Олбани: из шкафа достают скелеты
Нью-Йорк вновь доказал, что является одним из самых коррупмированных штатов страны. Согласно разным оценкам, он занимает в этом позорном рейтинге едва ли не первое место, все зависит от того, что брать за точку отсчета. Если за основу принимать количество политиков и чиновников, которых поймали на горячем - взятках, откате или использовании служебного положения – то Нью-Йорк бесспорный лидер. За последние 12 лет в штате ежегодно арестовывали по таким обвинениям до 70 государственных служащих и политиков.
Сейчас в Квинсе идет суд над сенатором штата Малкольмом Смитом, которого обвиняют в том, что он пытался купить себе республиканское место на выборах мэра Нью-Йорка в 2013 году. В свое время Смит возглавлял демократическую фракцию в сенате и считался одним из самых влиятельных политиков штата. Но это не помешало ему преступить закон, потому что уж очень хотелось занять место нью-йоркского градоначальника. Политиков, которые в первую очередь думают о собственном кармане и собственных амбициях, и уже потом об интересах избирателей, в нашей легислатуре хоть отбавляй.
На прошлой неделе (РБ писал об этом) были предъявлены обвинения еще одному лидеру демократов, спикеру легислатуры штата 70-летнему Шелдону Силверу. Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка обвиняет его в коррупции, откатах, использовании служебного положения с целью обогащения, неуплате налогов и других преступлениях. Обвинение утверждает, что за годы своей службы народным избранником Силвер «заработал» на взятках и откатах более 4 миллионов долларов. Такая успешная деятельность в совокупности грозит ему 100 годами тюремного заключения.
Либерал с нижнего Манхэттена, адвокат по травмам Шелдон Силвер начинал свою политическую карьеру еще в 1976 году, когда был избран в легислатуру штата. В 1994 году он занял место спикера нижней палаты, которую возглавляет до сих пор. Силвер давно считается одной из самых влиятельных политических фигур Нью-Йорка. Именно он решает, какие законопроекты выдвигать на обсуждение своей палаты, а какие положить под сукно. Именно он, как никто другой, досконально изучил бюрократические лабиринты Олбани и научился использовать их в своих целях. В том числе, говорит прокуратура, и для собственного обогащения. Не случайно на его счетах в шести банках было заблокировано более 6 миллионов долларов.
Слухи о коррумпированности спикера ходят очень давно. Законы штата позволяют слугам народа подрабатывать на стороне. Именно такими подработками и прославился Силвер. При ставке в 121 000 долларов он ежегодно подрабатывал к основной зарплате еще несколько сотен тысяч. Например, согласно налоговому отчету за 2013 год, его побочные заработки в крупной адвокатской фирме Weitz & Luxenberg составили 650 000 долларов.
До последнего времени никто не понимал, за что спикер получает такие крупные гонорары, а сам он не торопился раскрывать источники своих доходов. Что и являлось постоянным поводом для подозрений в том, что деньги спикеру платят не напрасно. Некоторые политики даже проговаривали эти подозрения вслух.
В 2004 году, когда Силвер под разными надуманными предлогами блокировал принятие бюджета штата, тогдашний губернатор Джордж Патаки потребовал чтобы он назвал имя клиента, ради которого блокируется весь законодательный процесс. Это обвинение было брошено в присутствии других политиков, но Силвер даже бровью не повел, и пока не добился своего – не уступил.
По мнению журналистов газеты WSJ, политики в Олбани давно понимали, как зарабатывает спикер, и что он делает, чтобы отработать заказы своих спонсоров. Справедливости ради следует отметить, что так поступал и поступает не он один, а многие «слуги народа». Но подозревать одно, а доказать – другое. Доказывать коррумпированность спикера никто не хотел. Федеральной прокуратуре понадобились годы, чтобы обратить внимание на подозрительную работоспособность этого политика.
Сейчас, когда обвинения выдвинуты, можно с уверенностью сказать, что дело Силвера уникально. В штате и до этого арестовывали коррумпированных политиков, но еще ни разу под колпак прокуратуры не попадал политик такого масштаба и ранга. Ведь Силвер стоит во главе политической системы штата, он знает все возможности ее использования в личных целях. Теперь ему придется за все это ответить, и можно не сомневаться, что при определенном нажиме он расскажет многое, что поможет манхэттенскому прокурору вытащить еще не один скелет из шкафов нью-йоркской легислатуры.
Собственно говоря, Бхараре крепко повезло: расследование доходов наших законодателей началось с комиссии Мориленда, которую создал губернатор Эндрю Куомо. Куомо решил бороться с коррупцией в Олбани и пригласил в эту комиссию ведущих специалистов по уголовному праву.
Нужно сказать, что первые шаги этого органа вызывали большой энтузиазм - дознаватели комиссии рьяно взялись за дело, стали устанавливать связи законодателей и чиновников с деловыми кругами, интересоваться доходами и заработками депутатов легислатуры.
Они встречали упорное сопротивление всего депутатского корпуса, который не желал делиться такой информацией, но неуклонно двигались вперед. И, очевидно, что-то нарыли. Ничем другим объяснить внезапное закрытие комиссии нельзя. А официальная версия о том, что губернатор договорился с лидерами палат - Шелдоном Силвером и Дином Скелиосом - и теперь законодатели будут отчитываться о дополнительных доходах, особого доверия не вызывает. Равно как и история про то, что комиссия обнаружила нежелательные связи самого губернатора с бизнесменами.
Скорее всего, отчеты дознавателей выявили незаконную деятельность некоторых демократов в легислатуре, в том числе и самого спикера. А атаковать свою партию Куомо не собирался.
Как бы то ни было, но в марте прошлого года губернатор закрыл комиссию. Однако результаты этого расследования не пропали даром, эстафетную палочку подхватил федеральный прокурор Манхэттена Бхарара, который при виде громкого дела, превращается в бульдога, учуявшего сахарную косточку. Бхарара вытребовал себе результаты работы дознавателей комиссии, и на их основе продолжил неблагодарный труд по очистке авгиевых конюшен легислатуры. Он привлек агентов ФБР, он выделил особый отдел в своей прокуратуре и добился результата. Первой ласточкой стал спикер Силвер.
В чем же его конкретно обвиняют.
По словам прокурора, за десяток с лишним лет Силвер получил от адвокатской конторы Weitz & Luxenberg, которая представляет интересы людей, пострадавших от асбеста, более трех миллионов долларов в качестве referral fee или комиссионных.
В подобной оплате на первый взгляд нет ничего удивительного, адвокаты часто передают клиентов своим коллегам, за что получают комиссионные. Силвер, согласно документам, поставил конторе не меньше 100 клиентов.
Однако на самом деле, утверждает прокуратура, мошенническая схема была гораздо сложнее, чем показано в официальных документах, и Силвер получил эти деньги не потому что передал кому-то своих клиентов, а потому что умело использовал положение. Следователи ФБР установили, что Силвер ни разу не встречался ни с кем из этих клиентов, и никакого отношения к их делам не имел. Опрошенные агентами ФБР жертвы асбеста и их родственники, так и не смогли припомнить его участия хоть в одном деле.
А посылал клиентов адвокатской конторе Weitz & Luxenberg, известный специалист по лечению рака Роберт Тауб, глава Columbia University Mesothelioma Center.
Силвер познакомился с ним еще в начале тысячелетия и попросил его направлять клиентов, которые страдают от рака, вызванного асбестом, через него именно в эту адвокатскую контору. Тауб согласился и когда находил у своего пациента признаки раковой болезни, вызванной асбестом, рекомендовал ему именно этих адвокатов. За каждого такого пациента Силвер получал до 33% прибыли. При этом утверждает прокуратура, он старался скрыть участие в этой схеме врача, и несколько раз просил того не упоминать при посторонних, кто на самом деле поставляет клиентов Weitz & Luxenberg.
Однако такая помощь Тауба не могла продолжаться бескорыстно, и чтобы заинтересовать его, Силвер пообещал пробить финансирование для исследовательского госпиталя в Нью-Йорке, который принадлежал Таубу.
В 2005 году Силвер выделил ему грант в 250 000 долларов. Я не ошибся, именно выделил, так как спикер вопреки всем правилам единолично распределял гранты, выделенные штатом на развитие здравоохранения и медицинских исследований. Он придумал грант на исследование раковых заболеваний, которые были вызваны разрушением зданий во время трагедии 11 сентября 2011 года. Очень важная тема, но никто из представителей властей с тех пор так и не поинтересовался результатами этого исследования.
В 2007 году из того же фонда поддержки местного здравоохранения Силвер выплатил Таубу еще один грант такого же размера. А когда фонд иссяк, то стал искать другие способы вознаградить отзывчивого врача.
Так в 2008 году он добился выделения гранта размером в 25 000 долларов одной неприбыльной организации, где в совете директоров состоял один из родственников Тауба.
В 2012 году спикер помог устроиться на хороший пост в другой неприбыльной организации, еще одному родственнику врача. Так как организация существовала на деньги штата, распределением которых занимался спикер, добиться этого было несложно.
Таким образом, Силвер сумел за счет умелого распределения государственных грантов, положить в карман около 3 миллионов долларов, которые он якобы заработал в компании Weitz & Luxenberg. Кстати, сама фирма, по словам Бхарары, о такой подтасовке даже не догадывалась.
Доходы от этой деятельности Силвер постоянно указывал в налоговых декларациях. А вот 700 000 долларов, заработанных в другой юридической компании, которой владел его бывший советник Джей Артур Голдберг, указывать не стал.
Компания Goldberg & Iryami специализируется в области сокращения налога на недвижимость для крупных девелоперов и риэлторов. Какое отношение к ней имел адвокат по несчастным случаям с увечьями Силвер, и за что получал свои деньги стало понятно только из обвинительного заключения.
Около 10 лет назад в ответ на призыв двух известных девелоперов, владевших крупной недвижимостью в Манхэттене, помочь им в деле снижения налога на их собственность, Силвер прямым текстом порекомендовал им нанять для этой цели юридическую контору Goldberg & Iryami.
Одним из этих девелоперов, в судебных документах они не называются, был 100-летний Леонард Литвин, владелец Glenwood Management, крупнейшей компании, предоставляющей жилплощадь в аренду. Литвин, кстати, крупнейший политический донор штата, который за последние десять лет перечислил различным кандидатам от обеих партий 10 миллионов долларов, в том числе и 200 000 долларов самому Силверу и его избирательной кампании, обратился к спикеру во время одного из таких вечеров по сбору средств. Другим девелопером был владелец нескольких билдингов в нижнем Манхэттене, который спикер представляет в легислатуре.
Потом этот совет Силвера подтвердил и лоббист, который отстаивал в Олбани интересы обоих девелоперов. После таких настояний оба домовладельца наняли фирму Голдберга. Согласно судебным документам, начиная с 2011 года, эта фирма представляла 11 объектов недвижимости, принадлежавших обоим владельцам. И представляла довольно успешно. В смысле финансов. Хотя общая площадь указанных объектов составляла всего один процент от всей представляемой фирмой недвижимости, доходы от этого контракта составляли треть ее бюджета. Часть этих доходов автоматически переводилась Силверу в качестве его оплаты за консультации.
Спикер действительно смог дать девелоперам ценные консультации. Во всяком случае, в документах поданных в суд, прокуратура утверждает, что после найма Goldberg & Iryami все запросы и просьбы клиентов этой компании встречали в столице штата благожелательное отношение, и разрешались в их пользу.
При этом совершенно понятно, почему Силвер никогда не указывал этих доходов в своей налоговой декларации. Его консультации в вопросах недвижимости непременно бы вызвали нежелательные вопросы и излишние подозрения со стороны федеральных властей.
Это лишь две основных схемы заработка лидера демократов. Были и другие способы. По словам Бхарары, у его офиса в запасе есть еще обвинения против Силвера, которые он, возможно, выдвинет позднее.
Сам же спикер виновным себя не признает и обещает бороться до конца, чтобы восстановить справедливость.
Его друзья либералы, правда, не все, считают, что такого опытного и влиятельного рано списывать со счетов. Он найдет способы оправдать себя. «Я не сомневаюсь в том, - заявил мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, - что такой честный и достойный человек как Шелдон Силвер сумеет оправдаться, и очистить свое имя в суде».
Де Блазио, да и других либералов можно понять, Силвер был основным столпом либерализма в Олбани, и в стычках Куомо и де Блазио, чаще поддерживал нью-йоркского мэра. Кто же теперь будет проталкивать в легислатуре либеральные законы? Что вообще делать демократам, в особенности тем, кого Силвер может сдать прокурору, чтобы смягчить себе наказание? За кого теперь возьмется Бхарара.
А вот этот вопрос может полностью парализовать законотворческий процесс в Нью-Йорке. Потому как в нашей легислатуре и администрации штата следующим может стать любой. Почти любой.
Марк Ветров
comments (Total: 3)