Черный квадрат

В мире
№15 (730)

Три попытки
Предоставляю читателям возможность с трех раз угадать, что обсуждали на прошлой неделе высокопоставленные члены правительства, включая его главу. Нет. Нет. Нет. Не угадали. Первостепенного внимания были удостоены не взаимоотношения с США, не иранская ядерная программа и даже не наши палестинские соседи... На стене кабинета, в котором проходило совещание, незримо висела карта Африки. К ней, а точнее, к одной из расположенных в центре Черного континента стран, к Эфиопии, на протяжении нескольких часов было приковано внимание трех государственных мужей и одной государственной дамы – министра абсорбции Софы Ландвер.
Если подсчитать общую продолжительность дискуссий на жгучую “эфиопскую” тему, проходивших за последние два десятилетия на высшем уровне, думаю, речь шла бы о месяцах. С учетом менее занятых чиновников счет наверняка велся бы уже на годы. О суммах, которые стоят за этими дискуссиями, и говорить не стоит, потому как, по выражению одного из участников этих бесконечных обсуждений, “мы имеем здесь дело с “черной дырой”, а вернее, с “черным квадратом”, только не абстрактным, а более чем реальным, особенно для государственного бюджета...”
Теперь, если я повторю вопрос о том, что же обсуждали министры, ответ будет более точным: обсуждалась проблема “фалашмуры”. Так и в самой Эфиопии, и за ее пределами специалисты называют потомков насильственно крещеных некогда эфиопских евреев, требующих ныне для себя тех же прав на репатриацию в Израиль, что и их оставшиеся в лоне иудаизма соплеменники.

Бедные родственники
Наша далекая африканская родня начала переселяться сюда, как известно, три десятка лет назад и за это время привезла с собой тысячи родственников-выкрестов, которых сионистские начальники принимали поначалу с распростертыми объятиями.
Среди участников двух спасательных операций, проведенных израильскими службами в районе Африканского Рога в 70-е и 90-е годы прошлого века, бедных эфиопских родственников с христианскими наколками на теле было не так уж много. К концу первого десятилетия века нынешнего и без того небурный поток полноценных, с точки зрения нашего МВД, эфиопских евреев практически пересох. Зато приток “родственников” продолжается с нескончаемой силой. По данным Еврейского агентства, за три десятка лет в Израиль переселилось не менее 30 тысяч потомков жертв насильственного крещения и еще 7-8 тысяч ожидают очереди на репатриацию.
Между тем, по оценке самых крупных местных африканистов, их могло быть на порядок меньше. Видимо, наши специалисты где-то ошиблись в оценке этого загадочного явления. Сейчас их ошибку и пытаются устранить государственные мужи вместе с одной государственной дамой.
В министерстве абсорбции к нынешнему очередному обострению эфиопской проблемы относятся философски. “Как сионисты мы в министерстве приветствуем всех, кто на законных основаниях приезжает в Израиль, - сказала мне глава ведомства. – Но как государственные чиновники мы обязаны строго придерживаться определенных рамок, в том числе бюджетных”.
Проще говоря, министерство абсорбции готово принять и интегрировать всех, кого привозит сюда Еврейское агентство. С единственным условием - если правительство выделит на все это нужные средства. Но министерство финансов, похоже, выделять запрошенные суммы на прием внеплановых “эфиопов” не собирается, ссылаясь на принятое пару лет назад решение полностью прекратить этот прием...

Африканская история
На самом деле эта запутанная история полна противоречивых, а то и прямо противоположных по смыслу действий наших властей. Чуть ли не каждое израильское правительство последних лет делало все, чтобы еще туже затянуть этот нелепый узел. Один премьер-министр давал добро на репатриацию “крестоносцев”, как не без иронии нарекли своих клиентов в министерстве абсорбции; его преемник давал отбой; третий, нынешний, пребывает сейчас в тяжких раздумьях насчет их судьбы...
Позволить процессу превращения простого африканца в потенциального еврейского беженца идти привычным путем, попытаться как-то упорядочить его или же прервать его принудительно, прекратив тем самым многолетнее “брожение умов” и в нашей стране, и в Эфиопии, и в США?
Прошедшее на днях совещание четверых министров точку в процессе не поставило. Да и трудно было ждать от них полного согласия. Слишком уж противоречивы интересы их ведомств, в том числе и в отношении тех же “эфиопов”. Да и их личные взгляды тоже.
Профессиональные и человеческие интересы главы и высших чиновников министерства абсорбции известны. Они за репатриацию всех, кто имеет на это право, и готовы помочь всем, кто приехал сюда жить на законных основаниях, реализовать их права на исторической родине.
Остается открытым вопрос, как соотносятся с этими правами не вполне конвенциональные посланцы Черного континента. Равнодушное отношение к этой проблеме других наших министерств имеет свою специфику. Строгие финансисты явно не намерены тратить на сомнительных клиентов ни одной лишней государственной агоры. Тем более что агора эта по нынешним временам совсем не лишняя...
Вообще, как выясняется, пересадка жителей центра Африки на Ближний Восток - вещь накладная. В Еврейском агентстве однажды подсчитали расходы на среднестатистического представителя разных этнических волн и убедились: интеграция каждого “эфиопа” обходится Еврейскому государству заметно дороже, чем интеграция любого другого репатрианта.
“Естественно, - говорили мне в одном из главных наших сионистских ведомств, - вопросы интеграции переселенцев из любой части света слишком сложны, чтобы быть измеренными линейно: эта община интегрировалась лучше, а эта - хуже. Но то, что для “эфиопов” процесс адаптации в Израиле растягивается не на одно, а на два, порой даже три поколения, - факт. И дополнительные адаптационные проблемы, с которыми стакиваются здесь многие представители “пушкинского” племени, этот процесс только усложняют. А им это нужно?”
Самое интересное, что для самой “эфиопской” общины ответ на этот вопрос вовсе не очевиден. Некоторые видные представители общины, судя по их высказываниям, весьма критично относятся к своим крещеным землякам-репатриантам, прямо называя их “фальшивыми”. В последнее время лидеры “эфиопов” настроены на скорое и окончательное решение “своей” проблемы. Сбудутся ли их ожидания?

Сомнительный лагерь
Дело, пояснили мне в Еврейском агентстве, за немногим: надо закрыть расположенный рядом с Аддис-Абебой лагерь для претендующих на репатриацию сомнительных “иудеев”. Израиль собирался это сделать еще десять лет назад, но так и не собрался...
Прошли годы, и многие обитатели этого лагеря стали считать свое пребывание в нем неким подтверждением их права на исход, своего рода символом их связи с родственниками, уже обжившимися в Израиле. То, что временная лагерная прописка такого права не дает, как и ничем не подтвержденное родство с новоиспеченными израильтянами, этих людей не останавливает, а их родственникам в Земле Обетованной лишь придает силы для дальнейших небезуспешных хлопот.
Важно, что в Израиле есть серьезная политическая сила, подталкивающая их раз за разом возобновлять свои хлопоты. Была эта сила представлена и на отчетном совещании четверки министров. Олицетворял на нем эту силу глава МВД, представляющий политическую верхушку общины религиозных выходцев из Северной Африки, давно испытывающих к “эфиопам” чувство братской солидарности, не лишенное, впрочем, практического расчета.
Непреклонные борцы с “русским засильем” и разными, на их взгляд, дефектами русскоязычного еврейства, наши критики из числа раввинов и политиков восточного разлива весьма снисходительно относятся к своим темнокожим подопечным. И их нисколько не смущает наличие христианских знаков на челе какого-нибудь кандидата в иудеи из Эфиопии.

Родина в кавычках
Сейчас они твердо стоят за то, чтобы лагерь под Аддис-Абебой прекратил свое существование естественным образом, то есть после полной эвакуации его обитателей на “историческую родину”. В данном случае это словосочетание с полным правом можно брать в кавычки. Родина у них, единственная и историческая, все-таки находится в другом месте, не здесь, а в “черном квадрате” Африканского Рога.
На разрешение этого затянувшегося спора может активно повлиять позиция еще одного неформального участника конфликта - руководителей и активистов одной из многочисленных американских еврейских организаций, снискавших себе репутацию рьяных защитников “прав эфиопских евреев на репатриацию в Израиль”. Независимо от того, наличествует это право или нет.
Сейчас американцы активно продвигают интересы своих подопечных, а фактически – свои собственные интересы. Их израильские партнеры, отдавая должное благородному энтузиазму американских коллег, обращают внимание на нешуточный пропагандистский и информационный навар, который приносит эта непыльная работа.
Отказаться от гарантированного куска сытного еврейского пирога, которым добровольцы из Нью-Йорка и окрестностей распоряжаются в Эфиопии по своему усмотрению?! Желающих среди “гуманитариев” нет. А уж они, можете не сомневаться, позаботятся о том, чтобы не переводились и лагерные жители с крестами и без оных.
Зато нашим официальным сионистам все это не сулит спокойной жизни еще многие-многие годы. 8 тысяч обитателей лагеря, при 1-2 тысячах переселенцев ежегодно, рассосутся не скоро. Так что, господа-министры, расслабьтесь, получайте удовольствие и не лишайте его наших эфиопских братьев. Сколько бы их ни оставалось в “черном квадрате”, хватит на всех - и на вас, и на ваших преемников...
Марк Мирский
“Новости недели”


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir