Радикалы
Об израильских пацифистах мы больше всего знаем из деятельности движения «Мир сегодня». Критики и недруги нередко храктеризуют его как левое, радикальное общественно-политическое течение. На самом же деле «миротворцы» - это довольно умеренные люди, старающиеся учитывать в своих действиях реалии израильско-палестинского конфликта. Настоящие радикалы совсем другие.
Радикальных группировок в Израиле немало, хотя они и немногочисленны.
Среди почти дюжины организаций наиболее известной является «Гуш Шалом» (возникла в 1998 году в ответ на попытку израильского правительства депортировать несколько сот активистов ХАМАСа) , акции которой носят особо вызывающий характер. Настолько вызывающий, что даже лидеры «Мир сегодня» стараются дистанцироваться подальше от этой ультралевой организации.
Не так давно «Гуш Шалом» вызвала шквал критики и негодования большинства израильтян тем, что разослала письма 15 офицерам высшего и среднего звена ЦАХАЛа, командующих войсками на Западном берегу, в которых предупредила о «последствиях отдаваемых приказов в отношении мирного палестинского населения».
«Знайте, что мы собираем информацию о ваших действиях на оккупированных территориях, которые могут быть признаны, как военные преступления, - пригрозили активисты «Гуш Шалом» военным. Если вы не одумаетесь, мы будем вынуждены передать собранные материалы в Международный уголовный суд».
Реакция премьер-министра Ариэля Шарона, как и армейского командования, была предсказуемой.
«Эти люди применяют методы, которыми пользуется мафия, - заявил с возмущением командующий ВВС Израиля Дан Халутц.И это в то время, когда против их страны ведется настоящая война».
«Такие письма, такие действия – это не что иное, как государственная измена»,- резюмировал обозреватель «Джерузалем пост» Йосеф Гоэл.
Скандал, на который рассчитывали активисты «Гуш Шалом», в первую очередь ее бессменный лидер, один из наиболее ненавидимых правых лагерем израильских политиков Ури Авнери, получился громким.
«Им может не нравиться наша позиция, но мы живем в свободном обществе и поступаем так, как считаем нужным», - заявил он.
И будут поступать так же в дальнейшем. Можно сколько угодно возмущаться Авнери и сотоварищи, называть их изменниками и предателями, но закрыть им рот легальным путем трудно, если вообще возможно. Генеральный прокурор Элияким Рубинштейн, являющийся по совместительству юридическим советником правительства, заявил, что у него нет оснований открывать уголовное дело на авторов письма. Израильские законы они не нарушали...
Как я заметил выше, «Гуш Шалом» не единственная леворадикальная организация в стране. Есть и другие, придерживающиеся тех же взглядов на израильско-палестинский конфликт. Газета Jewish Herald перечисляет следующие: Ta’ayush – в неё входят арабы и евреи; Coalition for Women of a Just Peace, объединяющая различные феминистские группы; Yesh Gvul, выступающая за демилитаризацию израильского общества; Kvisa Sh’hora - организация гомосексуалистов, выступающая с постоянными протестами против оккупации арабских земель; еще одна феминистская группа, Machsom Watch, занимается сбором информации о поведении израильских солдат на контрольно-пропускных пунктах; Campus Will Not be Silent – организация студентов Тель-Авивского университета; религиозная группа «Раввины за гражданские права», журналисты из Indymedia и др.
Надо сказать, что программные цели радикалов - вывод ЦАХАЛа со всех занятых в 1967 году территорий, эвакуация большинства поселений и образование палестинского государства - не вызывают возмущения большинства израильтян. В проводимых опросах общественного мнения, пишет Jewish Gerald, немало респондентов разделяют эти взгляды.
Но дело не в программных целях, которые поддерживает левый лагерь в целом, а в методах их достижения.
Ни «Мир сегодня», ни «Мирная коалиция», ни партия МЕРЕЦ не позволят себе призывать молодых израильтян отказываться от службы в армии, обвинять правительство в военных преступлениях, поддерживать экономический, культурный, научный бойкот еврейского государства.
Как не позволят себе открытое сотрудничество с палестинцами, что находит свое выражение в восстановлении разрушенных незаконных построек, осуществляемых израильской армией, совместных демонстрациях против поселенцев, доставке продовольствия в блокированные палестинские города.
В своих интервью леворадикалы решительно отвергают обвинения в экстремизме и подыгрывании Арафату и его команде. Многие из них подчеркивают свою приверженность принципам сионизма, заявляя в то же время, что без двух государств на земле Палестины проблему арабо-еврейского противостояния не решить.
Но правильные слова расходятся с практикой, которую нельзя признать приемлемой.
Можно не соглашаться с позицией министра обороны Беньямина Бен-Элиэзера, политика умеренного и взвешенного, но вряд ли позволительно оскорблять его словами «убийца невинных детей», которые постоянно слышатся на демонстрациях радикалов.
Можно ненавидеть поселенцев, но этично ли координировать свою деятельность с европейскими единомышленниками в деле бойкота производимых еврейскими жителями Западного берега товаров?
Можно критически относиться к политике Ариэля Шарона, но, наверное, не время публиковать сегодня в европейской и американской печати, в условиях набирающего силу антисемитизма, материалы и рекламные призывы откровенно антиизраильского характера. Или помещать на страницах своих интернетовских веб-сайтов злобные карикатуры на бывших и нынешних руководителей еврейского государства.
Во всем должна быть мера, но для радикалов ее как будто не существует.
«Они заходят слишком далеко, - заявила недавно один из наиболее либеральных депутатов Кнессета от «Партии труда» Колет Авиталь, - нанося огромный вред нам, левым сионистам. За мирное решение конфликта можно бороться, не прибегая к экстремизму. И не забывать, что в конфликте есть две стороны».
Авиталь, оскорбленная карикатурами на сайтах радикалов, даже сделала официальный запрос в полицию с просьбой расследовать эти безобразные выходки.
Интересно отметить, что израильские левые радикалы в свое время выступали резко против подписания Норвежских соглашений, называя их ударом ножа в спину чаяниям палестинского народа. Пока «мирный процесс» проходил в относительно мирных формах, «Гуш Шалом» и родственные им организации помалкивали. Однако после начала «интифады Аль-Акса» они вновь подняли голову, ожили, взяв на себя миссию главных критиков правительства национального единства как у себя в стране, так и за рубежом.
Такая активность заслужила похвалу единомышленников Ури Авнери в Европе. Он и его жена Рашель были отмечены в этом году т.н. «альтернативной Нобелевской премией» – Right Livelihood Award, которую им вручили в Стокгольме. Это событие было широко освещено в печатных и электронных СМИ Европы.
«Вручение мне этой премии подтвердило, что мы идем правильным путем», - заявил Авнери.
Многие так считали, а потом оказывалось, что благими намерениями была вымощена дорога в ад...