НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ
достичь Северного полюса
Произошло это в июле 1897 года и связано с именами шведского инженера Соломона Андре и его соотечественников Нилса Стриндберга и Кнута Френкеля. Но об их судьбе мир узнал лишь спустя 33 года, когда на острове Белый случайно были найдены тела трех участников этой экспедиции и дневник руководителя экспедиции Соломона Андре.
Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 года в небольшом городке Гренна в многодетной семье аптекаря. Окончив пять классов, он уехал в Стокгольм, прошел подготовительный курс и поступил в Королевскую высшую техническую школу, где избрал своей специальностью физику, в изучении которой ему помогал профессор Роберт Даландер.
После окончания школы Андре отправился в Филадельфию (США), устроился работать в шведский отдел Всемирной выставки. Здесь он впервые заинтересовался воздухоплаванием и получил первые уроки у известного воздухоплавателя Уайза.
Вынужденный вскоре вернуться в Швецию из-за болезни, Андре работал некоторое время инженером, а затем при поддержке профессора Декандера получил место в Королевской высшей технической школе.
В 1882 г. Швеция приняла участие в исследовании Арктики по программе Первого международного года, организовав полярную обсерваторию на мысе Тордсон (Шпицберген). В число участников был зачислен Соломон Андре, который в течение года вел регулярные метеорологические наблюдения. По возвращении в Стокгольм он был назначен руководителем технического отдела патентов. Но не забыл Андре своего юношеского увлечения - воздухоплавания. Для того, чтобы лучше ознакомиться с изготовлением воздушных шаров, он несколько раз ездил во Францию.
Получив от благотворительной организации небольшую сумму денег, Андре покупает воздушный шар. Первый подъем на шаре “Свеа” Андре совершил 15 июля 1893 года. В течение 1893-1895 гг. он совершает 9 полетов, изучая метеорологические условия на разных высотах, характер воздушных течений, состав воздуха и пр. В целом его полеты составили более 40 часов, и его шар пролетел около 1500 км. В один из полетов, несмотря на штормовую погоду, “Свеа” поднялся на высоту более 4387 м, побив рекорды высоты.
Полеты на “Свеа” были для Андре не только тренировочными. Он постоянно занимался совершенствованием шара и выполнил более 400 сложных наблюдений. Настойчивость инженера удивляла даже тех, кто близко знал его. Любимый девиз Андре: “Лучше один раз сказать и сто раз сделать, чем сто раз сказать и ничего не сделать”.
В 1894 году на одном из собраний Шведского общества географов и антропологов Андре познакомился со знаменитым полярным путешественником Э.Норденшельдом и поделился своей заветной мечтой - предпринять научную экспедицию в Арктику на воздушном шаре. Идея Андре получила поддержку.
К ПОЛЮСУ ПО ВОЗДУХУ
Свой план организации воздушной экспедиции к Северному полюсу Соломон Андре впервые изложил 13 февраля 1895 г. на заседании Шведской Академии наук и 15 февраля им был сделан также доклад в Шведском географическом обществе. В соответствии с планом экипаж воздушного шара должен был состоять из трех человек, его общая грузоподъемность с аппаратурой и провизией должна была составить около 3 тонн. Планировалось стартовать со Шпицбергена и преодолеть расстояние до полюса (около 1200 км) за двое суток.
План экспедиции на воздушном шаре, предложенный Андре, широко обсуждался общественностью Швеции. Организация подобной экспедиции требовала значительных средств. Был объявлен сбор пожертвований. Первым из жертвователей стал Альфред Нобель, будущий учредитель Нобелевских премий, внесший половину необходимых денег. Остальные средства были выделены королем Оскаром II, промышленником Диксоном и профессором Ретциусом.
Построен был воздушный шар для экспедиции Андре в Париже. При его постройке были учтены все новейшие научно-технические достижения того времени. Подготовительная работа велась до весны 1897 г. Кроме начальника экспедиции Соломона Андре в ее состав вошли физик и фотограф Нильс Стриндберг и молодой инженер Кнут Френкель.
18 мая 1897 г. канонерская лодка “Свенскунд”, предоставленная шведским правительством в распоряжение экспедиции, вышла из Гетеборга. На ее борту находился воздушный шар. В конце мая лодка пришла к берегам Шпицбергена. Туда же на судне “Вирго” прибыли и участники экспедиции. Здесь был построен ангар, где предстояло надуть шар, погрузить в гондолу запасы продовольствия и научное оборудование.
11 июля 1897 г. в 13 ч. 46 мин. под крики “Да здравствует Швеция!” шар “Орел”, как назвали его аэронавты, взлетел с острова Дейне. Но при подъеме оборвались три гайдропа, и шар практически стал неуправляемым. Движимый попутным ветром, “Орел” пролетел в северо-восточном направлении около 480 км.
“Странный человек”, “фанатик”, “безумец” - говорили об Андре, когда он выдвинул свой проект. Когда же телеграф оповестил планету, что “Орел” полетел к полюсу, все стали ждать вестей о судьбе аэронавтов. В первую очередь ждали голубиную почту Андре, т.к. радио в те годы еще не изобрели, и 36 голубей, взятых с собой, должны бы обеспечить связь шведских воздухоплавателей с внешним миром. Первая депеша на фирменном бланке Андре гласила: “От полярной экспедиции Андре для “Афтонбладет”, Стокгольм, 13 июля. 12 часов 30 минут. 82 градуса 2 северной широты, 15 градусов 5 восточной долготы. Благополучно продвигаемся на восток, уклоняясь на 10 градусов к югу. На борту все нормально”. Это была третья голубиная почта Андре. Но оборвавшиеся вначале гайдропы привели к тому, что шар не мог подняться на рассчитанную высоту и опускался почти до поверхности, ударяясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции - Северного полюса.
Отпустив оставшихся голубей, решили готовиться к пешему походу. После недельной подготовки 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции. Организуя экспедицию, Андре предусмотрел возможность того, что ему придется искать убежища. У аэронавтов были лодки и трое саней. Но путь по дрейфующим льдам был исключительно сложным, приходилось преодолевать трещины и разводья, перебираться через торосы. Несмотря на все сложности этого похода, исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили все в дневники. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Белый, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.
СЛУЧАЙНАЯ НАХОДКА
Прошел год, как” Орел” бесследно исчез на пути к полюсу, и о нем стали забывать. Не успокоились только родные и близкие аэронавтов, которые сумели добиться того, что в августе 1898 г. шведское правительство послало к Шпицбергену на пароходе “Антарктида” специальную экспедицию для поисков экипажа. Были тщательно обследованы точки архипелага на севере и на востоке, а также юго-западный берег острова Белый. Участие приняли и китобои Норвегии, искавшие вдоль берегов Восточной Гренландии. А американский журналист Вальтер Уилман надеялся найти воздухоплавателей на мысе Флора. Но, увы, на сей раз поиски завершились безрезультатно.
Проходили годы. Затем разразилась Первая мировая война. В нахлынувших важных событиях люди забыли о первых аэронавтах, устремившихся на заре воздухоплавания к неведомому Северному полюсу и пропавших без вести...
Через 33 года, в августе 1930 г., норвежская промысловая шхуна “Братвог” подошла к арктическому острову Белый. Матросы почти весь день отстреливали моржей и решили отдохнуть. Двое из них, Сален и Тюсвик, полезли наверх по склону и увидели алюминиевую крышку от кастрюли. Стали искать кастрюлю и увидели торчавший из-под снега кусок брезента и вскоре обнаружили нос лодки, а в ней какие-то вещи. На приклепанной позеленевшей латунной пластинке прочли надпись: “Полярная экспедиция Андре”.
К дальнейшим поискам подключились члены экипажа и пассажиры экспедиции доктора Гюннара Хорна. Из узла одежды вытащили карманный календарь, испещренный цифрами наблюдений и лаконичными заметками. А на месте, где когда-то, по-видимому, стояла палатка, в тряпье покоился прислонившийся спиной к гранитной стене человеческий скелет в тяжелых полярных сапогах. Вензель”S.A.” на полуистлевшей подкладке давал понять, что это был прах капитана первых воздухоплавателей, пытавшихся в конце ХIХ века покорить Северный полюс. В расщелине между скалами под камнями оказался скелет тоже в истлевшей одежде. На одной из костей кисти было золотое кольцо, на котором прочли выгравированную фамилию Стриндберга.
Поскольку шхуна должна была продолжать путь к Земле Франца-Иосифа, на поиски третьего аэронавта не оставалось времени. Но был составлен план места находки, на борт “Братвога” перенесли собранные вещи, сколотили гробы. А на месте, где лежал труп Андре, геологи поставили каменный тур с высоким деревянным шестом. Это позволило через три недели по следам “Братвога” помчаться другой норвежской шхуне “Исбьерн” со шведской экспедицией и 5 сентября прибыть к берегам острова Белый, чтобы продолжить поиски.
В метре от того места, где нашли останки Андре, был обнаружен скелет Френкеля. В кармане пиджака лежали записная книжка и вечное перо с чернилами. Было собрано буквально все, что могло прояснить пребывание аэронавтов на острове. Бесценной находкой оказались совершенно целый фотоаппарат и металлические ящики, где находились кассеты с фотопластинками. В 2000 г. содержание дневниковых записей участников экспедиции было опубликовано в “Вестнике Российской Академии наук” д-ром Г.Анохиным.
ЧИТАЯ ДНЕВНИКИ
Один из дневников Андре сохранился почти полностью. Он велся с 11 июля до 2 сентября 1897 г. и содержал 118 страниц. После того, как были отпущены оставшиеся голуби, 22 июля Андре и его спутники стали на лыжи и с нагруженными санями направились в сторону Семи островов, что объяснялось продолжавшимся дрейфом льдов на запад.
12 сентября мощное течение понесло ледовые поля на юг между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа. Встречались разводья и ямы. Из дальнейших записей капитана стало известно, что 17 сентября выглянуло из тумана уже не греющее солнце. Перебравшись на прочную льдину, путешественники решают готовиться к зимовке и строят трехкомнатную хижину из кусков льда. Аэронавты определили также местонахождение и установили, что рядом остров Белый. Это вселяло надежду, что удастся продержаться.
Началась зимовка. Но в ночь с 1 на 2 октября льдина треснула прямо под хижиной. Андре записал в дневнике:
“Никто не потерял бодрости духа. С такими товарищами можно выпутаться из беды при каких угодно обстоятельствах”.
А уже через день октября Стриндберг отмечает в своем календаре: “Положение напряженное”. Последние сохранившиеся записи Андре относятся к 7 октября. В личном дневнике Френкеля остались лишь метеорологические записи. В календаре Стриндберга осталась пометка с датой 17 октября. Когда и отчего погибли аэронавты, остается невыясненным. Но, судя по тому, что тело Стриндберга было обложено камнями, он умер первым, и его похоронили товарищи.
Как долго после этого прожили Андре и Френкель? И отчего умерли? Явно не от голода, ибо в лодке были значительные запасы продовольствия. Одно из предположений: над местом, где стояла палатка, нависал ледовый щит, еще выше - снежный карниз. Возможно, снежный обвал стал причиной смерти людей. Найденные на месте гибели экспедиции документы позволяют предположить, что Андре, Френкель и Стриндберг умерли в середине октября 1897 г.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ
Все находки были затем изучены и сохранены. Останки уложены в три гроба и погружены на ту же канонерскую лодку Свенсксюнн, которая 33 года назад доставила экспедицию Андре на Шпицберген, и привезли в Стокгольм, где торжественно сожгли в крематории. На подходе к Стокгольму судно сопровождали почетный эскорт кораблей и эскадрилья аэропланов. Над городом прозвучал траурный салют. А на всем пути печального шествия, несмотря на плохую погоду, стояли десятки тысяч людей, пришедшие отдать дань вернувшимся на родину героям-соотечественникам. В честь Соломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген была названа Землей Андре.
Подвиг Андре был не напрасным. Примеру шведского инженера последовали затем исследователи разных стран. И хотя люди достигли Северного полюса не по воздуху, а на собачьих упряжках, все же Арктика и полюс окончательно были покорены именно с воздуха. Десятки самолетов доставляли туда экспедиции, работали дрейфующие научные станции. Совершались трансарктические перелеты. И регулярные рейсы через Северный полюс пассажирских самолетов из Северной Америки и Японии в Европу, стали такими же обыденными, как и железнодорожные поездки...
Все это звенья одной и той же цепи. А начало ее более ста лет назад положили пионеры полярного воздухоплавания Соломон Андре, Нилс Стриндберг и Кнут Френкель.
Семен КИПЕРМАН