Песах!
В эти дни Песах шагает по Израилю покруче, чем любой Первомай по планете. Его дыхание ощущается буквально на каждом шагу – в автобусах, супермаркетах, торговых центрах, на рынках... И все же если вы хотите прочувствовать подлинную, исконную атмосферу Песаха, понять, как отмечали и продолжают отмечать этот праздник в еврейских местечках, вам стоит хотя бы ненадолго отправиться в Кфар-ХАБАД – расположенный всего в четверти часа езды от Тель-Авива поселок, в котором, как явствует из названия, живут представители движения ХАБАД.
Хотя по численности жителей это селение давно уже тянет на город, его жители цепко держатся за статус своего поселка как “ишува кеилати”, то есть по сути того же местечка. Здесь до сих пор запрещено строить дома выше двух этажей, жизнь в этих местах течет в особом ритме, и где, как не здесь, лучше всего можно почувствовать дыхание приближающегося праздника.
Дети – не пасхальнаЯ
жертва
О том, что во всех домах Кфар-ХАБАДа идет “генеральская” уборка, можно судить по вынесенным на улицу проветриваться одеялам и подушкам, по торчащей в мусорных ящиках таре из-под различных моющих средств, по детям, белящим стены с энтузиазмом друзей Тома Сойера... В решающую свою стадию уборка войдет в последние дни перед праздником, когда заблестят на солнце стекла окон и трисы засверкают своей первозданной белизной.
- Обычно предпасхальную уборку у нас в Кфар-ХАБАДе начинают за два месяца до праздника, - рассказывает преподаватель школы “Бейт-Ривка” для девочек Элла Гоцель, ставшая моей проводницей по Кфар-ХАБАДу. – И это понятно: ведь нужно заглянуть и очистить от хомеца каждый уголок, каждую щелку в доме. Обычно в уборке задействуется вся семья, но если сил не хватает, приходится брать помощников со стороны.
Спрашиваю Эллу, что самое трудное в предпасхальной уборке. Она с улыбкой поясняет:
- У нас говорят: “Песах – это великий праздник, но дети – это не пасхальная жертва!”. Понятно, что дети – главная угроза наведенному с таким трудом порядку. Нередко бывает так, что ты вроде бы очистила комнату от хомеца, и тут твой ребенок возвращается домой с печеньем в руках и, рассыпая по дороге крошки, спешит поделиться с мамой, как прошел день рождения его друга. Тут надо уметь сохранить самообладание, не сорвать свою досаду на ребенке. Он ни в чем не виноват, и взаимоотношения с детьми, внушение им чувства, что они могут поделиться с вами любой своей бедой или радостью, важнее всего. Дети и ваши отношения с ними не должны приноситься в жертву уборке!
- Чувствую, что вы говорите и о своем собственном опыте. У вас бывали подобные истории?
- Бывало всякое. У нас перед Песахом в школах и детских садах детям выдают таблички с надписью “Очищено от хомеца. Кошер ле-Песах”, чтобы они вешали их в уже убранных комнатах. И вот прихожу я как-то домой, а мои пацаны (у Эллы восемь сыновей. – П.Л.) приклеили эту табличку на входную дверь, причем воспользовались таким клеем, что не отдерешь. Кроме того, мы, как и многие в Кфар-ХАБАДе, накануне Песаха белим стены и потолок в квартире. Это очень удобно – ведь любой хомец аннулируется, если превращается в нечто несъедобное. То есть побелка гарантирует, что на стенах хомеца не осталось. И вот мы с мужем побелили квартиру, ушли за покупками, а когда вернулись, увидели, что на всех стенах торжественно красной краской выведены слова “Кошер ле-Песах”. Так что, я из-за этого буду устраивать детям взбучку? Они ведь хотели как лучше!
Как кошеруют магазины?
Совсем не так, как супера
Когда мы подошли к главному в поселке супермаркету “Бейт-Липскер”, здесь вовсю кипела работа.
- Только, пожалуйста, ничего не фотографируйте! – просит его хозяин. – Видите сами, какой у нас тут балаган. Но ничего не поделаешь – завтра мы собираемся открыть магазин для продажи товаров к Песаху.
- В смысле это будет какой-то особый магазин? – озадаченно спрашиваю я.
- Само собой. В нем не должно быть не только хомеца, но и товаров, которые считаются некошерными в Песах. Поэтому за три недели до праздника мы очищаем от продуктов склад, тщательно вымываем его и очищаем от хомеца и после этого ввозим в него новые товары, только с маркировкой “кошер ле-Песах”.
В предпраздничные и праздничные дни объем покупок, разумеется, резко подскакивает, и потому “Бейт-Липскер” работает круглосуточно. Кроме того, накануне Песаха супермаркет должен выполнить тысячи продуктовых заказов, то есть сформировать и отправить тысячи контейнеров с продуктами к Песаху. Дело в том, что, оказывается, именно отсюда, из Кфар-ХАБАДа, а точнее, из супермаркета “Бейт-Липскер”, поступают пищевые товары в разбросанные по всему миру Дома ХАБАДа. Те самые, которые работают и в джунглях Амазонки, и в горах Непала, и в индийских городах. Именно сюда в дни праздников приходят тысячи вполне светских молодых израильтян, путешествующих по миру.
Почему хабадники не закупают товары с маркировкой “кошер ле-Песах” в других местах? Оказывается, дело не только в том, чтобы дать возможность заработать именно своим. Сама система соблюдения кашрута у последователей движения ХАБАД в дни Песаха имеет дополнительные, хабадские ограничения. Хабадники не только не едят, как другие ашкеназские евреи, “китнийот”, то есть рис, кукурузу и любые другие продукты, которые хотя и не способны превращаться в хомец, но напоминают крупы или зерновые культуры, а также опасаются соприкосновения мацы с какой-либо жидкостью. Как только маца попадает в воду, она становится для хабадников “маца шруя”, то есть может превратиться в хомец.
Поэтому, кстати, хабадники не едят в Песах кнейдлах, не делают мацебрайт (яичницу с мацой) и даже стараются жевать мацу как можно быстрее, чтобы она не слишком сильно смачивалась слюной.
- Законы соблюдения кашрута в Песах у нас настолько строги, а соблюсти их так важно, что считается оптимальным, когда все необходимое в эти дни готовится прямо в доме: майонез, соки, кетчуп и т.д., - поясняет Элла Гоцель. – Разумеется, в эти дни уходит очень много картошки, так что перед Песахом ее привозят к нам в Кфар-ХАБАД тоннами.
Накануне Песаха тщательно кошеруются, само собой, и все другие магазины в поселке, а также местная скотобойня (в самом Кфар-ХАБАДе режут индюков и кур). Уже за месяц в здешних мясных лавках продается мясо “кошер ле-Песах”, а на местной винодельне готовится специальная партия вина с маркировкой “кошер ле-Песах”. Кстати, в Кфар-ХАБАДе, помимо сладкого вина для кидуша с вкусным хасидским названием “Фабренген”, делается и очень неплохое полусухое вино, вполне достойное стать украшением любого праздничного стола.
И все же самым знаменитым пасхальным хитом Кфар-ХАБАДа является, безусловно, местная маца ручной работы.
Хлеб нашей свободы
Да, именно здесь расположена одна из самых знаменитых в Израиле, да и во всем еврейском мире, пекарен, где выпекается не просто “маца шмура”, то есть маца из специально сберегаемой к Песаху муки, а маца, изготавливаемая тем же способом, каким пекли мацу наши прадеды.
Разумеется, вход в зал, где готовится тесто, посторонним запрещен, однако здесь специально установлены огромное стекло и специальные помосты, чтобы все желающие, прежде всего, разумеется, дети, могли прийти сюда и понаблюдать за процессом изготовления хлеба нашей свободы.
Здесь нет ни гигантских тесторезок, ни тестомешалок, ни, само собой, гигантской печи-конвейера, как в других пекарнях. Все действительно делается вручную – специальные работники месят тесто, быстро-быстро режут огромным ножом, чтобы не дать ему застояться и забродить, раскатывают в большой круг, по которому для изготовления дырочек прокатываются валики с зубчиками, а затем эта маца на длинных шестах ставится в печь. Во время выпечки ее слегка похлопывают теми же шестами, чтобы она не взбухала.
Эти круглые листы мацы всегда немного пригорают по краям, и в ее вкусе есть некая особая горечь, которую не перепутаешь ни с какой другой, - эта горечь призвана напоминать нам о днях египетского рабства.
На протяжении всего Песаха в Кфар-ХАБАДе принято есть именно мацу ручной работы. Стоит она, разумеется, недешево – 120 шекелей за килограмм. Но, во-первых, в других местах машинная “маца шмура” стоит почти столько же, а во-вторых, местным жителям, тем более многодетным семьям, предоставляется большая скидка.
Жизнь в этом поселке, как уже было сказано, вообще подчиняется своим, особым законам, и дни праздника Песах в этом смысле не исключение...
Кимхе де Писха
Если переводить слова “кимхе де Писха” с арамейского буквально, то они означают “мука к Песаху”. За этими словами скрывается многовековая еврейская традиция оказывать помощь неимущим, чтобы они могли достойно отметить этот праздник. Сбор пожертвований на “кимхе де Писха” в эти дни идет по всему Израилю, однако в Кфар-ХАБАДе он осуществляется централизованно. В том смысле, что все, кто хочет пожертвовать деньги или какие-либо продукты к Песаху, сдает их в местный совет, который формирует продуктовые наборы и раздает их нуждающимся.
Надо заметить, что речь идет отнюдь не о безработных – подавляющая часть взрослого местного населения, как мужчины, так и женщины, работают. Однако не следует забывать о том, что в большинстве здешних семей растет по шесть-восемь детей, и если в семье работают оба родителя, обеспечивать такую “компанию” совсем непросто. Ну а в дни Песаха расходы возрастают вдвое, а то и втрое, так что помощь от местного совета приходится в самый раз.
О детЯх...
Как известно, одной из главных заповедей Песаха является заповедь “И расскажи сыну своему”, поэтому главными действующими лицами на этом празднике являются дети. Мы, взрослые, обязаны передать им воспоминания об исходе евреев из Египта. Поэтому неудивительно, что в эти предпраздничные дни во всех школах Кфар-ХАБАДа проводятся специальные уроки, посвященные Песаху. Проводят эти уроки, как правило, самые авторитетные раввины.
Готовятся к Песаху не только школьники, но и дошколята, в том числе и малышня, те, кому по два-три года, а то и меньше. Им тоже показывают, как выпекается маца, с ними разучивают песенки про Песах и, само собой, готовят к тому, чтобы они задали за пасхальным столом традиционный вопрос “Ма ништана а-лайла а-зот ми-коль а-лайлот?” - “Чем отличается эта ночь от всех других ночей?”.
- Но разве ребенок полутора-двух лет может понять смысл исхода из Египта? Что он вообще может понять в ритуалах Песаха?! – спрашиваю я Хану Лис, заведующую одним из поселковых детских садов.
- Разумеется, каждый ребенок воспринимает рассказ о празднике на уровне своего интеллекта, - отвечает Хана. – Вы даже не представляете, насколько порой смышлеными могут быть дети в этом возрасте. Но главное ведь не в том, поймет ребенок смысл этого праздника или не поймет. Главное, что в душу ему западут основные приметы Песаха – маца, предпраздничная уборка, веселые песни. После этого до конца жизни эти дни будут ассоциироваться у него с праздником, с радостью, а это очень и очень важно.
Я слушаю Хану Лис и думаю о том, насколько она права: то, что в нас закладывают в раннем детстве, потом в итоге остается с нами на всю жизнь.
Лично для меня Песах навсегда связан с воспоминанием о том, как бабушка белит огромной щеткой свою маленькую комнату, как дед возвращается из Киева с огромной коробкой “мацы из Израиля” и с кульком изюма, из которого потом готовили пасхальное вино...
Неужели я могу об этом забыть или на что-то это променять? Да ни за что на свете!..
Когда наЧинаетсЯ
праздник?
Если уж мы оказались с вами в Кфар-ХАБАДе, то нельзя не сказать о том, что на самом деле праздник здесь начинается чуть раньше, чем во всех остальных городах и весях Израиля. Дело в том, что за три дня до Песаха, 11 нисана, празднуется день рождения седьмого, последнего Любавичского ребе, а значит, в построенной в Кфар-ХАБАДе точной копии нью-йоркского дома ребе соберется огромный фарбренген – щедрое хасидское застолье, с водочкой, селедкой и, само собой, с беседами о Торе и воспоминаниями о ребе – одном из величайших евреев ХХ века.
От этого дня до самого праздника остается по сути всего двое суток. Надо заметить, что Песах – праздник семейный, его обычно отмечают в своем кругу, но если учесть размеры хасидских семей, то станет понятно, что когда на седер приходят представители двух-трех поколений такой семьи, набирается пятьдесят, шестьдесят, а то и сто участников застолья. И надо ли говорить, что за таким столом тихо и скучно не бывает?!
Разумеется, седьмой день Песаха празднуется евреями с такой же торжественностью, как и первый. Причем особое внимание хабадники с давних времен уделяли третьей, последней трапезе этого дня, которую называют “трапезой Машиаха”. Считается, что именно в этот день, когда Бог сотворил для евреев чудо рассечения Чермного моря, вероятность прихода Машиаха особенно велика.
А пока Кфар-ХАБАД готовится к Песаху, к тому заветному часу, когда за столом соберется вся большая семья, и младшие сыновья зададут отцам вечный вопрос: “Ма ништана а-лайла а-зе ми-коль а-лейлот?”.
Петр Люкимсон
“Новости недели”
comments (Total: 2)
А у нас скоро будет Лазарева суббота и Вербное воскресенье, тоже ждем с нетерпением.