие-то доброхоты (по некоторым сведениям, это были именно активисты “Сохнута”) поговорить с ними о “странностях любви” и что из этого вышло? Тогда в Интернете появились виды улиц с якобы вывешенными плакатами, на которых под фотографиями молодых людей было написано слово “Lost”. Имелось в виду, что тот еврей, который вступил в брак представителем другой национальности, для своего народа потерян. В итоге европейцы обиделись, и небесспорные в плане деликатности сюжеты пришлось из сети изъять.
Щаранский пока что не раскрыл все планы реформы, направленной на “укрепление еврейской идентификации евреев в диаспоре”, но одно свое намерение озвучил: “Сохнут” больше не будет гнаться за количеством репатриантов. Агентство понимает, что в данной ситуации важнее мотивация тех, кто приезжает в Израиль. В практическом же плане это означает сокращение аппарата Еврейского агентства и перераспределение финансовых потоков.
И вот тут, на почве экономической, причудливым образом объединились проблемы репатриации и проблемы иностранной рабочей силы. Израиль уже не подпитывается за счет алии: ее в последние годы слишком мало, чтобы всерьез говорить о том, что новые рабочие руки спасают страну. Ушли в славную историю времена, когда на поля и стройки сионизма шли, едва спустившись с трапов самолетов или кораблей. Минула даже недавняя, конца прошлого века, пора замены репатриантами коренных израильтян на особенно тяжелых и не престижных работах. Вот уже не первое десятилетие этим в стране занимаются преимущественно иностранные рабочие. И их в Израиль ежегодно прибывает куда как больше, чем новых репатриантов. Причем большая часть – незаконно. Это - когда гастарбайтеры проникают в страну под видом беженцев через дыры в египетско-израильской границе или ввозятся большими семейными группами как туристы. Но даже те, кто прибывает с рабочими визами, остаются тут на значительно превышающее срок их действия время, а то и навсегда.
В центральном районе Гуш-Дан (Тель-Авиве и городах-спутниках) образовались уже целые районы, где не живет ни один израильтянин. Анклавы гастарбайтеров расширяются, наступая, кстати, на те недорогие, но вполне уютные кварталы, где поселились выходцы из бывшего СССР, прибывшие в 90-е годы. Их обитатели не в восторге от нового соседства: они ворчат, что ехали не в Судан или Гану, не в Таиланд или Вьетнам, а почему-то именно в Израиль (см. абзацы о задачах “Сохнута”). Прибавилось хлопот полиции, ей пришлось даже создать особые иммиграционные подразделения. Депутаты Кнессета, защищая интересы своих избирателей, потребовали от правительства навести порядок в этой сфере: оставить в стране только временных иностранных рабочих с действительными визами, а беспокойных нелегалов отправить назад.
Кабинет министров нехотя, но все же среагировал на эти сигналы и поставил на повестку дня вопрос депортации семей нелегалов. Биньмину Нетаниягу пришлось даже сделать в прошлом году громкое заявление: “Правительство не намерено превращать страну в магнит, притягивающий сотни тысяч незаконных иммигрантов со всего света!” Была образована комиссия во главе с министром внутренних дел Эли Ишаем, всегда выступавшим за депортацию нелегалов. Кое-где даже прошли облавы на нелегалов, какое-то незначительное их число было посажено на самолеты и за счет израильского налогоплательщика отправлено восвояси. Но тут же всполошились правозащитные организации, и правительство приняло “гибкое” решение депортацию незаконных рабочих и их семей отложить до конца учебного года.
И вот он настал. Однако тут в дело вмешалась самая, пожалуй, влиятельная сила – строительные подрядчики. Ассоциация строительных компаний подала иск в БАГАЦ, Высший суд справедливости, требуя не депортировать трудящихся нелегалов, пока не будет увеличена квота на ввоз в страну иностранных рабочих. Посыл их прост и прям: “Строители-израильтяне ленивы и требуют высокой оплаты. Верните нам гастарбайтеров, иначе взвинтим цены на жилье до таких высот, какие вам даже сегодня не снились!” И хотя нелегалы заняты отнюдь не только в строительной отрасли, но и в сельском хозяйстве, сфере туризма, обслуживании инвалидов, угроза эта подействовала. Ведь общими силами предприниматели, эксплуатирующие иностранцев, легко могут задрать цены и на овощи-фрукты, и на места в отелях, и на услуги помощников по дому. На днях правительство Израиля пошло на попятную, снова отложив окончательное решение вопроса депортации нелегалов. И уже ни у кого нет сомнений в том, что таким отсрочкам не будет конца: все решил Его Превосходительство Шекель.
Кому какое дело, что добрая треть иностранных рабочих никакими рабочими не являются, а просто пригрелись в стране, где можно обойтись минимумом и жить значительно лучше, чем там, откуда они прибыли? А то, что среди мнимых “суданских беженцев” почти нет трудяг, зато много бывших членов разношерстных бандформирований и просто уголовников – так это “издержки производства”. Того самого производства, которое на самом деле обогащает подрядчиков и владельцев компаний. А они на убытки не согласны, даже во имя закона, порядка и нормальных условий жизни граждан своей страны.
Тут вам не “Сохнут”, который пытается – пусть и не слишком ловко – разобраться с тем, надо ли безрассудно “гнать вал”. Здесь – большой бизнес, ему не сантиментов.
comments (Total: 2)
Для Валентина: Израиль и "люди белой расы" - это огромное заблуждение этих, белых, людей до момента ступления их на Землю Обетованную. "Ты приезжай, браток" - как отписал Марк Захаров заморскому "светочу-пророку". Ты приезжай, Валя, тебе тут быстро объяснят "братья наши смуглые" твоё место "на исторической Родине"... А "наши", исходя из впитанного ими принципа "дедовщины" добавят до полного.