Путешествие из Бостона в Ригу через Москву и Петербург
Продолжение. Начало в №№40-42 (337-339)
«Так как же нам быть дальше?» - спрашиваю я. «Не знаю, я никогда не встречалась с теми, кого ссаживала с поезда, - не совпадала смена. Обратитесь в кассе, подскажут», - ответила она.
Даже если бы был компьютер и соответствующая программа на границе в Пыталово, Инта Карловна поступила бы так же. Дело тут, скорее, не в технической оснащенности пограничного контроля, а в отсутствии внимания и уважения к человеку со стороны российской административной системы. Как и в советские времена, в любом нарушении видится прежде всего злой умысел.
А может, если бы вы, Инта Карловна, или ваше пограничное начальство хотя бы раз побывали в шкуре человека, провожающего глазами свой, скрывающийся в ночи, поезд (знаю случай, когда пожилой человек просто умер на перроне - сердце не выдержало), может быть, после этого ввели бы официальные штрафы для потерявших выездные визы. И стране была бы польза, и незадачливым пассажирам... Да и взяточников стало бы меньше.
Как ни старался, не смог в этой ситуации применить испытанное психологическое средство: все, что ни делается, все - к лучшему. Однако теперь, когда все позади, нахожу резон и в этом малоприятном приключении: мы выяснили, что на каждую Инту Карловну в Пыталово и в Пскове есть по крайней мере пять и больше участливых людей, в том числе и в чиновничьих креслах. И мне очень важно знать об этом в Америке.
К сожалению, не помню имен, да это и не важно: без них как-то сам собой создается типичный образ русского провинциала.
Его отличают способность и желание вникнуть в обстоятельства ближнего, а отсюда уже до желания и способности помочь ему - один шаг.
Кассир на станции Пыталово, женщина средних лет: «Не расстраивайтесь так. В шесть утра пойдет электричка на Псков, в восемь с минутами вы уже будете там. Обратитесь в Латвийское консульство, там вам выдадут ходатайство в отдел паспортов и виз Псковского УВД. Сегодня приемный день, даст бог - все быстро и обернется. Адреса консульства и УВД вам даст дежурный по станции в Пскове. Получите визу и с этими билетами - сюда. Правда, плацкарту вы потеряете...»
Милиционер у консульства, у которого еще не было очереди: «Идите позавтракайте где-нибудь, я предупрежу, что вы первыми заняли очередь».
Мы не только позавтракали, но и сделали звонок в Ригу. Я попросил коллег подойти к поезду и помочь моим американцам добраться до гостиницы, благо она была неподалеку от вокзала.
Ходатайство из консульства в отдел виз и паспортов Псковского УВД мы получили довольно быстро...
Прямым психологическим антиподом Инты Карловны оказался Вадим Воронецкий, начальник пресс-службы Управления МВД Псковской области. К нему я обратился как к коллеге, когда жена стала в безнадежную очередь к чиновнице, рассматривающей в том числе и эти самые ходатайства...
Он слушал! И было очевидно, что ему интересна история нашей семьи и необычайного путешествия моих маленьких американцев на родину русского языка. Он слушал, и у меня стал зарождаться маленький огонек надежды, что все в Риге состоится!
Потом эту самую историю от начала до конца мне пришлось повторить в кабинете заместителя начальника отдела, куда меня привел Вадим. Конечно же, не без волнения, но и не без удовольствия, потому что и здесь меня слушали. «Не волнуйтесь, я попрошу инспектора рассмотреть документы вашей супруги в обеденное время», - успокоила хозяйка кабинета.
С документами, естественно, все оказалось в полном порядке. Для оформления выездной визы никаких дополнительных документов, Инта Карловна, не потребовалось. Жене надо было до 14 часов уплатить в сберкассу положенные сборы (мизерные, кстати, не соизмеримые с суммой, которую мы с готовностью заплатили бы в качестве штрафа или взятки на границе) и сфотографироваться. На все про все оставался час. Совсем немного времени для незнакомого города. Но опять-таки выручил Вадим Воронецкий со своим автомобилем.
Визу мы получили в 16 часов. А в семнадцать, после окончания рабочего дня, Вадим Воронецкий, начальник пресс-службы ОВД, устроил нам увлекательную экскурсию по древнему Пскову. А потом мы прогулялись по его улицам. Какие участливые и неспешные люди живут в русских провинциальных городах! И что с ними делается, когда переезжают они в многомиллионные столицы?!
Дежурная в небольшой гостинице Пыталова без оформления (!) выдала нам ключи от номера и кипятильник с личными пакетиками чая. Отдохните, дескать, попейте чайку, а потом уже я вас поселю по правилам. Поселила не по правилам, «забыв» взять с нас двойную цену как с иностранцев. Для нее просто невозможно смириться с тем, что люди, говорящие по-русски, - иностранцы.
В четыре утра кассирша в Пыталово долго сокрушалась, что мы потеряли так много денег на плацкарте, и советовала добираться до Риги в общем вагоне: идет он от границы практически пустым. Но мы не рискнули и правильно сделали: поезд оказался переполненным и свободные места оказались в разных купе. Даже если бы в разных вагонах - мы были бы не менее счастливы! Что ни делается - к лучшему?
Все вышеизложенное под этим подзаголовком - не инструкция для незадачливых пассажиров. Каждый в подобных обстоятельствах действует по-своему. Одно могу сказать: чтобы в твоей судьбе приняли участие незнакомые люди, нужно быть открытым и искренним. Но лучше при этом еще и визы не терять!
Рига
После всех этих треволнений Рига показалась мне счастливой и безмятежной. Брюс назвал латвийскую столицу красивым европейским городом и был приятно удивлен, что здесь еще не разучились говорить по-русски. «Новые американки» Наташа и Юлия отнеслись довольно ревниво к этим впечатлениям: за этим фасадом, дескать, скрывается полунищее существование большинства населения. С этим, конечно же, особенно не поспоришь, нищета выплескивалась в центр города в виде взрослых и маленьких попрошаек. Но, каюсь, не хотелось об этом задумываться. Андрюша и Анечка часто вспоминают пирожковую на Элизабетес между Марияс и Кришьяна Барона. Обоим так пришлись по душе пирожки с черникой, что это немудреное заведение оказалось чуть ли не самым ярким впечатлением от всего путешествия.
Андрюше еще понравилась русская баня, выяснилось - очень любит париться. Блаженно жмурился, пока я его легонько охаживал березовым веником, и вдруг сказал: «Эдик, остановись! Послушай, что скажу. Все-таки Россия лучше, чем Америка. И знаешь почему? Потому что здесь есть русская баня. А теперь продолжай, пожалуйста».
Я почему-то не воспользовался случаем и не пояснил ему, что эта русская баня - в Латвии. Подожду следующего случая: сложные геополитические процессы не всегда постигают и взрослые американцы.
comments (Total: 1)