Сладко стелют – липко спать

В мире
№15 (730)

Закон о светских браках, о необходимости которого так долго говорила партия «Наш дом Израиль», месяц назад был утвержден израильским парламентом - Кнессетом. В народе его уже стали называть «законом о гойских браках», так как на данном этапе он предполагает возможность заключения нерелигиозных браков только гражданами страны, не являющимися евреями и не исповедующими никакой религии.
Одни горько шутят: «Ну вот, опять... Если что хорошее, так только не для евреев». Другие разоблачают «заговор»: «Вас надули! Приняли закон, под который попадут какие-то сотни пар, не больше. Партия Либермана сговорилась с ультраортодоксами, и те дали ей возможность покричать о «демократическом прорыве», чтобы больше никогда к этой теме не возвращаться!». Третьи кипят от негодования: «Расизм! Нееврейских граждан и людей, не признанных евреями по Галахе, выделяют в отдельную касту! Им дают понять, что жениться или выходить замуж надо только за себе подобных, а к евреям не лезть! Это не Израиль, это какая-то Германия 30-х годов или ЮАР времен апартеида!»  Инициаторы закона, отбиваясь от критики со всех сторон, твердят: «Да погодите же! Это ведь только первый шаг, скоро проведем закон для смешанных пар, а потом – для всех израильтян, независимо от национальной принадлежности».
Хорошо бы, конечно, чтобы эти обещания не остались только обещаниями, но даже тем, кто поддерживает НДИ, слабо верится в такие близкие перспективы. Прожившие в Израиле многие годы точно знают, что религиозный истеблишмент, громадная бюрократическая машина раввинатов и их судов станут насмерть, чтобы не лишиться такой мощной идеологической, властной и финансовой составляющей, как монополия в вопросах брака и развода. Ну а с «законом о гойских барках» они готовы смириться, так как он не нарушает сложившегося «статус-кво».
В принципе условия этой странной игры уже давно приняли и те, кому не позволено официально становиться мужем и женой в Израиле. Раньше браки за границей заключали считанные израильские пары, так как состав населения был более или менее однородным.  Но вот в Израиле поселилась «большая алия» из бывшего СССР, в которой каждый третий брак является межнациональным, и свадебные туры стали чем-то вроде индустрии. Дети из семей, где мать – не еврейка, или внуки евреев по отцовской линии, решившись пожениться, просто покупают туристическую поездку в Чехию, на Кипр, а то и в страну исхода. Там они заключают гражданский брак и привозят домой свидетельство с красивой сургучной печатью и ленточкой. Оно имеет юридическую силу и в Израиле, так как изначально это – страна эмигрантов, где нельзя было не признавать браки, заключенные за границей. Чем и стали с успехом пользоваться современные израильтяне, не имеющие права или не желающие сочетаться иудейским браком.
С практической стороны это не намного дороже, чем, женясь или выходя замуж в Израиле, платить раввину, устраивать торжество по всем религиозным канонам и на сотни персон, а потом, как принято, ехать в свадебное путешествие – может быть, даже в ту же Прагу или Никосию. Но деньги деньгами, а политика политикой.
И вот чего добились политики, как они утверждают, на первом этапе борьбы за брачное равноправие и свадебную демократию. Послушаем адвокатов, скрупулезно разобравшихся в новом законе и точно объяснивших будущим «гражданским новобрачным», сколь нелегка будет их доля в Израиле.
Итак, жених и невеста должны быть «не имеющими вероисповедания». При подаче заявления брачующиеся обязаны официально объявить регистратору, что не принадлежат ни к одной из основных религиозных общин Израиля, то есть не являются ни иудеями, ни христианами, ни мусульманами, ни друзами. Для подтверждения данного статуса одной лишь записи в базе данных МВД недостаточно. Получив заявление от кандидатов в супруги, регистратор публикует его в открытой печати, а также пересылает копии заявления в четыре религиозные инстанции: Большой раввинатский суд, Верховный шариатский суд, суды друзской и христианской общин. Религиозные суды должны в 30-дневный срок сообщить регистратору, что брачующиеся не принадлежат к их пастве. Если у одного из названных судов возникнут сомнения относительно любого из будущих супругов, решение вопроса передается на рассмотрение соответствующего религиозного суда, которому дается еще 90 дней на то, чтобы разобраться с религиозной принадлежностью жениха или невесты. Даже если все религиозные суды все-таки дадут гражданскому регистратору справки о «конфессиональной непринадлежности» брачующихся, остановить свадьбу все же можно. Достаточно любому желающему в 30-дневный срок после публикации заявления письменно сообщить регистратору, что жених или невеста, по сведениям информатора, принадлежат к той или иной религиозной общине. Получив сообщение такого рода, регистратор обязан вновь передать дело в религиозный суд. При этом любой гражданин также может в отведенные законом сроки подать апелляцию против уже зарегистрированного брака, если считает, что данная регистрация нанесла ему ущерб или ущемила его интересы.
Те супруги, от которых официально отказались все религиозные суды и не нашлось недоброжелателей, желающих сорвать их свадьбу, смогут получить подписанный государственным регистратором договор о супружеском союзе. Он даст им практически такие же юридические права, какие сейчас имеют в Израиле пары, просто известившие о своем брачном союзе любую официальную инстанцию.
Этот ценный справочный материал в разных вариациях публиковался во многих израильских русскоязычных газетах и на сайтах Интернета. Но наиболее полный разместил в своем разделе «Право» популярный израильский русскоязычный новостной портал Israelinfo под заголовком «Как вступить в «гражданский брак»: инструкция». Воспользовались ли этим «руководством по эксплуатации израильской демократии» отважные и терпеливые нееврейские пары за месяц, прошедший со времени утверждения нового закона, – это проверить пока невозможно. Но даже если таковые нашлись, часть из них – в самом начале трудного пути. Им еще ждать и ждать ответы от попов, мулл, раввинов и прочих священнослужителей и замирать от тревоги: а вдруг кто-то когда-то мельком видел их (или похожих на них людей) молящимися в церкви, синагоге, мечети или ином храме. А ведь этот «кто-то» может быть и отставленным бойфрендом, и бывшей подругой, и просто человеком, давно и безнадежно влюбленным в одного из новобрачных. Он может оказаться одним из родителей, недовольным выбором своего сына или дочери, мракобесом или националистом, ненавидящим «гоев», живущих в еврейской стране. Да просто прочитавшим газетное объявление мелким пакостником, от нечего делать досаждающим людям. При этом ответственность за навет точно не оговорена.
А теперь подсчитаем: 30 дней ожидания ответов из религиозных судов, еще 90 дней – в том случае, если хотя бы у одной из этих инстанций возникнут сомнения по поводу «неверия» брачующихся, десятки дней – на проверку возможного доноса. Итого свадьба может отложиться не на месяц, а на целые четыре, а то и больше месяцев. Плюс нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются.
Поэтому и плохо верится в то, что новый закон будет давать много путевок в семейную жизнь. Подавляющее большинство израильских граждан, лишенных права жениться или выходить замуж в своей стране, все же полетят или поплывут за границу, где и зарегистрируют признаваемые в Израиле браки. Ну и что с того, что такая поездка стоит денег? Ведь заодно можно и замечательно провести медовый месяц. Что же до медоточивых политиков, забалтывающих истинную проблему отсутствия в Израиле института общегражданского брака, то им как нельзя лучше подходит шутка, выданная в далеком 1972 году одесскими КВНщиками: «Сладко стелют – липко спасть»...


comments (Total: 1)

Прикольный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не сожалею)))

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir