Виват, Аида!
Кто из нас не знает певицу, актрису, поэтессу и композитора Аиду Ведищеву? Кто не читал о ее уникальном жизненном пути? Кто не посещал ее феерические концерты? Кто не помнит вечную «Песенку о медведях», которые трутся о земную ось? Если такой редкий человек найдется (который не слышал, не читал, не видел, не знает), - эта статья для него и, конечно же, для всех поклонников певицы.[!]
Воистину, писать о явлении Аиды Ведищевой – великий труд. О ней уже столько и настолько ярко писали, что добавить хоть что-то – почти невозможно. Можно лишь сделать обзор уже сказанного. Тем паче, что писали известные в русскоязычной журналистике Альфред Тульчинский, Майя Прицкер, Михаил Садчиков и другие. Правда, из данного списка несколько выпадает нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер. Да-да, это не описка, он тоже писал о Ведищевой: «Моему другу Аиде, талантливой певице и человеку огромной чувственности, с пожеланиями высоких достижений». Согласитесь – не каждому посвятят такой автограф. Как ни удивительно, но в коллекции писем, адресованных выдающейся певице, даже нобелевские лауреаты, так сказать, не предел. Есть там послания от Нэнси Рейган, от Джорджа и Барбары Буш...
Почти все многочисленные, чтобы не сказать – бесчисленные, публикации в русскоязычной прессе по обе стороны океана, посвященные Аиде Ведищевой, базируются на более или менее постоянном круге событий и фактов. Выбор тех или иных конкретных фильмов, песен или жизненных вех, естественно, слегка разнится, но интонация одна на всех – восторженная. И это не удивительно, а как еще можно относиться к Аиде Ведищевой?
«Amazing Aida» - так непритязательно и точно озаглавила статью выходящая на русском языке газета «В Новом Свете». С другой стороны, в зарубежной для нас донецкой газете можно прочесть не менее доброжелательный отзыв: «В США певица добилась очень многого. За несколько лет ей удалось взойти на Олипм, стать звездой Голливуда и Бродвея».
Но, как мне кажется, для самой Аиды наиболее дорогими являются не газетные рецензии, не поражающие своей свежестью журналистские находки, а реакция публики. Приведу лишь горстку отрывков из писем слушателей и зрителей. «Очаровательная, неувядаемая, обаятельная, женственная... Можно было продолжать этот список эпитетов до бесконечности, если бы не было одного всеобъемлющего определения: Вы – артистка!» (поклонники из Канзаса).
«Мы тут в Америке 14 лет, много слышали, но Ваш концерт – самый лучший!» - таких писем множество. Самый же прочувствованный отзыв такой: «Восторгаемся Вашим талантом, умением так красиво и тонко, артистично преподнести публике Ваши песни. Вы с большим вкусом и темпераментом все исполняете». Что называется, просто и хорошо.
Поскольку я адресую статью гипотетическому читателю, который не уследил за творческим путем Аиды Ведищевой, напомню основные вехи биографии певицы.
Никому не известная девчонка из Иркутска уже в 1967 году могла попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Она чуть ли не в одночасье сделалась советской звездой огромного масштаба. Пластинка с незатейливой песенкой о медведях вдруг разошлась семимиллионным тиражом. Публика, как саранча, налетела на прилавки музыкальных магазинов. Такого в СССР еще не знали. Всему виной, как вы догадались, кинокомедия «»Кавказская пленница» – где за красавицу-комсомолку Нину – Наталью Варлей пела Аида Ведищева. Кто из нас не переписывал эту песню на допотопный советский магнитофон, кто не напевал ее, вторя Аиде, в походах, на работе и в городском транспорте? В этой песне, с моей точки зрения, был художественно воплощен весь пафос заката шестидесятников, хотя хрущевская «оттепель» уже и сменилась первыми брежневскими «заморозками». Ведь в то время и незамысловатая песенка о простой человеческой любви уже была поступком.
Аида Ведищева стала популярной, все предвещало появление советской Эдит Пиаф. Судите сами. Песня «Лесной олень» затмила даже «Медведей». Кто забыл, напомню, что прозвучал этот «олень» в кинофильме «Ой уж эта Настя!» Аида была первой исполнительницей и такой крайне своеобразной крепкой «мужской» песни, как «Товарищ» («Я песней, как ветром, наполню страну»). И ведь действительно, этой песней страна была буквально наполнена до краев. Кто мог пройти мимо? Дети, уже, конечно, ставшие взрослыми, должны помнить песню «Чунга-чанга». Уверен, стоило вам прочесть это слово, как мелодия сама собой зазвучала в вашем мозгу.
Если перечислить все знаменитые песни Ведищевой, газеты не хватит. Назову лишь «Помоги мне»: помните, чуть ли не первую эротическую сцену в советском кино – «Бриллиантовая рука» с Никулиным и Светличной? А ведь режиссер Гайдай сначала упорно не хотел брать Ведищеву! Он думал, она может петь только детские песенки. Но после всех проб выяснилось: эту взрослую песню Аида поет, как никто. Похоже, у всего советского народа, особенно мужской его части, от этой песни и вправду сердце гибло «в огнедышащей лаве любви».
Все вроде бы шло наилучшим образом. Начинала Аида в оркестре Олега Лундстрема, затем (что удивило Лундстрема) ушла и три года работала у Леонида Утесова, пела и с оркестром Юрия Силантьева, пела и одна – под инструментальную фонограмму.
Увы! Партия угрюмым медвежьим оком следила за «еврейскими лицами на эстраде». Жить и петь людям не давала. А ведь это для певицы – одно и то же. В 1980-м она уехала в Америку. В Нью-Йорке Аида пошла в колледж искусств – постигать тайны театрального мастерства, пластики, сценического движения, английского языка и делопроизводства. Чем это кончилось? Приведу выдержку из статьи «Нью-Йорк таймс», которая бережно хранится в коллекции Аиды: «Из советской эстрадной певицы, которую выделял среди прочих лишь красивый, полнозвучный голос, Аида Ведищева превратилась в изящную, обаятельную, элегантную и легкую в каждом жесте актрису». Как говорится, no comments. Причем рецензия была написана после выступления артистки в Карнеги-холл. И организовал памятный концерт Джо Франклин – тот самый, что открыл Барбару Стрейзанд.
Был в личной жизни Аиды уже известный широкой публике тяжелый период. Она вышла замуж за миллионера и оказалась в «золотой клетке». Муж-миллионер был категорически против ее дальнейшей карьеры. Незабываемо написал об этом в «Сладкой жизни» Альфред Тульчинский: «Для нее именно эти, собранные в большой черный кулак неприятности вдруг стали сигналом к рассвету, к поразительному прозрению, к тотальному переходу в новое душевное качество, которое я бы назвал просветлением». Но дадим слово самой Аиде: «Это уже факт прошедшего времени. Теперь я разведена, о чем совсем не жалею, потому что я – как свободная птица! – могу лететь куда угодно». Невольно возникает аллюзия: отчего люди не летают? Как видим, Аида однозначно ответила на этот вопрос. Летают, если захотят. Она обратилась к религии, верит в реинкарнацию. Считает, что в будущей жизни будет адвокатом, поскольку натерпелась в этой жизни. Что мне особенно нравится в удивительной Аиде – это ее неисчерпаемые творческие возможности. Она и певец, и поэт, и режиссер-постановщик. В декабре 1998 года состоялся бенефис певицы в Нью-Йорке, в городе, где певица начала свою американскую карьеру. Аида («Miss Liberty XX века» – так назвала певица свою новую программу) открыла концерт балладой, написанной ею совместно с Влади де Вамом, «America – the Land of Dreams». И как писала газета «В Новом Свете» (18-24 декабря 1998 г.), «с последними звуками «Звездно-полосатого флага» на сцене появилась Аида в образе... статуи Свободы...
Личность, Харизма, Дар Божий.
...Это легенда, символ эпохи, у нее удивительное сочетание эстрадной традиции и смелого эксперимента. Ей любой жанр по плечу».
Восторженная публика кричала: «Браво, браво!». В Майами американская аудитория впервые увидела поющую, живую статую Свободы. Успех необыкновенный! Еще одна победа!
Да, Америка любит победителей. Вот что говорит о себе здесь, в США, блистательная Аида: «Я американская актриса. И этим все сказано. Репертуар на русском языке – дань уважения публике, приехавшей из России, которая любит и помнит меня как Ведищеву. Но для огромной армии поклонников-американцев я Amazing Aida, для них я пою и бродвейские шлягеры, и баллады, стихи для которых пишу сама».
И это правда. Ведь Аида – еще и поэтесса. «Я не только пою, но и пишу песни на английском, - говорит она. – Причем это не шлягерные рефренчики, а довольно серьезные стихи на самые разные темы».
И хотелось бы завершить этот обзор еще одной цитатой, в которой есть ответы на все вопросы о тайне подлинного триумфа певицы.
«У меня часто спрашивают, откуда я беру столько энергии? От небес». Коротко и ясно.
Всемирной тебе славы, Аида!