Синоним атомного века
1) ЭПОХА, РОЖДЕННАЯ В ЧИКАГО
Мир узнал, что Северная Корея стала восьмой мировой державой, обладающей ядерным оружием. Она присоединилась к Соединенным Штатам, Китаю, России, Великобритании, Франции, Индии и Пакистану.
Военные эксперты считают, что Северная Корея является более опасной страной, нежели Ирак, и что ситуация, возникшая сейчас в Северной Корее, напоминает годы советского режима, шантажировавшего мир своим ядерным оружием. Те годы незабываемы, и невольно возвращаешься к истокам рождения самого страшного оружия за всю историю человечества.
Штат Новая Мексика. Безмолвная, бескрайняя пустыня, ставшая свидетелем испытания первой атомной бомбы. Вздрогнула земля от громоподобного взрыва, мгновенно выплеснувшего наружу белесый огонь. Вздыбился над пустыней чудовищный облачный столб. А генерал-майор Лесли Гровес, начальник секретного проекта «Манхэттен», создатель первой в мире атомной бомбы, вспомнил человека, имя которого впоследствии стало синонимом атомного века. Он знал его лично, проработал с ним ни один месяц. Звали этого человека Энрико Ферми.
Событие это произошло 16 июля 1945 года - за месяц до атомной бомбежки японских городов, бомбежки, положившей конец Второй мировой войне. В тот день президент США Трумэн в узком кругу своих помощников - секретаря по делам Второй мировой войны Генри Стимсона, генерал-майора Лесли Гровеса и начальника Объединенного штаба вооруженных сил США Джорджа Маршалла - принял историческое решение о быстрейшем завершении войны с помощью нового атомного оружия. Столь решительные и чрезвычайные меры были продиктованы тем, что сталинское руководство бывшего Советского Союза стало быстрыми темпами стягивать к маньчжурской границе свои войска и к 6 августа 1945 года - дню, когда на Хиросиму была сброшена первая атомная бомба - там уже находилась огромная советская армия в составе полутора миллионов солдат. Разведывательные данные убеждали президента США и его военных помощников в том, что Сталин намеревался первым захватить Японию и превратить ее в своего сателлита, в нечто подобное тому, что через несколько лет советскими лидерами было сделано с захваченной территорией Восточной Германии.
Во время обсуждения сверхсекретных планов нередко произносилось имя Энрико Ферми. О том, что он сделал для человечества, можно узнать, побывав в пригороде Чикаго, в Батавии, в национальной лаборатории «Ферми Лэб».
Энрико Ферми - известный ученый, физик, получивший Нобелевскую премию в 1938 году. Он по праву считается основоположником атомного века, ибо под его руководством еще в 1940 году при Колумбийском университете в Нью-Йорке был построен первый в мире атомный реактор. Свои исследования в области ядерной физики ученый продолжил в Чикагском университете. Именно здесь Ферми впервые произвел контролируемую ядерную реакцию, ставшую основой многих последующих исследований в области ядерной энергетики. Это историческое событие произошло 2 декабря 1942 года.
Первая атомная бомба, прозванная «маленький мальчик», длиной 10,5 фута и весом 9,700 фунтов, была сброшена на Хиросиму в 2 часа 45 минут утра 6 августа 1945 года, а вторая, выпуклая, длиной 12 футов и весом 10 тысяч фунтов и тоже имевшая свое прозвище - «жирный мальчик», полетела на Нагасаки 8 августа того же года. Эти смертоносные картины, пыльные и невообразимые ранее, чудовищных размеров столпы огня, сразу же озарившие взлетевшие к небу грибоподобные грязные облака запечатлены в памяти всех последующих поколений. Вопреки привычному отсчету времени, вопреки всем земным календарям начался новый век - атомный, и с тех пор Энрико Ферми стал его синонимом.
С тех пор человечество потеряло покой, познало страх и неуверенность в завтрашнем дне. С тех пор атомная лихорадка охватила весь мир. Но вряд ли великий ученый, мечтавший удержать в своих руках дикую, еще никому не поддававшуюся ядерную реакцию, стремившийся проникнуть в тайны материи, чтобы добыть новые и неограниченные источники энергии и познать исток нашей жизни, думал об ее уничтожении.
2) ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ЭНРИКО ФЕРМИ
Ферми умер в 1954 г., когда ему было всего 53 года. Но если бы он дожил до наших дней, то наверняка доказал бы, что не атомная бомба была его мечтой, а все то, что сегодня делают последователи гениального физика в его бывшей лаборатории под Чикаго - в «Ферми Лэб», ставшей крупнейшим в мире исследовательским институтом по ядерным изучениям. В лаборатории создан гигантский «крушитель атомов», ускоритель, который стал самым мощным в мире. «Все, что сможет делать «крушитель атомов», выше всякого понимания, его способности превосходят даже наше воображение», - говорит Диксон Богерт, заместитель менеджера исследовательского проекта лаборатории Ферми.
Огромная территория этой лаборатории еще несколько лет тому назад напоминала поле какого-то грандиозного сражения. Все оно было изрыто глубокими кратерами, вокруг которых поднимались груды земли, и со стороны казалось, что это были не кратеры, а гигантских размеров воронки, образовавшиеся от мощнейших взрывов бомб или снарядов. Но если внимательнее присмотреться, то можно было заметить, что кратеры были произведены на свет не разрушительной силой, а рукой человека, и не хаотически они оказались разбросанными по территории, а раскинулись четко очерченным кругом, в каждом из которых были бетонные ступени, ведущие вглубь земли на расстояние, равное четырехэтажному дому. Теперь кратеры соединяются между собой туннелем, образуя ровное подземное кольцо окружностью в две мили. Все стены этого кольца выстланы тяжелейшими бетонными сегментами, каждый из которых весит 36,000 фунтов. Всего было уложено 1,181 сегмент и только после этого дом для «крушителя атома» оказался окончательно готовым.
Одновременно с окончанием строительных и монтажных работ завершилась и сборка главного «инструмента» - мощнейшего кругового инжектора. Мировая техника еще не знает равного ему по силе. Инжектор может разгонять по своему кругу триллионы протонов в секунду и в вихре сумасшедшей скорости они начинают сталкиваться и крошить друг друга. И чем быстрее этот вихрь, чем сильнее происходит столкновение, тем вероятнее более полное их разрушение и образование ничтожно малых частичек распада - кварков, за которыми ученые охотятся еще с тех пор, как Энрико Ферми создал свой первый в мире реактор. Кварки, как считают ученые, и есть тот исходный, первоначальный материал, который природа воспроизвела прежде всего.
Но ученых современной лаборатории Ферми интересуют отнюдь не любые «отбросы» от столкновений протонов, не случайно попавшиеся им кварки, а особые типы их, стоящие у самого истока великого разлива жизни, которые и помогут, вероятно, разгадать ее тайну. С момента введения в строй «крушителя атомов» - а это случилось в 1998 году - началась новая эпоха в мировой науке – эпоха реального познания человеческой жизни.
Этот научный центр, десятки лет действующий в чикагском пригороде Батавия, официально называется «Fermi National Accelerator Laboratory», а «крушитель атомов» тоже имеет свое название - «Главный Круговой Инжектор». Почти за пять лет, прошедших со дня рождения «крушителя», в Батавии произошло много важных событий. Прежде всего, ученые, используя радиацию, возникающую при разрушении и образовании ничтожно малых частиц распада, смогли открыть структуру генов, ответственных за появление некоторых опасных болезней. Тот же метод позволил исследователям «Ферми Лэб» воспроизвести и состав новейшего лекарства, блокирующего развитие ферментов, ответственных за рождение нового потомства такой страшнейшей болезни, как СПИД.
Последователи Энрико Ферми сделали еще ряд важных открытий. В числе их удивительное открытие лауреата Нобелевской премии Лиона Ледэрмана, связанное с нахождением истока жизни нескольких новых и недавно обнаруженных кварков.
Новое открытие - неоспоримое доказательство огромнейших возможностей и перспектив ядерной энергетики, о которых мечтал великий Энрико Ферми.
3) ОПАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Сегодняшняя ситуация, возникшая во взаимоотношениях с Ираком, Ираном и Северной Кореей, явно претендующих на образование «стального треугольника» противостояния нашей стране, невольно воскрешает в памяти ужасное прошлое, когда в 1961 году Хрущев потребовал немедленного вывода войск НАТО из Берлина и сразу же за этим осуществил провокационное испытание новой советской ядерной бомбы, самым беспардонным образом нарушив заключенное между США и бывшим СССР соглашение о прекращении испытаний в воздухе ядерного оружия. Вскоре в бывшем Советском Союзе над просторами Якутии были одна за другой взорваны сорок новейших советских водородных бомб.
В те дни мир замер в оцепенении: сумасшедшая идея ядерной войны, которая до того времени витала в воздухе, на глазах у всех превращалась в реальность. Мир в те дни устоял, но шок от ядерных провокаций хрущевского руководства был настолько велик, что президент США Кеннеди призвал каждого жителя страны строить в своем доме бомбоубежище, которое смогло бы предохранить от вездесущей радиации. Те времена и по сей день в памяти некоторых чикагцев, включая и жителя его пригорода Флосмур, офтальмолога Лоурэнса Гринспэна.
В 1961 году он построил в подвале своего дома из бетона и металла непроницаемое для радиации бомбоубежище. В нем имелись вентиляция и все необходимые удобства для жизни. У входа в него на наружной стороне массивной двери Лоурэнс повесил ружье и надпись: «Бомбоубежище. Посторонним не входить. Убью». Это было, конечно, шуткой, ибо в бомбоубежище Лоурэнса в те дни по вечерам собиралось много друзей и соседей. Они пили чай, играли в карты, рассказывали всякие истории и с тревогой думали о возможности ядерной атаки на их город.
Но время шло, и страхи постепенно рассеивались. Постепенно терялся и интерес к бетонному бункеру. Туда больше никто не заглядывал, и «военная» комната подвала, имевшая размер 48 квадратных футов, практически всеми была забыта и со временем превратилась в склад ненужных вещей. В 1984 году семья Лоурэнса продала свой дом, и его новая хозяйка, Шерил Лаф, как-то обнаружила в заброшенном бункере запечатанную бутылку с питьевой водой, на которой сохранилась надпись, сделанная много лет назад самим Лоурэнсом Гринспэном: «10.13.61». Нашлась и фотография, историческое свидетельство тех уже далеких и тревожных дней, а вместе с ней и список друзей Лоурэнса, навещавших почему-то всегда по вечерам его непроницаемый бункер. В том списке было тридцать фамилий.
Строятся ли сейчас бомбоубежища? Оказывается, да! Есть в штате Иллинойс место, куда и по сей день приходят запросы на изготовление непроницаемых для радиации бомбоубежищ. Это место - небольшой городок Плато Центр, в котором находится фирма «Арч Технолоджи Корпорэйшн». Назначение ее - строительство бомбоубежищ для людей и самолетов. Один из заказчиков фирмы - НАТО. Но, как сказала вице-президент «Арч Технолоджи», Андрия Харшбергер, ее компания получает и множество заказов на бомбоубежища от частных лиц из многих стран. «Современное ядерное оружие куда более мощное, чем бомба, сброшенная на Хиросиму, - говорит Андрия Харшбергер, - но тем не менее идея, рожденная в шестидесятых годах, еще жива. Построенные в те годы бомбоубежища способны будут, вероятно, и в наши дни выдержать натиск радиации современного оружия».
Кто же сегодня, кроме НАТО, являются именитыми заказчиками «Арч Технолоджи»? Вопрос, на который, видимо, трудно получить ответ у архитекторов современных бомбоубежищ. Но бесспорным остается факт, что строятся они по всему миру, и бывшее укрытие Лоурэнса Гринспэна все еще остается реальным, хорошо осязаемым предупреждением будущему. Взрывы прошлого все еще в памяти многих людей.