Гробокопательство как часть политики

В мире
№8 (723)

На склоне горы женщина раскапывает могилу бывшего правителя страны... Внизу – панорама Тбилиси... Нет, это не кадры из великого фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Это – сегодняшняя Грузия. А то, что в картине было символичной драмой, сейчас выглядит нелепым фарсом. Вдова первого президента независимой Грузии Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа решила привести в исполнение свою угрозу – выкопать останки мужа из могилы в Пантеоне выдающихся деятелей на горе Мтацминда.
Неукротимая хранительница духа «звиадизма» поклялась сделать это, если состоится суд над ее сыном Цотнэ. И суд начался, причем не только по обвинению, за которое его с шумом арестовали – попытку убить поссорившегося с ним соседа. Припомнили ему и «шпионские связи с Россией», по которым суд был отложен, и даже события более чем 11-летней давности: мол, тогда он нанес полицейскому «повреждения легкой степени тяжести».
Адвокаты утверждают, что обвинение игнорирует элементарные правила делопроизводства: возбуждает уголовное дело без иска пострадавшего, причем уже после истечения срока давности. Сам Цотнэ считает, что обвинения добавляются по заданию властей дабы он выглядел хулиганом в глазах грузинской и международной общественности. Сидя в предварительном заключении, он дважды объявлял голодовку протеста, его выводили электрошоком из состояния, близкого к коме.
Вдова первого президента испробовала все методы для освобождения сына. Она устраивала акции возле правительственных учреждений, голодала, делала громкие заявления и даже попросила политического убежища в Германии.
В своей борьбе калбатони Манана не одинока. В стране создан Комитет в защиту Цотнэ Гамсахурдиа, которого оппозиция объявила политзаключенным. «Как известно, президент всегда освобождал тех заключенных, в том числе и убийц, которые были на стороне правящей партии. Но это дело для него – политическое, - утверждают лейбористы. - Гамсахурдиа является личным узником Саакашвили, который не может простить Цотнэ, что тот не пустил его на панихиду во время церемонии перезахоронения Звиада».
И вот, когда стены и заборы тбилисских домов украсились надписями в защиту ее сына, бывшая первая леди решилась на то, что считает вполне оправданной крайней мерой. Вместе со своими сторонниками она поднялась в Пантеон, чтобы перенести тело мужа во двор родового дома «Колхская башня», где уже захоронен его отец, выдающийся грузинский писатель. «Мы хотим жить независимо ни от кого, в своем доме, для себя, и пусть власти оставят нас в покое. Они судят моего сына по ложному обвинению, в то время как многих из них следует осудить за реальные преступления, - объявила она. - Правительство пользуется независимостью Грузии, которой добился Звиад, но не ценит этого. Более того, многие приобретения первого президента утрачены, в том числе и территориальная целостность страны».
В общем, могила на склоне Мтацминда уже была наполовину разрыта, когда вмешались духовные лица. Потом к священникам присоединились полицейские, которым от гробокопателей досталось не меньше, чем журналистам, пытавшимся запечатлеть эти удивительные сцены. В конце концов «команда Мананы» образумилась и после поминальной службы удалилась. Но полиция, приведшая могилу в порядок, до сих пор охраняет ее от новых посягательств – крутой нрав мадам Гамсахурдиа в Грузии знают все. Ее не остановит даже то, что покушение на могилу своего кумира осудили и политики, боготворящие экс-президента.
Но что говорить о различиях во взглядах звиадистов, если в самой семье Гамсахурдиа нет единства. У Звиада, точь-в-точь как в народных сказках, - три сына. Кроме Цотнэ есть еще и Константин (от другого брака), и Георгий. Первый из них – глава временной парламентской комиссии по установлению причин гибели Звиада Гамсахурдиа. Именно в этом качестве он побывал недавно в Москве, где встретился с высокопоставленными грузинскими чиновниками начала 90-х годов. И после этих встреч он убедился, что его отец был убит по приказу Шеварднадзе. Более того, бывший премьер-министр Тенгиз Сигуа сообщил ему, что Борис Ельцин в конце 1993 года серьезно подумывал о разделе Грузии на две части: в Восточной должен был править Шеварднадзе, а в Западной - Гамсахурдиа. Так что ясно, кому мешал президент-националист.
Сам Шеварднадзе, естественно, отрицает, что причастен к смерти Звиада, но при этом делает интересную оговорку: «О его ликвидации мне стало известно поздно». А ведь Эдуард Амвросиевич сам объявил народу, что Гамсахурдиа застрелился. Но это – дела минувших дней, а сегодня Константин, раскапывающий историю гибели отца, мягко говоря, не в ладах с мачехой, раскапывающей могилу.
Впрочем, не особенно ладит с собственной матерью и третий сын экс-президента – Георгий. Идеи звиадизма его особенно не обуревают, он занимал высокий пост в МВД еще при Шеварднадзе, а в политику и сейчас не лезет. Но вот года полтора назад «скорая» привезла г-жу Манану в больницу с огромными синяками на лице. В народе тут же заговорили, что ей досталось во время «разборки» с сыновьями. И многие в это сразу поверили, зная характеры членов экс-президентской семьи. Но Георгий заявил, что его мать мыла окна и упала с высоты. А несколько дней назад Манана сама нанесла своему старшему сыну удар, правда словесный. Она заявила, что Георгий как государственный служащий «находится под шантажом властей и поэтому не может возвысить голос в защиту арестованного брата».
В ответ сын открыто подвел итог «высоким семейным отношениям»: «К нашему всеобщему сожалению, именно мой брат Цотнэ и моя мать своими бессмысленными и неуравновешенными действиями дискредитируют имя Звиада Гамсахурдиа. И все это терпят только из уважения к памяти покойного президента...»
Что ж, граф Лев Николаевич Толстой, как всегда, был прав: каждая семья несчастна по-своему. Даже если это семья бывших первых лиц государства. Но вся беда в том, что вдова Гамсахурдиа, ненавидящая любую власть кроме той, что была при ее супруге, явно стремится на хворосте своих семейных дел разжечь в стране пожар гражданского противостояния.
Можно не сомневаться, что власти доведут громкий судебный процесс над Цотнэ до конца. Как и в том, что Манана пойдет на самые непредсказуемые действия. И тогда Саакашвили получит огромную армию противников из Западной Грузии, где все, связанное со Звиадом, – священно. И где никто уже сейчас не сомневается в том, что правительство вынудило героическую вдову идти на такое кощунство, как осквернение могилы человека, которого в Мингрелии чуть ли не приравнивают к Богу.


comments (Total: 28)

Дурдом...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Eta - iz porodi sumanshedshih

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Так ведь, само напршивается. Если бы еще не в Грузии происходило... А так все точно. Тольеко женщина другая. Эта - из диктаторской породы.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
А параллель с "Покаянием" - весьма удачная

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Поддерживаю предыдущих двух ораторов. Семейка действительно безумная и семейные отношения в Грузии отнюдь не характеризует. Как и вообще весь грузинский народ.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Зачем сравнивать традиционно почтительные внутисемейные отношения в Грузии с тем пьяным безобразием, что творится в российской глубинке? Ну да, где-то эти отношения на порядок хуже. Разве это как-то оправдывает сына, поднявшего руку на мать?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Безумная семейка какая-то.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Не хнычь, Рашка, ВВП и Медвед в рай вывезут! Ты еще не там, Савелий?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Опять с грузинской темы - наезд на Россию. На этот раз - на ее семьи. Хватит, уважемые батоно и калбатоно! На себя оглянитесь!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Что написал г-н Арчил прочесть трудно, однако смысл ясен. Но, хоть и есть в Грузии "пмлествичми" стремления к Западу, это не идет в сравнение с деградацией российских семей.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

1 2 3
Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir