А судьи кто?
Пока компания ВР продолжает бороться с небывалым разливом нефти в Мексиканском заливе (ее представители утверждают, что компания добилась некоторых успехов и почти половину дневного выброса нефти удается собрать), федеральные власти и генпрокуроры уже пострадавших от загрязнения штатов все больше задумываются о судебных исках против этой компании. А вот частные компании и простые жители уже засыпают федеральные суды своими исками, требуя возмещения ущерба. Всего на конец мая в различные федеральные суды на юге страны было подано больше 150 различных исков.
Денег требуют все: рыбаки, потерявшие весь сезон, владельцы гостиниц, так и не дождавшиеся туристов, и многие другие. И наверняка что-то получат. Но не все, как выясняется, так просто.
Согласно недавнему исследованию информационного агентства АП, большая часть федеральных судей в округах, пострадавших от разлива нефти, где уже поданы иски против компании, имеет связи или интересы в нефтегазовом бизнесе. А это значительно усложняет позицию истцов, ведь найти суд, где бы судья был не связан с нефтяными гигантами, довольно тяжело. А если судья каким-либо образом связан с компанией, против которой подан иск, кто знает, какое решение будет принято.
При том, что 37 из 64 федеральных судей в Луизиане, Техасе, Алабаме, Миссисипи и Флориде имеют связи с нефтяной промышленностью или другими энергетическими компаниями, найти «правильный» суд не так легко. Это прекрасно осознают и адвокаты истцов. Ведь, согласно отчету АП, некоторые из судей владеют акциями либо ВР, либо Halliburton, либо Transocean, против которых и подается основная часть исков. Эти судьи либо владеют акциями и получают дивиденды, либо вложили свои деньги в какой-то фонд, который, в свою очередь, владеет акциями этих компаний. А ведь владение акциями – это прямая финансовая заинтересованность со стороны судьи, и федеральные нормы предусматривают, что такой служитель Фемиды обязан отказаться от ведения подобного дела. Но вряд ли откажется, ведь правила составлены настолько расплывчато, что только прямое владение акциями потенциальных ответчиков может привести к тому решению.
Все это заставляет адвокатов истцов искать оптимальное для них решение. Они теперь пытаются объединить все иски, поданные из-за катастрофы в Мексиканском заливе в один коллективный иск. При этом они предполагают, что такой иск мог бы рассматриваться в федеральном суде в Луизиане.
К одному иску стремятся и адвокаты компании ВР, таким образом компания здорово сэкономит на юридических расходах. Однако стряпчие ВР уже подали прошение, чтобы подобный коллективный иск рассматривался в Техасе местным судьей Линном Хью.
У ВР давние связи с этим судьей. Несколько лет подряд Хью был почетным докладчиком на ежегодных конференциях геологов-нефтяников. Правда, никаких денег за свои «удивительные по глубине лекции» он не получал – только оплату проезда, жилья и питания.
Но эта кандидатура совсем не устраивает адвокатов истцов, которые считают, что давние связи Линна с нефтяными компаниями заставят его принимать решения в их пользу. А решений принимать судье, который будет разбираться в этом деле, придется много. В том числе и тех, что потом можно будет считать прецедентными.
Впрочем, не стоит забегать вперед. На следующей неделе вашингтонская федеральная юридическая комиссия будет рассматривать возможность объединения исков по заливу в один. А если такое решение будет принято, то членам комиссии придется выбирать и суд, который займется рассмотрением этого непростого дела.
Некоторые специалисты полагают, что таким судьей может стать новоорлеанский судья Карл Бабир. В его суд уже подано 20 таких исков, а сам Бабир решил продать принадлежащие ему акции нефтяных гигантов, чтобы при рассмотрении дела не возникало конфликта интересов.
Впрочем, по некоторым сведениям, на рассмотрение этого дела могут назначить специального судью, у которого есть опыт в разбирательстве с экологическими проблемами. Вот только будут ли у него интересы в нефтяной промышленности?
Н. Петров
comments (Total: 3)
Будьте снисходительны.
Цыпленок тоже хочет есть