точка невозвращения
«Четверо прохожих получили ранения в результате бесчинств большой группы подростков на Таймс-сквер»...
«Двое пассажиров сабвея скончались от ножевых ранений в Манхэттене»...
Эти заголовки нью-йоркских новостей за последние недели взбудоражили как рядовых обывателей, так и руководство города Большого Яблока.
Сразу вспомнились подзабытые за десятилетие относительного спокойствия заголовки местных газет: «Пятилетний ребенок убит шальной пулей на детской площадке в Бруклине»... «Банда подростков разгромила несколько магазинов на торговой улице в Квинсе»... «Во время ограбления пассажир открыл стрельбу в сабвее»...
Старожилы, которым довелось жить в этом городе в 80-х и в начале 90-х годов, хорошо помнят чувство страха и безысходности, довлеющее над всеми, кто не смог выбраться из «каменных джунглей» Нью-Йорка в более спокойные пригороды. «Столица преступности», «Новый Бейрут» – такими нелестными эпитетами награждали в то время этот крупнейший город Америки, и были для этого веские основания.
За 1990 год число убитых на улицах Нью-Йорка составило пугающую цифру – 2245. Однако страшнее любой статистики были конкретные случаи. Один из моих соседей был ограблен и застрелен прямо на выходе из банка... К голове давней подруги нашей семьи в лифте приставили пистолет... Знакомый земляк из украинского городка был убит неизвестными ранним утром по дороге на работу... Обучавший меня премудростям шоферского ремесла иммигрант из Минска чудом остался жив в своем такси во время вооруженного ограбления. В тот кровавый год число убитых за рулем водителей составило 47 человек.
Столь похожие на сегодняшние новости воспоминания вызывают понятное беспокойство у нью-йоркцев, которые хотят спокойно жить и работать в этом городе.
Но если рядовые нью-йоркцы интуитивно почувствовали тревожное изменение в общей обстановке, то руководство Нью-Йорка получило в свое распоряжение вполне конкретные цифры. За первый квартал 2010 года число убийств неожиданно выросло на 22,5 процента. На 14% увеличилось количество случаев применения огнестрельного оружия - уже свыше 300 раз с начала года на наших улицах был открыт огонь на поражение.
Как же отреагировали нью-йоркские власти на столь удручающую статистику?
– Мы не собираемся терпеть подобное поведение отдельных индивидиумов, – заявил по радио мэр М.Блумберг по поводу воскресной атаки на Таймс-сквер.
Полиция арестовала 33 подозреваемых в учиненных беспорядках, а также установила оперативный штаб на 43-й улице. По словам главы полицейского управления Р. Келли, в возможные точки сбора членов подростковых банд направляются патрули и агенты специализированного подразделения по пресечению уличной преступности.
– Я не думаю, что плохие времена когда-либо снова вернутся в Нью-Йорк, – высказал свое мнение бывший мэр нашего города Эд Коч, который возглавлял городскую администрацию в течение всех 80-х годов - времени беспрецедентного роста преступности в Нью-Йорке. Разгул эпидемии сильнодействующего дешевого наркотика крэк в то время привел к опустошению целых кварталов в Бруклине и Бронксе и к резкому падению цен на окружающую районы бедствия недвижимость. Помимо обычной уличной преступности, трехсрочное пребывание на посту мэра Коча запомнилось также массовыми беспорядками на рассовой почве.
Перенявший тяжелую эстафету следующий мэр Дэвид Динкинс находился в полной растерянности все время своего краткосрочного пребывания во главе администрации, лишь реагируя в пожарном порядке на кричащие заголовки местных газет увеличить присутствие полицейских в каком-либо районе или подавить бесчинства оголтелых банд в наиболее многолюдных общественных местах. В городских кварталах полыхали учиненные арзонистами пожары, в одном из которых, произошедшем в дискоклубе «Хэппи Лэнд», погибло сразу 87 человек! Хорошо помню характерные для того времени надписи на припаркованных на ночь на улицах тогдашнего Нью-Йорка автомобилях «НЕТ РАДИО. СПАСИБО!» как слабую защиту от взломщиков. Было такое ощущение, что огромный город просто сдался под напором преступников.
Крутой поворот в криминальной обстановке Нью-Йорка произошел лишь к концу 90-х годов под руководством мэра Руди Джулиани. К тому времени число полицейских было увеличено почти вдвое - до 41-й с лишним тысяч человек. По инициативе специалиста по уличной преступности Джэка Мэйпла была разработана и внедрена система сбора и обработки информации КОМСТАТ, которая позволила не только оперативно реагировать на уже случившиеся инциденты, но и предотвращать возможные. Бывший прокурор Джулиани сократил управленческий персонал и направил полисменов, освобожденных от бумаготворческой работы, на патрулирование опасных улиц, инициировал многочисленные аресты по незначительным нарушениям «качества жизни» и принял ряд других непопулярных в нашем либеральном городе мер, за что получил прозвище «наци».
Однако усилия городской администрации принесли положительные результаты - число убийств в городе пошло на убыль. Резко сократились другие виды тяжелых преступлений: ограбления, изнасилования, избиения...
Неожиданный рост с начала 2010 года уличной преступности с использованием оружия заставляет всех нас задуматься: не станет ли этот всплеск началом конца относительно безмятежных лет прошедшего десятилетия?
19-летний И. Мансон, который сейчас поправляется от полученного в Манхэттене ранения в руку, надеется скоро увидеть неизвестного ему преступника в наручниках. Родители 5-летней Синтии, тяжело раненой шальной пулей на детской площадке Бруклина, хотят, чтобы подобная трагедия никогда не случилась с другими маленькими жителями Нью-Йорка. И мы все вместе очень надеемся, что этот год не станет точкой возврата к разгулу уличной преступности.
comments (Total: 1)