ХозЯин Вечной Мерзлоты в беде

Досуг
№6 (721)

В США появится еще одна резервация для аборигенов, правда, на сей раз – для четвероногих. Федеральное правительство приняло решение выделить часть побережья Аляски для свободного проживания... белых медведей. Заповедная зона составит более 200 кв.миль, из которых 93% придется на морской лед, а остальное – на острова и полоску берега. Мера эта, можно сказать, вынужденная, поскольку популяция самых крупных хищников планеты стремительно сокращается.

Россия тоже принимает соответствующие меры по их спасению. На архипелаге Новая Земля, где находится один из важнейших ареалов размножения карско-баренцевой разновидности белого медведя, будет создан национальный парк “Русская Арктика”,  что позволит, как считают специалисты, хотя бы частично компенсировать ущерб, наносимый животным глобальным потеплением.
Впервые грозные предвестники вымирания белого медведя были замечены в 2006 г, тогда-то правительства двух стран – США и России начали совместно обдумывать, как сберечь популяцию и отвести нависшую над нею беду. Годом позже между США и Россией было достигнуто соглашение об охране и ограничении отстрела чукотско-аляскинского белого медведя. А Палата представителей Конгресса приняла закон о сохранении белого медведя, как вида, с целью “не допустить нарушения баланса в естественной среде обитания”. На эту программу было ассигновано по $2 млн с каждой стороны.
С тех пор в Москве прошло не одно заседание российско-американской комиссии “по делу белых медведей Арктики”, а окончательный вердикт должен быть вынесен не позднее 30 июня 2010 года.
Сложность проблемы усугубляется тем, что на Аляске действует закон, согласно которому коренным жителям поселков, расположенных на побережье морей Берингова, Чукотского и Бофорта, разрешена, хоть и в ограниченном виде, охота на белого медведя.
На российских территориях охота запрещена с 1956 г. Но зато там процветает браконьерство, и неизвестно, что наносит медвежьей популяции больший вред. По накалу страстей незаконное истребление белого медведя сравнивают с контрабандой наркотиков. У медведя ценится не только великолепная шкура, но и мясо, а особым деликатесом восточной кухни считаются лапы. Так что черный рынок, приносящий браконьерам огромные прибыли, продолжает процветать.
Есть в Арктике и еще одна проблема, влияющая на жизнь белых медведей, - резкое потепление у берегов Аляски.  Экологи утверждают, что основная причина этого – постоянный рост  добычи нефти и газа в регионе, что ускоряет таяние паковых льдов (многолетних или свободно плавающих в океане ледяных массивов).
На месторождениях северной оконечности Аляски начиная с 1973 г уже добыто 13 млрд баррелей нефти, и предполагается, что еще столько же можно добыть. Осенью 2008-го Палатой представителей был принят законопроект об отмене запрета на добычу нефти и газа на континентальном шельфе и о строительстве газопровода из Аляски через Канаду на основную территорию страны. Коренные жители Аляски бьют тревогу. Но, похоже, их попросту не хотят слышать.
Поскольку больше половины существующих в мире белых медведей (60% от 22 тыс.) обитает у берегов Канады, эта страна также стремится не допустить их вымирания. Группа канадских ученых из Центра по изучению Севера в университете Лаваля подсчитала, что в результате глобального потепления летний лед в Арктике может исчезнуть уже к 2013, т.е. гораздо раньше, чем было предсказано местными экологами (речь шла о 2100 годе). Максимальная летняя температура в здешних краях в последние годы превышала норму на 15%.
Но это лишь голос ученых. Власти же разных стран больше интересуются запасами нефти и газа в континентальном  шельфе. Так что, похоже, полярным мишкам ничего хорошего в будущем не светит.
Несмотря на то, что климатические условия на обоих полюсах нашей планеты вроде бы схожи, природа так распорядилась, что на Южном полюсе - в Антарктике - обитают пингвины, являясь ее символом и уникальной достопримечательностью, а на Северном – в Арктике - безраздельно царят белые медведи.
Весь образ их жизни связан со льдом и снегом. Медведицы, вынашивающие детенышей, находят углубления в сугробах и впадают в зимнюю спячку на период полярной ночи. Снежные бураны заносят берлоги, и никому не догадаться, что где-то там, в глубоких снегах, рождаются крохотные медвежата и медленно набираются сил, доводя до истощения полуспящую мать.
А с наступлением весны и света мамаши выбираются на поверхность и начинают учить своих детенышей жить в суровых условиях Арктики, охотиться и расправляться с добычей, плавать и прыгать со льдины на льдину.
Выслеживая тюленей, белые медведи совершают за день многокилометровые пробежки. Они совсем неплохо плавают, но при условии, если заплывы короткие, от льдины к льдине. Природа подарила им поистине уникальную шубу, приспособив ее для выживания в экстремальных условиях. Медведь выходит сухим даже из ледяной арктической воды. Густой и длинный мех не пропускает ни холод, ни воду, он настолько надежно удерживает тепло тела, что белого медведя не может обнаружить на снегу даже инфракрасная съемка. Отличной теплоизоляцией служит и подкожный слой жира – у хорошо отъевшегося накануне зимы зверя он достигает до 10 см. Да только вот последние годы белые медведи ходят в основном отощавшие, полуголодные.
Из-за глобального потепления дрейфующие льды истончились настолько, что крошатся и проваливаются под лапами тяжелого зверя. Ледяные поля (паковые льды) попросту перестают существовать, на смену им приходят огромные пространства открытой воды. И не имея возможности выбраться на твердую поверхность, зверь зачастую тонет.
Еженедельные наблюдения с воздуха, которые проводит американское Управление охраны дикой природы, показали, что последние годы белые медведи все чаще собираются на берегу, тогда как они приспособлены для охоты только на льду, за водоплавающими животными, и не умеют охотиться на сухопутных. Поэтому летом многие из них вынужденно становятся вегетарианцами, довольствуясь злаками, осокой, лишайниками, мхами и ягодами.
Но на таком голодном пайке подкожный жир, чтобы выжить лютой зимой,  не наберешь. И голод толкает мохнатого хищника на поиски съестного к людям. Члены арктических экспедиций рассказывают, что он идет на запах пищи напролом, круша все на своем пути.
Встреча с белым медведем, при каких бы обстоятельствах она ни происходила, опасна еще и потому, что у него отсутствует мимическая мускулатура, и по выражению его морды невозможно определить, в каком настроении он в данный момент пребывает – в умиротворенном или агрессивном. Так что и для зверя, и для человека лучше, чтобы каждый оставался в своей естественной среде обитания.
А пока Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund) бьет тревогу: популяция белых медведей находится в катастрофическом положении. Уже через 20 лет в Арктике может начаться их массовое вымирание, а через 50 лет численность животных сократится на 50-70%.
“Если не принять немедленных мер, Арктика скоро изменится до неузнаваемости, – предупреждает эксперт по проблемам климата Тонье Фолкестад. – И наши внуки будут узнавать о белых медведях только по книгам”.
WWF требует, чтобы на период, пока не появятся свидетельства об улучшении состояния популяции, США ввели на территории Аляски мораторий на охоту на белого медведя.
“Для любого, кто интересуется тем, как глобальное потепление и уменьшение морских льдов отразится на белых медведях, ответ очевиден – они умирают”, – считает Ричард Штайнер, профессор морской биологии из Университета Аляски.
Но хочется верить, что человек все-таки найдет способ помочь холодостойким косолапым. Ведь восстановили же частично в Америке практически истребленную популяцию бизонов. Быть может, заповедник, который решили открыть на Аляске, сыграет свою положительную роль.

 


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir