Неджентльменский договор

В мире
№8 (983)
12 февраля в Минске лидеры Германии, Франции, России и Украины подписали соглашения, призванные запустить процесс урегулирования на юго-востоке Украины. В значительной степени новые договоренности мало отличаются от тех, что были подписаны в белорусской столице в сентябре прошлого года после тяжелых поражений украинских силовиков на поле боя, ставших следствием активного вмешательства в войну российской регулярной армии. Важнейший фактор, характеризующий нынешний Минский договор, - отсутствие четкой конкретики по большинству пунктов, а это означает, что их реализация на практике крайне проблематична.
 
Кроме во многом похожего содержания новое Минское соглашение роднит с прежним то, что и оно родилось после целой серии неудачных действий украинской армии. В одном из наиболее конкретных пунктов нынешнего договора говорилось, что прекращение огня должно было вступить в силу 15 февраля в 00.00. Надо полагать, что с сугубо военной точки зрения целью данной задержки было желание российской стороны дать формированиям сепаратистов завершить окружение украинской группировки в Дебальцево - это крупный железнодорожный узел, изначально ставший главной ареной боевых действий. И хотя к означенному сроку оперативное окружение уже имело место, украинская сторона опровергала этот факт. Последняя дорога, связывающая военных, остающихся в Дебальцево, со своими, была перерезана.
 
Правда, физическая связь и снабжение теоретически могли бы осуществляться по проселочной дороге или буквально через поля, даже эти далекие от идеала пути оказались под почти непрерывным и интенсивным огневым воздействием противника. 
 
В случае выполнения условий прекращения огня (утверждения о том, что Дебальцево они не касались, являются ложью) украинские силовики получили бы возможность снабжения и ротации, несмотря на все сложности такого рода мероприятий по имевшимся тропкам. Однако в случае несоблюдения перемирия и непринятия эффективных мер по деблокированию практически окруженной группировки она становилась обреченной со всеми вытекающими для нее последствиями. Собственно, последний сценарий и оказался осуществлен сепаратистами, но давайте вернемся немного назад...
 
По итогам первых минских соглашений под контролем Киева, среди прочего, остались два “выступа”, вклинившихся в территории так называемых ЛНР-ДНР: небольшой - в аэропорту Донецка (ДАП) и по-настоящему крупный - в Дебальцево. Именно они, по всем законам военной логики, должны были стать целями атак - и стали.
 
Надо сказать, что к дальнейшим действиям сепаратисты - при самой активной помощи России - подготовились значительно лучше, чем украинские силовики. Масштабный приток людей, оружия, боеприпасов и горюче-смазочных материалов, а главное - серьезнейшие организационные меры позволили создать на территориях “Л-ДНР” формирования, вполне подпадающие под определение “воинские”. А летом, до активного российского вмешательства, речь шла всего лишь о группировках повстанцев и российских боевиков, неспособных долгое время эффективно противостоять даже такой далекой от идеала силе как украинские армия и национальная гвардия. 
 
Среди принятых организационных мер, во имя создания единого командования, было устранение самостоятельных и значимых полевых командиров, таких как Стрелков (Гиркин), Безлер (Бес) и Беднов. Первым двум сделали такие предложения, от которых нельзя отказаться, и они подались в Россию. У третьего, видимо, имелись проблемы с пониманием русского языка, и он вместе с рядом соратников был ликвидирован физически. 
 
О степени участия России и российских частей в военных действиях можно говорить чуть ли не бесконечно. Остановлюсь лишь на ряде фактов.
 
Подавляющее большинство задействованных сепаратистами техники и боеприпасов, несомненно, имеют российское происхождение. В последние месяцы эти поставки, как в России, так и в Украине получили наименование “военторг”.
 
Какими бы ни были количества трофеев, захваченных сепаратистами и россиянами летом у украинских силовиков, примененные в последние недели ресурсы ни в какое сравнение с ними не идут.
 
Но дело даже не в подобного рода выводах. Многочисленные видео- и фотоматериалы в последние месяцы неоднократно зафиксировали на территориях “Л-ДНР” технику, которая не была захвачена у украинцев, например, тяжелые реактивные системы залпового огня (РСЗО) “Смерч” и многие военсредства, состоящие на вооружении исключительно российской (в данном регионе) армии - танки Т-72Б3, зенитно-ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) “Панцирь-С1” и т.д. Примечательно, что в тексте Минского соглашения, в пункте об отводе тяжелой артиллерии от линии фронта, упоминаются и новейшие системы РСЗО “Торнадо”, имеющиеся только в российской армии... 
 
Итак, если с техникой, снабжением, ремонтной базой российского происхождения все понятно, причем тому имеется множество визуальных доказательств, включая спутниковые снимки, то как обстоит с личным составом?
 
Здесь ситуация не столь однозначная. В отличие от лета, когда кадровые части РА были задействованы напрямую, а российские военнослужащие гибли в боях и попадали в плен, прямых доказательств участия российских частей в нынешних штурмах украинских укреплений, т.е. на поле боя, пока нет.
 
С другой стороны, не оставляет сомнений тот факт, что значительная часть участников сепаратистской армии - граждане РФ. Однако даже если предположить, что пехота и танки сепаратистов, атаковавшие Дебальцево, полностью состоят из местных жителей, российских добровольцев, а также российских, абхазских и южноосетинских наемников, есть вещи, которые вызывают множество вопросов, на которые пока нет ответа.
 
Взять, к примеру, бригады, осуществляющие стрельбы из РСЗО “Смерч”. Ясно, что они, включая командиров, собраны из местных и россиян, то ли наскоро прошедших соответствующий курс, то ли когда-то служивших на этих РСЗО в армии и потому помнящих, что к чему. Но как быть, например, с новейшим ЗРПК “Панцирь-С1”, присутствие которого однозначно зафиксировано на территории “Л-ДНР”? Неужели кому-то придет в голову, что его экипажи набраны из тутошних шахтеров?!
 
Радиоэлектронная борьба, снабжение группировок, планирование, массированное применение ствольной и реактивной артиллерии, ПВО, непосредственное командование почти на всех уровнях - это лишь ряд примеров, где при столь масштабных действиях невозможно обойтись местными и добровольческими кадрами. 
 
Мало того, из-за столь коротких сроков, масштабности столкновений и сложности используемых систем участие “шахтеров” в сферах, требующих определенного профессионализма и длительной подготовки, весьма и весьма сомнительно. 
 
Параллельно с созданием во время затишья гибридной российско-Л-ДНРовской армии сепаратисты постепенно начали проводить операции вдоль линии “прекращения огня”, в первую очередь - против выступов, вклинивающихся в их территорию. И здесь стоит перейти к украинской стороне.
Если их противник при огромной помощи России смог хорошо подготовиться и почти всегда владел инициативой на фронте, то использование относительного затишья украинским командованием не стало оптимальным.
 
Еще до начала конфликта было очевидно, что украинские вооруженные силы нельзя считать эффективным боевым инструментом, однако для того чтобы изменить ситуацию в этой сфере к лучшему как в качественном, так и в количественном отношении могли быть приняты гораздо более серьезные меры. Но дело не только в этом.
 
Несмотря на то, что места потенциальных ударов сепаратистов (ДАП, блокпост №32 и Дебальцевский выступ) были известны точно, шаги, предпринятые для их обороны, оказались недостаточными. Более того, на тех этапах, когда оборона становилась безнадежной, командование задерживалось с принятием решения об отводе войск или предпринимало откровенно обреченные на провал контратаки, приводившие к тяжелым потерям.
 
Уже после подписания Минских договоренностей и вопреки им один из лидеров сепаратистов, Александр Захарченко, открытым текстом дал понять, что наступление в районе Дебальцево продолжится. Более того, упомянул он в данном контексте и Харьков... 
Если относительно давние бои за тот же 32-й блок или ДАП имели лишь тактическое значение, события вокруг Дебальцево - это уже удар стратегического масштаба. Тяжелые потери несут наиболее боеспособные малочисленные части, а это прямо бьет по всей армии. В подобной ситуации даже солдаты с высокой мотивацией теряют боевой дух, так как полностью перестают доверять командованию и политическому руководству страны. 
 
Судя по всему, первоначальный замысел сепаратистов и россиян из-за упорного сопротивления украинцев в районе Дебальцевского выступа не удался, т.к. они планировали срезать этот выступ у самого основания. Однако и то, что фактически произошло, все равно можно считать успехом - в котле оказались, по всей видимости, тысячи военнослужащих и бойцов НГ. На момент написания этих строк судьба Дебальцево формально еще не решена, но с военной точки зрения группировка фактически обречена. Занятие города сепаратистами - вопрос недолгого времени, а прорыв из окружения значительных сил выглядит маловероятным.
 
Если одной из главных целей, которую при подписании договора преследовал президент Украины Петр Порошенко, было спасение Дебальцевской группировки, он, безусловно, просчитался. Его российские и донбасские оппоненты наглядно продемонстрировали, чего стоят заключаемые с ними договора. Вырисовывающееся поражение в Дебальцево станет тяжелым политическим ударом для Порошенко. Насколько тяжелым - покажет ближайшее время. Кроме того, в очередной раз продемонстрировало свою полную несостоятельность украинское военное командование. Очевидно, что назрела острая необходимость срочных и глубоких перемен в армии и других силовых структурах. 
 
Не менее важно и то, что откровенное несоблюдение перемирия и продолжение наступления стали настоящим плевком в лицо Западу, в первую очередь - Германии и Франции. Поэтому можно предположить, что шансы на начало поставок Украине так называемого летального оружия возросли.
 
На данный момент, несмотря на все “но”, в Вашингтоне склоняются именно к этому варианту. Среди наименований наиболее запрашиваемого украинцами американского оружия чаще всего называются противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) “Джавелин”. Это эффективнейшая боевая система, у России ничего близкого по ТТХ нет и в помине. Однако ни “Джавелин”, ни другое вооружение не смогут привести к коренному перелому нынешней ситуации, даже если Россия увеличит интенсивность своего вмешательства.
 
Для широкого и эффективного применения западного оружия украинская армия должна выйти на качественно новый уровень профессионализма и организации. Без этого никакие поставки вооружений, даже масштабные, не сыграют решающей роли. В лучшем случае они приведут лишь к локальным успехам.
 
Собственно, это и является одной из главных причин того, что летальное оружие в Украину до сих пор не поставлялось. В США и странах ЕС понимают: существенного перевеса украинская сторона не получит, зато итогом почти наверняка станет более активное российское вмешательство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако, возможно, уже в ближайшие дни, после событий вокруг Дебальцево, эта весьма специфическая логика даст трещину.
 
Если вернуться к политическим аспектам Минских договоренностей, то из-за более чем туманных перспектив их реализации трудно сказать что-то определенное. Очевидно, что в символическом выигрыше оказался президент Белоруссии Александр Лукашенко: являясь фактически персоной нон грата в ЕС, он умудрился заполучить в Минск лидеров Франции и Германии. Судя по тому, что перемирие демонстративно сорвано, вряд ли свежее соглашение можно записать в актив Меркель и Олланда. 
 
А что же Путин? Насчет того, какие цели преследовал он, можно делать самые разные предположения. 
Вот, например, одно из них: сохранив контроль над сепаратистскими областями де-факто, российский президент желает возложить значительную часть расходов по их экономическому и социальному обеспечению на Киев. Однако в ближайшей перспективе Кремлю важно, чтобы как минимум не было серьезного ужесточения экономических санкций и появилась перспектива их отмены.
 
Минский договор изначально преследовал эту цель. Вопрос теперь в том, насколько Европа и США готовы “проглотить” очевидные нарушения этого договора. Несмотря на обещания международной помощи в размере десятков миллиардов долларов, Украина все равно испытывает и будет испытывать серьезнейшие экономические, военные и политические проблемы. И тут тоже без коренных перемен и сложнейших реформ никак не обойтись. Иначе даже десятки миллиардов кредитов и подарков ситуацию не спасут, а лишь пополнят чьи-то карманы...  
 
Давид Шарп 
“Новости недели”

comments (Total: 16)

Троллю Пете: это ж в качестве кого вы побывали на передовой и собрали такую подробную информацию и о национальности трупов, и об оружии, и о сухих пайках?

Или путинские пропагандисты совсем уже за тупое быдло читающих держат, или, если вы тролль-одиночка, тщательнее готовьте домашние заготовки.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
И Россия - федерация и Германия, а США вообще из стран состоит.... С чем хохлы бодаются? С жизнью? Нужно прекращать войну и организовывать ФРУ - Федеративную Республику Украины. О чём базар?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Пете. Пердин в Минске оговорился, что надо убрать с линии огня РСЗО Торнадо, которые во всем мире есть только у Рос.армии. А также ЗРПК Панцирь С- 1 тоже только у Рос.армии. Гос. Пургин из руководства ДНР сказал, что если после заключения мира Украина попрется в ЕС или НАТО, то они начнут снова. А Захарченко дал понять, что любые попытки сближения с НАТО им не подходят. И Пердин (одно из имен данных ему моими киевскими друзьями-все коренные киевляне, к Зап. Украине не имеющие отношения) сказал, что Украина это фиговое гос., которое должно подчиняться Руск.миру т.е. Москве. Так что не надо сказки про неприсутсвие России в ДНР-ЛНР.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Просто Пете. Посмотри это, тролик. http://ua-today.com/news-from-ukraine/10327 а заодно и это http://ua-today.com/news-from-ukraine/9904 Это наша сегодняшняя жизнь. Любящий "брат" несет смерть и разруху. Глазастый, где же ты усмотрел в донбасе американское оружие и жратву? Зато разруха, от градов и смерчей на долгие годы. К тебе без уважения.....

edit_comment

your_name: subject: comment: *
У Путина простая цель: кровавой санта-барбарой отвлекать свой народ от падения экономики. По российским каналам 70 % новостей про Украину, вроде других забот нет. С Порошенко у Путина никаких конфликтов, порошенковские предприятия расширяют производство в стране, которую украинский президент назвал агрессором. В Севастополе порошенковский завод обслуживает военный флот России. Это при том, что многие российские бизнесмены сворачивают производство. Когда летом 2014 г. украинцы едва не задавили донецких, Путин их спас от разгрома, но если донецкие побеждают, он их притормаживает минскими соглашениями. Все для максимального продления мясорубки. С украинской стороны анологично, война отвлекает народ от наступившей нищеты. Про опасность дебальцевского окружения давно предупреждали заранее, но украинское командование умышленно оставило людей на уничтожение. Украинская юристка Монтян правильно говорит, что это не война, а договорняк. Для отвлечения внимания и утилизации идейных лохов.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
недавно приехал практически с передовой линии фронта.
Теперь читаю Вашу статью - скажу одно, очень сильно искажена информация. Там валяются и трупы американцев, шведов, французов... Оружие на киевской стороне - сплошь и рядом натовское и т.п. Тоже самое с сух-пайками. Простые люди просто ненавидят СШАи Англию. Могу засвидетельствовать, что помогает продовольствием, медикаментами - только Россия. Все смеются, когда говорят об российских штатных вооруженных силах. Разочарован, как автор сидя за океаном - пишет такую геополитическую статью. А в реальности - чушь. С уважением, ваш читатель.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

1 2
Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir