Бескровный переворот в Юте

Америка
№19 (734)

В минувший уикэнд свершилось немыслимое: в самом консервативном штате страны - Юте - один из самых ультраконсервативных сенаторов страны Боб Беннет, работающий уже третий срок в палате, проиграл выборы на партийном кокусе, потому что оказался недостаточно консервативен.
Кокус – это конференция республиканской партии штата, где местные делегаты должны были избрать кандидатов на осенние промежуточные выборы, те самые, на которые республиканцы возлагают такие большие надежды. Представители великой старой партии должны были отобрать кандидатуры для борьбы за несколько мест в нижней палате Конгресса и одно в верхней, то самое, что до конца года будет занимать Беннет. На место «потомственного сенатора»,  а Беннет занял место, на котором четыре срока отсидел его отец – влиятельный местный политик Уоллес Беннет, - претендовали семь кандидатов. В том числе и несколько тех, кого поддерживали «чаевники» - активисты движения Tea Party, выступающие против президента Обамы и его проектов, либералов различного толка и вообще против всего вашингтонского истеблишмента. Это были местный предприниматель Тим Бриджуотер и адвокат Майк Ли. 
Еще в начале  года «чаевники» пообещали, что на предстоящих выборах они добьются того, что все «ренегаты», или, если уйти от клише, республиканцы, не проявившие достаточного консерватизма, будут заменены. В число таких ненадежных и попал 76-летний сенатор от Юты.  «Чаевники» обвиняли Беннета в связях со столичным истеблишментом, в излишней уступчивости при голосовании. В частности, Беннет голосовал за выделение помощи тонущим корпорациям (еще при Буше), за выделение пакета стимулов для оживления экономики (при Обаме),  а также был одним из авторов компромиссного проекта реформы системы здравоохранения. Его проект не прошел, но «чаевники» этого не простили и даже обозвали сенатора – либералом.  Тогда Беннет не придавал этому никакого значения. В средствах на ведение предвыборной кампании он не нуждался, ведь в Юте в политику играют только хорошо обеспеченные люди. А кроме того его поддерживали такие влиятельные республиканцы  как Митт Ромни, Ньют Гингрич и Карл Роув. Оказалось, что этого для победы не достаточно.    
В первом туре Беннету удалось устоять, он занял третье место и рассчитывал на выход в финал – июньские праймериз, на которых свою волю выразили бы избиратели. Тут у него были бы шансы использовать свои средства и своих поручителей. Перед вторым туром партийной конференции, каждому из трех оставшихся  кандидатов было предоставлено по минуте на выступление. Если Беннет ограничился дежурным лозунгом эпохи вторых бушевских выборов (или третьих блумберговских) о том, что коней на переправе не меняют, то его противники были гораздо резче. Каждый, как Обама, обещал, как только его изберут, провести такие изменения в Вашингтоне, от которых каждый житель Юты... 
Ни один из «чайных» кандидатов во втором туре так и не набрал вожделенные 60 процентов голосов, позволяющие избежать праймериз.  Однако оба набрали больше голосов, чем нынешней сенатор, что означает - в конце года Беннету придется оставить насиженное капитолийское место. Если он, конечно, как некоторые его однопартийцы, не намерен сменить политическую платформу и выступить на выборах в качестве кандидата от независимых. Правда не припомню, чтобы в Юте прибегали  такому сценарию, уж слишком он неожидан для такого консервативного штата.
После подведении итогов, когда стало понятно, что Беннета прокатили, зал устроил овацию, а «чаевники» принялись размахивать своими баннерами, на которых был написан лозунг  “Do Not Tread On Me”, что вполне можно перевести как «не наступай на горло». Это именно то, чего противники обамовских реформ требуют от центральных властей – «не замай», - сказали бы на Украине, а чем Юта хуже.
Сам же сенатор со слезой в голосе пожаловался на отравленную атмосферу партийной конференции и заявил, что и теперь не изменил своей позиции. «Я бы голосовал так же, даже зная, что это будет стоить мне карьеры»,- сказал он ошарашенным журналистам.
«Невероятно,-  оценил итоги партийной конференции Джастин Уильямс, один поликомментаторов республиканского толка.  - Чтобы представитель ультраправого крыла проиграл в ультраконсервативной Юте из-за недостаточной консервативности? Да если бы мне об этом сказали неделю назад, ни за что бы не поверил».
И никто не поверил бы. Однако как считают местные политологи антивашингтонские настроения в штате, в особенности среди республиканцев и «чаевников» настолько сильны, что иного исхода быть и не могло. «Этот год и эти выборы будут проходить под знаком борьбы с вашингтонским истеблишментом, - считает другой политолог,- а если посмотреть на Беннета, то он настоящее воплощение этого прогнившего режима. Сенатор, сын  сенатора. Он начинал свою карьеру служащим в верхней палате Конгресса, затем стал лоббистом,  потом стал «служить народу». Он, наверное, замечательный человек и отличный сенатор, но сегодня его позиция не соответствует тому, чего хотят граждане штата». Вот так, как гвоздями прибито.
Политическая карьера Боба Беннета начиналась в 50-е годы, когда он раздавал предвыборные листовки, призывающие голосовать за отца. В 1962 году он стал работать советником при штабе избирательной кампании  родителя. А затем перебрался в Вашингтон, где за два года перепробовал с десяток различных работ на ниве политики. В частности,  некоторое время работал пресс-секретарем у тогдашнего сенатора от Юты, республиканца Шерма Ллойда. В 1964 году Беннет начал работать помощником в капитолийском офисе своего отца, а затем перешел на работу лоббистом для компании J.C. Penney.  «Это было ошибкой с моей стороны,- шутил он совсем недавно,- я начал работать лоббистом в ту пору, когда они получали гораздо меньше конгрессменов, не то что сейчас».
Затем Беннет работал  порученцем по связям между министерством транспорта и Палатой представителей в администрации Никсона. А затем стал президентом пиаровской копании Robert Mullen, у которой были крепкие связи с президентской администрацией и с ЦРУ.
Кстати, эта работа и помешала его дальнейшему карьерному и политическому восхождению. Один из участников и организаторов уотергейтского скандала, бывший агент ЦРУ Говард Хант работал на Беннета и контактировал с ним после неудачного взлома штаб-квартиры демократов.
После скандала Беннет на короткое время ушел из политики и работал на руководящих постах в разных организациях, где сколотил довольно приличное состояние.
Когда в 1992 году преемник его отца сенатор Джек Герн решил уйти в отставку, Беннет вступил в борьбу  за место сенатора от Юты.  Он  рассчитывал на семейные связи, на влияние своего отца в штате и не ошибся. Ему удалось вырвать победу на весьма нелегких праймериз, а затем выиграть выборы у местного демократа. Избирательная кампания 1992 года обошлась Беннету в 13 миллионов долларов, и стала самой дорогой в истории штата.
Попав в Сенат Беннет понял, что его предвыборные обещания – разобраться с налогами и субсидиями не вполне реалистичны. Разобраться с этими вопросами не было никакой возможности, да и его старшие товарищи по палате не собирались отдавать инициативу в руки новичку. Поэтому молодому сенатору пришлось заняться более мелкими проектами и, что называется «не высовываться». Впрочем, он им потом не «не высовывался»,  предпочитая общению с прессой кропотливую закулисную работу.
Большинство его успехов и достижений связаны с работой в комитете по ассигнованиям Сената. Именно здесь Беннет сумел добиться крупных денежных вливаний для своего штата. К примеру, он выбил крупные средства на развитие транспортной системы штата в преддверии Олимпиады 2002 года. Из-за чего поссорился со своим приятелем Джоном Маккейном. К слову, последний также является целью «чаевников» и сенатора от Аризоны ждут нелегкие праймериз.  Беннет также сумел добиться выделения миллионов долларов на развитие университетской системы штата. Об этом он и пытался напомнить делегатам парконференции. Но не был услышан.
А «чаевники» торжествуют свою первую крупную победу. Хотя их тактика – бей своих, чтоб чужие боялись вызывает удивление. Ведь эта победа может вполне окажется пирровой. Да и кандидаты на место Беннета, что называется оставляют желать... А попытка увести республиканскую партию вправо может привести к расколу, и крепко аукнуться этой осенью на выборах. Как уже случалось.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir